Познавательное игровое занятие по Эко В гостях у хозяйки леса
Тема урока: «Нахождение значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Пересечение фигур»
Класс: 1 «А»
Задачи урока:
Создать условия для усвоения и закрепления первоначальных представлений о буквенных выражениях, формировать умения распознавать фигуры по их признакам, учить на практическом материале выполнять действия с пересечением фигур
Формировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, умение работать самостоятельно, в паре, развивать математическую речь
Развивать коммуникативные отношения, воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интереса к предмету, культуры поведения на уроке
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», карточки с примерами, тестами, пословицей, звездочки.Ход урока:
I. Ритмическая часть
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
II.Основная часть
Вводное слово
-Сегодня на уроке мы будем не просто решать и считать, мы отправимся в сказку. А в какую вы узнаете, отгадав загадку:
Формой он похож на мяч
Был когда то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел
У него румяный бок.
Вы узнали? (колобок)
-От кого ушел Колобок? (от бабушки и дедушки)
И отправился наш любознательный Колобок, которому все интересно, по лесной тропинке. А мы с вами сегодня поможем ему справиться с препятствиями, которые его ожидают.
Устный счет
-Катится- катится Колобок по лесу, а навстречу ему…(Заяц)
«Не пущу тебя дальше,- говорит Заяц-пока не выполнишь мои задания. А не справишься- съем тебя!»
-Ребята, поможем Колобку решить заячьими задания, которые связаны с устным счетом.
1)На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(1+1=2)
2)На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибков?
(2+1=3)
3)Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
(3+2=5)
4)У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
Теплом полушубка.
Сколько всего гостей?
Посчитай скорей!
(2+1+1+1+1+1=7)
5)Все ли здесь цыплята, дети,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего, скажи?
(6+3=9)
6)Пять мышат в траве шуршат,
Три забрались под ушат.
Два мышонка спят под елкой.
Сосчитать мышей недолго?
(5+3+2=10)
7)К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорокПрилетело на урок?
(7 – 3=4)
8)Дарит бабушка - лисица
Трем внучата рукавицы.
- Это вам на зиму, внучки.
Рукавичек по две штучки.
Берите, не теряйте,
Сколько всех пересчитайте!
(2*3=6)
9)Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила Белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!(2)
(3-1=2)
-А теперь подумаем логически.
1)По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 8 ног. Сколько кур?(4)
2)Мама купила детям 3 пары варежек. Сколько всего левых варежек?( 3)
3)В парке было 7 скамеек. 3скамейки заменили новыми. Сколько скамеек стало в парке?(7)
4)Алёшу угостили 7 конфетами. Он дал своей сестрёнке 4 конфеты, а остальное сам съел . Сколько конфет осталось у Алеши?(0)
-Задумайте число меньше 5, прибавьте 4, вычтите 3, вычтите 1. У вас получилось то число, которое вы задумали!
Минутка чистописания
-Молодцы, вы справились с устными заданиями. А теперь Зайка желает посмотреть, умеете ли вы красиво писать цифры. А какие цифры вы узнаете ,отгадав загадки:
Мы — весёлые отметкиИ встречаемся нередкоУ прилежных в дневнике.Кто их часто получает,Никогда не заскучает. (5)
Шея длинная такая,Хвост крючком. И не секрет:Любит всех она лентяев,А её лентяи — нет!(2)
-Пропишите цифры в воздухе рукой, носом, ногой, плечом
-Молодцы ребята, вы справились с заданиями Зайца. Колобок продолжает свой путь.
Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки
Очень славные мальчишки! Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.
Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.
Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.
Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.
Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.
Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.
Актуализация ранее изученного.
-Катится- катится Колобок, а навстречу ему …(Волк)
«Выполни задания мои, не справишься- съем!»
-Какие выражения называются буквенными? А какие числовыми?
Сейчас я буду показывать вам выражения, их нужно разделить в 2 столбика: в первый- буквенные, во второй- числовые.
Буквенные: 1+а , 6-в, 5+с, х-у
Числовые: 5+2, 9-4, 1+7, 3+4
Объяснение нового материала
-Значение буквенного выражения можно найти, если известно значение буквы.
1+а а=1,1+1=2 а=3, 1+3=4 а=5, 1+5=6
Закрепление. Работа по учебнику.
В=3,4,1
В+1 3+1=4 4+1=5 1+1=2
В+1+3 3+1+3=7 4+1+3=8 1+1+3=5
В+в 3+3=6 4+4=8 1+1-2
5-в 5-3=2 5-4=1 5-1=4
Молодцы!
Разминка.
-Ребята отгадайте загадки о геометрических фигурах:
Нет углов у меня,И похож на блюдо я,На тарелку и на крышку,На кольцо и колесо.(круг)
Не овал я и не круг,Треугольнику я друг,Прямоугольнику я брат,Ведь зовут меня... (квадрат)
Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ...(треугольник)
-Будьте внимательны.
