Программа дополнительного образования по патриотическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № от . .20 г.
Авторская программа
дополнительного образования
патриотического кружка
«Сынские дошколята»
Возраст 5-7 лет
(срок реализации 1 учебный год)
Автор программы:
старший воспитатель Смирнова О.О.
с.Овгорт
-2014г-
Пояснительная записка
Сынский край,
Мой край родимый!
Самый чистый и родной!
Оберег ты мой хранимый,
Для меня – ты мир иной...
(О.О.Смирнова)
Настоящая программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности – профильная, по степени авторства – авторская, разработанная индивидуально старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Теремок», по сроку реализации – одногодичная, то есть на один учебный год, по особенностям развития – общая. Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.
Актуальность программы.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. И в первую очередь – это «Малая Родина». Наша Родина – это «Сынский край». В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к народному творчеству к культурным традициям. Каждый человек должен знать историю малой Родины. К сожалению, что в современном мире представления детей дошкольного возраста о родном крае поверхностны и отрывочны. Конечно, у детей есть знания о родном «Сынском» крае, но они элементарны, например, не все дети знают название поселка, района, иногда даже улицы, на которой они проживают, и в основном не знают об окружающем мире родного края. В наше время, дети с раннего возраста увлечены новыми компьютерными технологиями, играми, сотовыми телефонами, зарубежными мультфильмами, различными детскими планшетами, и забывают о жизни и развитие родного края, поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю уже с дошкольного возраста.
Понимание данной проблемы и явилось ведущим мотивом программы «Сынские дошколята» по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, программа предназначена для работы дополнительного образования в кружке дошкольного учреждения детского сада «Теремок». Программа названа в честь нашей родной местности, которая расположена в Шурышкарском районе, в ее содержании большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории, народам, творчеству родного края. В процессе занятий у детей сформируются психические процессы, будут развиваться умственные, творческие и музыкальные способности. Формирование разнообразных навыков и умений будет происходить в едином процессе ознакомления детей с историей и культурой.
Новизна заключается в том, что в воспитательно-образовательную работу кружка «Сынские дошколята» включены краеведческие знания, которые будут реализованы через различные виды детской деятельности: игровую, творческую, познавательную, двигательную и др. путем реализации образовательного стандарта. Краеведческие знания будут позаимствованы от Овгортского музея им.Е.И.Тыликовой, ведь сегодня Овгортский музей – это 9 экспозиционных залов, 12 постоянных выставок, в которых отражена вся суть родного края, его природа, история, красота национальных традиций, судьбы людей, их достижения. В музее хранится более 5,5 тыс. экспонатов, и практически каждый из них уникален своей историей или древностью.
Цель данной программы заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем, в развитии у дошкольников нравственно-патриотических чувств и уважению к своей малой Родине, через реализацию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края;
-развивать нравственно-патриотические качества дошкольников;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
- формировать у дошкольников желание в будущем самостоятельно приобретать знания о малой Родине;
- формировать представление о бережном отношении к окружающей природе через различные виды деятельности;
- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Описание деятельности.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Формы работы.
Достоинством данной программы будет являться то, что для достижения целей обучения будет применим широкий спектр форм работы: теоретические занятия, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, практические и самостоятельные занятия, информационно-коммуникативные технологии, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения, национальные праздники, участие в мероприятиях района и села.
Рекомендации, необходимые для проведения кружковой деятельности.
Добровольное участие детей, с согласия родителей.
Наполняемость кружка: 8-10 детей старшего дошкольного возраста.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.
Регулярность проведения кружка – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 36.
Целевые ориентиры проводятся два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май), также с согласия родителей.
Создание и поддержание в ходе кружковой деятельности эмоционально-позитивного фона.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Ожидаемые результаты:
- знать историю родного края, поселков;
- иметь представления о традициях и обычаях народа ханты и коми;
- иметь представление о животном и растительном мире родного края;
- знать знаменитых людей нашего края.
- пополнение словарного запаса дошкольников.
Методическое обеспечение:
1. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.
2. Методическая и художественная литература, пособия по изучению Шурышкарского края, консультации и статьи о родном крае Е.И.Тыликовой.
3. Художественная литература местных писателей и поэтов.
4.Информационно-технологические средства (компьютер, телевизор, DVD, проектор).
Отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, целевых ориентиров, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
Наблюдений.
Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
Экскурсий по родному поселку, экскурсии в краеведческий музей, целевых прогулок.
Проведения дидактических игр.
Моделирования сказок.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
Чтения литературных произведений.
Бесед с элементами диалога.
Рассказа воспитателя.
Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
Загадывания загадок.
Рассматривания наглядного материала.
Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод – используется, когда необходимо:
Организовать продуктивную деятельность.
Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
Оформить коллекцию из природного материала.
Изготовить персонажи к сказкам.
Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
Провести экскурсии различной направленности.
Принципы разработки программы:
Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
Региональность – учет природных особенностей Шурышкарского района и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.
Научность – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
Адресованость – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного поселка, края, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т.д.
Учебно-тематический план разбит на 4 блока: история родного края и поселений, народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские), животный и растительный мир вокруг нас, знаменитые люди нашего района.
Каждый блок по 9 часов, из них 4 часа выделено на теорию, 3 часа на практику и 2 часа на целевые прогулки и экскурсии.
Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Сынские дошколята» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о культурной жизни «Сынского края».
Учебно-тематический план
№ п/пНазвание раздела Количество часов
Всего Теория Практика Экскурсии и целевые прогулки
1 История родного края, история поселений 9 4 3 2
2 Народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские) 9 4 3 2
3 Животный и растительный мир вокруг нас 9 4 3 2
4 Знаменитые люди нашего края 9 4 3 2
Всего: 36 часов
Используемая литература
1. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с.
2. Департамент образования и науки ХМАО – Югры. Использование обско – угорского фольклора на уроках чтения и родного языка, природоведения, экологии. Методическое пособие для учителей национальных школ. Ханты – Мансийск, 2004г.
3. Мегионский городской историко – этнографический музей НИИ Возрождения обско – угорских народов. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион,1995г.
4. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под ред. В.К. Рябицева. – Екатеринбург, 2006г.
5. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт».
6. «Ребенок и окружающий мир», комплексные занятия в старшей группе, Л.Л.Тимофеева, С-Пб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
7. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. Под ред. О. Лисенко, 2009г.
8. «Среди Обских раздолий. Шурышкарский район», Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2005г.
9. Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
Интернет-ресурсы: obrmuji.wslab.ru, http://ru.wikipedia.org/, http://www.admmuji.ru/, http://nsportal.ru/, school10tula.ru, proshkolu.ru. http://gorki1.narod.ru/, http://www.yamolod.ru/, http://www.mvk-yamal.ru/itogi-konkursa-muzey-i-vremya-2013/