Урок литературы Малые фольклорные жанры(5 класс)

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Что такое фольклор? Малые фольклорные жанры.
Цель: познакомить с толкованием термина «фольклор», с малыми фольклорными жанрами, особенностями фольклорных жанров.

Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать малые жанры фольклора, их отличительные особенности; уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: ученик желает совершенствовать свои знания и умения.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, слушает т извлекает нужную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет работу в группах.

Работа в группах: 4 группы. Деление на группы проводится на предыдущих занятиях. Группа состоит из учащихся с разным уровнем развития основных учебных навыков, чтобы реализовывать возможности взаимопомощи учащихся в процессе получения знаний на уроке.
Ход урока.

Приветствие.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Сейчас каждая группа поприветствует всех и пожелает что-нибудь хорошее своим одноклассникам. Давайте вспомним правила работы в группе.( 1 слайд)

Правила работы в группе
Смотрю на собеседника.
Я слышу, я вижу.
Я согласен или не согласен.
Говорю свой ответ.
Доказываю свое мнение.
Приходим к согласию.

- Результаты работы группы вы оцените в течение урока в контрольно-оценочных листах. Оценка выставляется по 5 бальной системе. В 3 колонке вы можете вписать фамилии участников группы и по итогам урока выставить оценки.
Критерии оценки
Баллы
Индивидуальная оценка участников группы

1.Продуктивность
(правильность)





2.Дружелюбность







3. Сплоченность






4. Распределение ролей





5. Эмоциональное отношение
(понравилась ли работа, довольны ли?)









Актуализация темы урока.
Звучит фольклорная песня.( колядки)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Поднимите листок с названием темы урока.

Постановка целей.
-Какие вопросы мы сегодня должны разрешить на уроке?

По ходу урока каждая группа должна создать книжку-гармошку из отдельных страничек. На них нужно разместить основной материал о фольклорных жанрах. Ваши работы будут участвовать в выставке «Наше творчество на уроках».

Посмотрите на столы, какие у вас должны быть странички, как они называются.
-Какие сведения можно разместить на свободных листочках.?( определённый жанр фольклора и его отличие, примеры)
Выберите себе страницу книжки, над которой вы будете работать.

Артикуляционная разминка.
Каждой группе выдается карточки со скороговорками. Потренируйтесь в чтении. 2 человека от группы прочитают скороговорки для класса.
-Чьё чтение вам понравилось больше? (выступающие получают жетоны).

Добры бобры Идут в боры.
Добр бобр для бобрят.

Шли сорок мышей, Несли сорок грошей. Две мыши поплоше Несли по два гроша

Шит колпак, Да не по-колпаковски. В том колпаке  Полколпака гороху

Четыре черненьких Чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.

Работа над термином «фольклор».
-Какая страница в книжке будет первой? Мы должны дать определение термину фольклор.
- Какие ещё сведения должны выбрать?
- Давайте проверим, кто и какую информацию будет выбирать по ходу просмотра сюжета.( 1,2, 3 стр. одинаковые у всех групп).
- Какую информацию можно разместить на страничках без подписи? ( сведения о фольклорном жанре и примеры текстов)

- Попробуем найти подсказку в видеосюжете. Всю важную информацию вы будете записывать на своей страничке по теме.
Видеосюжет.

-Давайте поделимся мнениями, прочитайте, какую важную информацию вы выписали.
- Расскажите, что ещё запомнили?

- Где ещё можно найти важную информацию по теме урока?( статья учебника)

6.Работа с учебником.

Чтение статьи и выбор информации.
-Какие сведения из статьи можно разместить на страничках буд
·ущей книжки?


7.Чем же отличаются фольклорные жанры?

- Послушайте фрагменты текстов, назовите, какой это фольклорный жанр?
-Чем отличается этот жанр? Запишите ответ на листке, для проверки группы меняются листками(взаимопроверка) (Правильный ответ на слайде)

Слушание фрагментов, проверка, устные высказывания о результатах работы каждой группы.
( колыбельная, закличка, сказка)

9. Игра «Собери пословицу»

Каждая группа получает карточки с фрагментами пословиц. Задание – составить пословицу, объяснить её смысл. ( пока дети готовятся, учитель проверяет задание по определению жанров )

Чтение пословиц и их объяснение. Выступает каждая группа.( получают жетоны)

Карточка № 1.
Слово - не воробей, вылетит- не поймаешь.
Семеро одного не ждут.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Чай пить – не дрова рубить.
Хлеба ни куска – везде тоска.
С книгой жить, век не тужить.
Карточка № 2.
1.Слово - серебро, молчание – золото.
2.Копейка рубль бережет.
3.Спасибом сыт не будешь.
4.Книга- твой друг, без нее как без рук.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Доброе слово и кошке приятно.
Карточка №3
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Повторенье - мать ученья.
Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.
Не спеши языком, торопись делом.
Сделал дело, гуляй смело.
Карточка № 4
Маленькое дело лучше большого безделья
Дружба дружбой, а служба службой
На смелого собака лает, а трусливого кусает
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки
Ученье – свет, а неучен6ье – тьма.
Всякий кулик своё болото хвалит.
-Чем отличается этот жанр?


10. Конкурс «Отгадай загадку» (получают жетоны)

Этот глаз - особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки - Раздают всем огоньки. (Спички)

Я подмышкой посижу и что делать укажу: Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это? (Чайник)

Бьют его рукой и палкой - Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч)


Внутри пустой, А голос густой. Сам молчит, А бьют ворчит. (Барабан)
Ни пера, ни крыла,  А быстрее орла,  Только выпустит хвост Понесется до звезд.  (ракета)


Хвост на дворе, Нос в конуре. Нос повернется, Дом отопрется. (ключ)

Она туда, куда и ты, НИ пить, ни есть не просит. НО так боится темноты, Что тут же тебя бросит. (тень)

- Чем отличается этот жанр?



11. Подведение итогов. Домашнее задание.

-Какие знания мы получили на уроке?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Какое толкование термину фольклор можно дать.
-Какие фольклорные жанры запомнили?
- Что общего можно отметить у всех жанров фольклора?( слайды презентации)

- Какую страничку вы выбрали?
- Какую информацию на ней нужно расположить?
Мы сегодня только собирали материал, а оформить свою страничку вам нужно будет дома. Это будет вашим домашним заданием. Когда странички будут готовы, мы сможем собрать книжки, провести выставку ваших работ.



12.Рефлексия и самооценка деятельности на уроке.

Давайте оценим вашу деятельность на сегодняшнем уроке.
Оцените работу вашей группы, проставьте баллы в оценочный лист.
Впишите фамилии ребят, которые получили дополнительные жетоны ( их количество), ребят, которые проявили большую активность в работе, оцените по пятибалльной системе работу всех участников вашей группы.

Поднимите руки, кто получил «5»
Кто получил «4»
Какие эмоции вы испытали на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Сдайте оценочные листы, ваше мнение будет учитываться при выставлении оценки за урок.

Давайте возьмемся за руки, скажем друг другу спасибо за помощь и совместную работу.




15