Конспект индивидуального логопедического занятия по теме Автоматизация звука л в слогах, словах и предложениях едложениях


Индивидуальное логопедическое занятие
«Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»
Автор:
Стрельникова Мария Николаевна,
учитель – логопедТОГБОУ «Центр лечебнойпедагогики и дифференцированного обучения»
Тамбов
Цель: формирование правильной речи, автоматизация звука Л.
Задачи:Образовательные:
упражнять в правильном произношении звука Л в слогах, словах, предложениях;
уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука Л;
упражнять в определении наличия и места звука Л в словах;
упражнять в подборе слов-антонимов;
закреплять знания по темам: «Зима. Новый год. Зимние забавы детей».
Коррекционно-развивающие
развивать устную речь, внимание, мышление;
развивать фонематическое восприятие;
развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
развивать пространственную ориентировку и внимание;
развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание;
развивать подвижность речевого аппарата;
развивать память;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные
воспитывать любовь к природе;
воспитывать самоконтроль над речью.
Наглядность и оборудование: индивидуальное зеркало, компьютерная программа «Игры для Тигры», картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, посылка от Деда Мороза (почтовый ящик), фигурка слона, разрезная картинка «Снеговик».Словарь:
Дед мороз, снеговик;
Слова-антонимы
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
II.Сообщение темы занятия.1.Сегодня мы с тобой вновь будем тренироваться произносить звук Л.
2.Уточнение артикуляции звука.
Но сначала давай вспомним как мы произносим звук Л. Где язычок?
Дай характеристику звуку Л (согласный, звонкий, твердый)
III. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
- Для того, чтобы уметь говорить и красиво, четко, чисто, выразительно, необходимо потренировать наш язычок и губки.
«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»IV.Игра «Поймай звук». Чтобы звук больше не терялся, поймай его крепко и сожми в кулачек. Слушай внимательно. Как только услышишь звук Л, сожми крепко руки в кулачек или потряси погремушкой: ла фара ха рололулы. Какой звук ты сейчас ловил? (Л)
V.Мне сегодня передали посылку и сказали открыть на занятие. Давай узнаем, что в этой посылке и от кого она. Тут какие то задания. Давай сделаем эти задания и узнаем, что будет дальше.
Предметные картинки со словами со звуком Л. Назови что здесь нарисовано. Повторяй за мной. Четко произноси звук Л.
Теперь давай поиграем в игру «Что пропало?».Закрывай глазки. Какая картинка пропала?
Достаем следующее задание. Разложим картинки по домикам, определим где стоит звук Л (в начале слова, в середине, в конце).
Раскладываем и проговариваем каждое слово.
А это кто? (Слон). Надо помочь слону пройти по клеточкам и найти слово. Одна клеточка вправо, какое слово? …
VI.Физкультминутка
Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой рукипо ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной,то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
VII. Развитие мелкой моторики.
Давай помассируем наши пальчики.
1.Ребенок катает шарик «Су-Джок» между пальчиками одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Л.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила.
Миле в глаз попало мыло.
-Что ты плачешь наша Мила?
-Я выплакиваю мыло.
Жил-был белый, белый слон.
Бел, как облако был он.
Был белее слон белил,
Булки белые любил.
2.Одеваем колечко на пальчики по очереди начиная с мизинчика.
Этот малыш – милый, славный
Этот малыш – смелый
Этот малыш – ласковый
Этот малыш – послушный
Этот малыш – веселый
3. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково». Логопед катит шарик по столу называя слово, ребенок ловит шарик и откатывает его назад, называя слово ласково.
Лошадь-лошадка, белка-белочка, слон-слоник, тарелка-тарелочка, палка-палочка
VIII. 1. А здесь какие то половинки. Давай попробуем составить из них картинки. Кто это? (Снеговик)
Я буду говорить тебе слова, а ты скажи как будет наоборот.
Снеговик не маленький, а… большой.
Он не злой, а… добрый.
Ведро у него на голове не полное, а…пустое.
Оно не тяжелое, а…легкое.
Нос-морковка у снеговика не короткий, а…длинный.
Глаза-уголки у него не закрыты, а… открыты.
Встрече с тобой он не сердится, а …радуется.
Добавь в каждое предложение слово со звуком Л. Как будет наоборот? Скажи полным ответом.
У березки ствол тонкий, а у дуба- …толстый
Заяц трусливый, а лев-…смелый
Суп горячий, а мороженое-… холодное
Воздушный шар легкий, а гиря-… тяжелая
2. А здесь нам даны интересные предложения. Сначала послушай, а затем повтори.
Мила надела халат, села и съела салат.
Катя на полке забыла заколку.
Николка долго искал иголку.
Алла купила в палатке булавку.
Вадим устал и долго спал.
У Кати на пол упал пенал.
Папа уехал на вокзал.
У ёлки иголки колки.
3. Выбери картинки со словами в которых есть звук Л.
4. «Лабиринт 3 ». Пройди по лабиринту называя картинки, четко произнося звук Л. Начинай от звездочки.
Игра «Половинки». Я загадаю слово и назову его начало. А ты добавь недостающую часть слова. Картинки помогут тебе справиться с заданием.
5. «Ребус»
Бу(лавка) Что за слово?
Ку(лак) Что за слово?
Каб(лук) Что за слово?
IX.Осталось узнать, кто приготовил нам все эти задания? Для этого надо отгадать загадку.
Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка ...
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...
(Дед Мороз).
X. Итог урока.Оказывается, Дед Мороз решил перед новым годом проверить справишься ли ты с заданием. Но у тебя был замечательный помощник – звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? (Л)