Конспект НОД. Составление творческих рассказов по пословицам.

РМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности ДОО Георгиевского муниципального района Ставропольского края.
Руководитель РМО Зайцева Елена Вячеславовна


Утверждаю:
заведующий МБДОУ «Детский сад №24 «Теремок» ст. Незлобной»
_________Крапивкина Н.П.









Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в области «Речевое развитие»
Тема: «Составление творческих рассказов
по пословицам»
(подготовительная группа)








Щеколдина Г.Ю., учитель-логопед
Русьян Ж.А., воспитатель







ст. Незлобная
2015 год Вид: занятие - игра
Форма: подгрупповая
Тема: «Составление творческих рассказов по пословицам».
( подготовительная группа)
Цель: закрепление навыка составления творческих рассказов 
Задачи:
Обучающие: Формировать умение составлять короткие творческие рассказы по пословицам с использованием ИКТ. Уметь ориентироваться в наглядном материале при составлении собственных рассказов. Обучать элементам техники выразительных движений: эмоции страха, грусти и радости.
Коррекционно – развивающие:. Развивать связную речь, словесно – логическое мышление, память, зрительное внимание. Закреплять навык самоконтроля за собственным произношением. Употреблять в речи сложные союзы.
Воспитательные: Совершенствовать умение понимать простой и переносный смысл пословиц. Применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Самостоятельно называть продолжение пословиц,
Здоровьесберегающие: стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения; создать эмоционально - комфортную обстановку
Предварительная работа:
1.Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателем, логопедом, родителями)
2.Чтение художественных произведений (с воспитателем и логопедом) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б.В. Шергин).
3.Заучивание потешки «Скок – поскок! Молодой дроздок»
Словарная работа: малые фольклорные формы, потеха, кулик, дроздок, невеличенька, молодиченька, фитболы.
Индивидуальная работа: коррекция звукопроизношения
Демонстрационный материал:
1 Выставка книг по малым фольклорным формам.
2 Диск « Пословицы»
3 Картинки пословиц.
4 Конверт с пословицами.
5 Воздушный шар.
6 Звездочки.
7 Фитболы.

Ход игровой НОД
I . Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет сюрприз, я вас провожу на книжную выставку. Там уже нас ждет Галина Юрьевна.
Дети рассматривают книжную выставку.
Логопед. На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества – малые фольклорные формы. Назовите их.
Дети. Потешки, песенки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, поговорки, загадки, считалки.
II. Основная часть
1)
Логопед. У народа для всякого случая есть короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?
Дети. Смелости, дружбе, верности, трудолюбию.
Логопед. Вы уже знаете много разных пословиц. Хотели бы вы поиграть в игру «Назови пословицу и расскажи о ней. » Я приглашаю вас найти себе пару, с кем бы вы хотели говорить об угаданной вами пословице. Посмотрим слайды, которые помогут вам отгадать пословицы и рассказать о них.
Дети стоят парами и смотрят на экран. Один ребенок рассказывает пословицу, а другой объясняет ее значение.
1-й слайд:
Изображение к пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Ребенок. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ребенок. Это значит, что нельзя делать два дела сразу, например, рисовать и играть в куклы. Если много делать дел сразу, ничего не получится.
2-й слайд:
Изображение к пословице «Яблоко от яблони недалеко падает»