Треугольник –прошагай.
Квадрат – приседай.
Ну, а если круг - дружок,
Выполняй скорей прыжок.
Проблемная ситуация
-Вот вы и справились с заданиями Волка, и покатился наш Колобок дальше по лесу, а навстречу ему … (Медведь)
«Выполни мои задания, а не то я тебя съем!»- говорит медведь.
Работа в парах.
-На партах у каждого по два прозрачных прямоугольника.
Перед вами встала проблема: как из двух фигур получить 3? Какие действия без ножниц мы должны совершить.
-Наложить часть первой фигуры на часть второй фигуры. Получится ещё один прямоугольник.
- Попробуйте выполнить эти действия.
- Кто из вас догадался, что произошло с прямоугольниками? (ответы детей)
- 3 фигура является пересечением двух прямоугольников. А эти два прямоугольника являются пересекающимися фигурами.
-Посмотрите на плакат, назовите пересекающиеся фигуры. Назовите непересекающиеся фигуры.
8) Работа в альбомах
-Начертите 2 пересекающихся отрезка и 2 непересекающихся отрезка.
Зрительная гимнастика.
Мы с фигурками играли (дети часто моргают)
Наши глазоньки устали.
1-2-3-4-5
Будем глазками моргать
Пусть немного отдохнут (дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (дети глаза открывают)
Закрепление ранее изученного.
-Молодцы! Вы успешно выполнили медвежьи задания. Колобок продолжает свой путь, а навстречу ему …(Лиса)
И говорит она ему «Коли не справишься с моими заданиями, я тебя съем!»
-Решим задачу 4 на странице 145 (1,4 и 5)
Задача. На рыбалке Антон поймал 4 окуня, а Дамир – 6 окуней. Сколько всего рыб поймали мальчики?
-Что известно в задаче? (на рыбалке Антон поймал 4 окуня, а Дамир – 6 окуней)
Что нужно найти? Какой вопрос в задаче?( Сколько всего рыб поймали мальчики?)
Какие слова используем для записи краткого условия? (Антон- 4 окуня, Дамир- 6 окуней)
Как обозначит вопрос в кратком условии? (уголочком)
Как узнаем? Каким действием? (сложением)
Кто скажет решение? (4+6=10)
Кто скажет ответ? (10 всего рыб поймали мальчики)
Антон- 4 о.
>?о.
Дамир- 6 о.
4+6=10(о)
Ответ: 10 всего рыб поймали мальчики.
-Молодцы!
А теперь мы решим примеры! (учитель показывает примеры, ответы соответствуют определенным буквам, в итоге получается пословица)
«Спелое пробуй, старших слушай»
Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай»,- учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай»,- говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»,- услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит»,- говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики»,- скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», - считают чеченцы.-Ребята, чему учит нас эта пословица? К чему призывает? (всегда слушать старших)
Как она связана с нашей сказкой «Колобок»?
-В нашей сегодняшней сказке Лиса не съест колобка, вы успешно справились с ее заданиями ,и поэтому она показала дорожку, по которой наш герой может вернуться домой. Но для того чтобы он дошел по ней нужно вам выполнить небольшой тест.
Тест
Карточка 1.
1. Подчеркни буквенное выражение
5+2 6 – а 7 > c 8-3
2. Подчеркни числовое выражение
а+в с-7 2+3 5>1
3. Если а = 9, то 10 – а равно:
2 4 1 6
Карточка 2.
1. Подчеркни буквенное выражение
1+3 6 – 4 7 > c х+6
2. Подчеркни числовое выражение
5+в с-7 2<3 5+1
3. Если а = 5, то 10 – а равно:
2 5 1 6
Подведение итогов
-И вот наш Колобок вернулся к бабушке и дедушке.
За урок ребята выполнившие правильно задания, давшие верные ответы получали звездочки, и эти ребята за урок получают оценку 5.
Запишем домашнее задание №5 с 145
-Чем занимались на уроке?
-Что понравилось?
III. Рассказывание
Сказка притча про барсучьи советы
Стоял где-то лес. А в том лесу жил Барсук. Он ничего не знал, не умел, учиться ничему не хотел, а только советы всем любил давать. Кто бы чем ни занимался – у него всегда находился совет. Решил Барсук осенью дом себе построить, созвал зайцев-рабочих. Быстро построили они дом, и Барсук собрался переезжать.
Позвал он тех рабочих и спрашивает:
- А где окна?
- Не нужны окна, в них ветер зимой дует, — отвечают зайцы.
- А печи почему нет?
- Печь на опушке леса – и дрова таскать не надо, и в доме просторнее.
- А дверь вы куда дели?
- Дверь к старому пню прибили, чтобы тебе жилось спокойно и гости не ходили.
Тут понял Барсук, что жить в этом доме невозможно, потому что его как раз по барсучьим советам строили. И больше никогда и никому своих советов не давал.