Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для дошкольников — Весна -красна


Комплексное занятие по экологическому воспитанию:
на тему «Весна – красна»
Выполнила
воспитатель:
Искандарова О.В.
2015 год
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. 3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к природе.
2.Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение,  солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; магнитофон, готовая картинка с одуванчиком, желтая бумажная салфетка, клей ПВА, ножницы, листы цветного картона.
Аппликация: Тема « Одуванчик»
Цель: - расширять представление детей о временах года – весне, её признаках, о первых весенних цветах.
- развивать творческие способности у детей
- учить сминать, формировать шарики из салфеток и наклеивать в соответствии с замыслом.
- развивать мелкую моторику
- воспитывать любовь к красоте природы – цветам.
Ход занятия:
I  часть.
Воспитатель читает народные припевки:Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,Выгляни, солнышко, с утренней поры.Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?Встретило ли, красное, ты свою сестру?Видело ли, солнышко, старую Ягу,Старую Ягу, ведьму Зиму?Как она, лютая, от Весны ушла?От красной бежала,В мешке стужу несла,В мешке холод несла,Холод на землю трясла!– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну      - “Красная”?- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
Ребята, о весне писатели много пишут стихотворения. Мы тоже с вами выучили, давайте послушаем Аделя Гатауллина, Снежану.
Также о весне пишут музыку не только композиторы, но и сама природа создает удивительные произведения. Давайте послушаем (звучит капель, журчание ручейков, щебет птиц, шум дождя, звук грозы»)
- О чем это музыка, что вы услышали, о каком времени года?- Правильно о весне. Какая ребята весна?II часть.
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.- Каким весной становится небо? (голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. - А что такое сокодвижение?  (Ответы детей)- Правильно, от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.- А, что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна - красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся –Взвился вверх и полетел.         
  III  часть.
- Ребята, сейчас поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали: Ручей – ручьиДождь – дождиСолнце – солнцеСкворец – скворцыГнездо – гнёздаСосулька – сосулькиПроталина – проталиныЛист – листьяКапель – капельНасекомое – насекомыеДерево – деревья  и т.д.IV  часть.
Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.). - Я предлагаю сделать аппликацию, мы с вами будем делать весенний цветок – одуванчик. Какого цвета этот цветок? (ответ детей)
-Ребята, у вас на столе есть цветные листы, на них уже готовые стебли с листочками, не хватает цветка. Цветок одуванчика мы сегодня сделаем из желтой бумажной салфетки.
Дети работают под спокойную музыку.
-Какие замечательные одуванчики у вас получились. Теперь сложим готовые одуванчики на стол и у нас получится весенний луг.
Анализ занятия: Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? А что нового вы узнали назанятии? Про какое время года мы с вами говорили? Как вам кажется весна – красивое время года? Молодцы, спасибо за работу.