Ребенок. «Яблоко от яблони недалеко падает»
Ребенок. Дети всегда похожи на своих родителей, потому, что всегда много дел делают вместе.
3-й слайд:
Изображение к пословице: «Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ребенок. Любишь кататься, люби и саночки возить. Ребенок. Я люблю играть, рисовать, но после игры надо все убирать: вещи, игрушки, посуду.
4-й слайд:
Изображение к пословице: «Каждый кулик хвалит свое болото».
Ребенок. Каждый кулик хвалит свое болото. Ребенок. Иногда люди очень себя любят и хвалят только себя, свои вещи, игрушки, дом. И говорят, что у других все плохое.
5-й слайд:
Изображение к пословице: «Семеро одного не ждут».
Ребенок. Семеро одного не ждут.
Ребенок. Бывают люди, которые все делают медленно: одеваются, кушают, убирают игрушки, а другим надо им ждать, вот и говорят, что семеро одного не ждут.
2)
(раздается стук в дверь)
Логопед. К нам кто – то пришел в гости. Да это Пяточок, он нам принес воздушный шар. А на нем конверт, хотите узнать, что в нем? Тогда садитесь на свои места. Тут задание для вас - придумать истории по пословицам, которые мы уже знаем.
Логопед. Вам нужно не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих друзей. Каким должен быть рассказ?
Дети. Интересным, подробным
Логопед. Как нужно рассказывать? Дети. Выразительно, четко, громко, без больших пауз.
Логопед. Подумайте, где могут произойти эти истории?
Дети. В саду, на даче, на улице, дома, в гостях. 3)
Слайд 6 Картинки всех пословиц
Примерные рассказы детей.
Логопед. Перед вами слайды с пословицами, подумайте, по какой пословице вы бы хотели составить рассказ?
1-й ребенок. Я бы хотел(а) рассказать по пословице: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Мы пошли на прогулку и стали играть в игру. Я была ловишкой. И захотелось мне поймать и Вику, и Киру. Я за ними побежала, а они разбежались в разные стороны и никого я не поймала. Вот и получается, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Логопед. Еще кто хочет придумать рассказ, по какой пословице?
2-й ребенок. Я выбрал пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает». У меня папа - механик. Он научил меня работать молотком, отверткой, гаечным ключом. А еще мы вместе меняли колеса на машине. Я хочу стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Логопед. Альберт, выберите пословицу, по которой тебе хочется составить рассказ.
3-й ребенок. Мы с папой в магазине увидели очень красивый конструктор. Я попросил его купить. Папа купил конструктор. Дома я играл, мастерил самолет, машину, а потом устал и пошел рисовать. Тогда папа сказал: «Любишь кататься, люби и саночки возить.
4-й ребенок. Мне понравилась пословица: « Каждый кулик хвалит свое болото». Мой друг Саша говорит, что его велосипед лучше. У него звонок есть и ручной тормоз. А я свой хвалю. У моего велосипеда есть корзинка, багажник. Получается, каждый кулик хвалит свое болото.
5-й ребенок. Я придумаю рассказ по пословице: «Семеро одного не ждут». Вчера мы собирались на прогулку. Дети быстро оделись, а Никита не хотел одеваться, он баловался, смеялся. Дети оделись и ждали его. Вот и получается, что семеро одного не ждут.
6-й ребенок. А я тоже хочу рассказать по пословице « Любишь кататься, люби и саночки возить». Мы с сестрой (мамой) зимой пошли кататься на санках с горки. Горка была высокая и скользкая. Я быстро скатилась с горки. Вести санки в гору было трудно. Я попросила сестру довести мне санки. А она ответила: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Логопед. Интересные у вас, дети, получились рассказы. А зачем вы их придумывали, для чего? Может ли вам умение сочинять, придумывать пригодиться когда-нибудь?
Как видите, старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. И все вы молодцы – очень старались. За свои интересные рассказы получаете звездочки. А теперь, как говорится еще в одной русской пословице - «Делу время – потехе час», это значит пришло время немного отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас попрыгаем на фитболах. Давайте вспомним потешку «Скок – поскок! Молодой дроздок».
Физминутка на фитболах.
Проговаривание потешки сидя на фитболах.
Скок – поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька.
Сама с вершок,
голова с горшок.
Шу - вы! Полетели –
На головушку и сели.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свою половинку». Перед вами на столе перевернутые карточки с пословицами. Возьмите одну карточку и найдите свою половинку. Назовите свою пословицу.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изобразить этюды по пословицам.

Этюд на выражение страха по пословице «Трусливому зайке и пенёк – волк».
Воспитатель: Зайчонок скачет по тропинке, постоянно оборачиваясь вокруг нет ли кого - нибудь. Вдруг он пугается увидев пенёк. Зайчонок сжимается от страха.

Этюд на выражение грусти и радости по пословице «Нет друга – ищи, а нашёл - береги».
Воспитатель: Ребенок грустный гуляет по парку и вдруг видит, что на скамейке сидит его друг. Как же обрадовались они друг другу! Выразительные движения: объятия, улыбки.

Этюд на выражение вины по пословице: Правду как не прячь, она всё равно наружу выйдет».
Воспитатель: Ребенок разбил вазу, он чувствует свою вину, и мама его ругает.
Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

III.
Итог.
Воспитатель:
Наша игра закончилась. Вы все молодцы (дать краткую характеристику деятельности каждого ребенка). Вы мне все очень понравились. И я вижу, что настроение у вас хорошее. А на что оно похоже?
Игровое упражнение: «Солнышко» (рефлексия настроения и эмоционального состояния).
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.

Воспитатель: Я предлагаю сейчас отправиться в нашу группу и там нарисовать свои рассказы. И поместить их в наш уголок творчества.