Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели леса»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе
Тема: «Обитатели леса»
Задачи:
1. Познакомить детей с обитателями леса, используя красочные иллюстрации;
2. Рассказать о повадках зверей (меняют шубку на зиму, роют теплую норку, собирают орешки на зиму);
3. Развивать внимание, память, мышление, умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов;
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Материалы: иллюстрации из серии «дикие животные».
Содержание занятия:
Воспитатель спрашивает у детей: «Любите ли вы гулять?».
Ответы детей: «Да!».
Воспитатель предлагает оправиться на прогулку в лес, напоминает детям, какое сейчас время года (рассматривание картинки с изображением осени). Спрашивает у детей:
- А как вы догадались, что это осень?
ответы детей:
– на деревьях желтые листочки.
Воспитатель:
- Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (дни становятся короче, дует ветер, идет дождь, с деревьев падают желтые листочки).
Далее воспитатель переходит к рассказу близкому к сказке:
- Пошли мы с вами в лес: подул сильный ветер, под ногами зашуршали опавшие листья. И вдруг слышим, как кто-то прыгает возле березки:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (показывает картинку с изображением зайца)
Ответы детей (зайчик).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик?
Дети: Серого.
Воспитатель:
- А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме?
Дети: Нет.
Воспитатель:
- Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?
- Что зайчик еще не сделал?
Дети: Не сменил шубку.
Воспитатель:
- А какая у зайчика шубка зимой?
Дети: Белая.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.
Воспитатель:
- А ребята поиграют в игру?
Дети: Да.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит (2р.)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть (2р.)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (2р.)
Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились.
- Дальше пойдем?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Идем мы с вами дальше по лесу и видим рыжий хвост мелькает между деревьев.
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее ...
Ответы детей: лиса.
Воспитатель:
- Правильно! Лисица! (показ иллюстрации). Лисичка, лисичка, а пойдешь с нами гулять?
Лиса:
- Не могу, я еще норку теплую на зиму не приготовила, сказала и убежала.
Воспитатель:
- Ну, что ребята дальше пойдем?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Идем мы с вами дальше по лесу, грибы, ягоды собираем. Вдруг слышим, как кто-то в траве шуршит.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
Ответы детей: ежик.
Воспитатель:
- Правильно! Ежик! (показ иллюстрации).
Пальчиковая игра «Ёжик»
Лежала под елками (сцепить руки в замок, пальчики оттопырены в стороны)
Подушечка с иголками (сложить ладошки вместе, создавая объем)
Лежала, лежала (сцепить пальчики в замок)
Да в лес побежала (сцепить пальчики в открытый замок, двигать всеми пальцами).
Воспитатель:
- Ежик, ежик пойдем с нами.
Ежик:
- Не могу, у меня много дел. Нужно яблочки, грибы собрать, норку вырыть. Скоро зима.
Воспитатель:
- Ну, что ребята, дальше пойдем?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Идем и вдруг слышим хруст на дереве.
По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей дружок!
Дети: Белка.
Воспитатель:
- Правильно! Белка! (показ иллюстрации).
- Ребята, белочка очень расстроена, она собирала орешки на зиму, но увидев нас, очень испугалась и уронила корзинку. Поможем белочке собрать орешки?
Дети: Поможем.
П/игра «Белочка и орешки» (воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их собирают).
Воспитатель:
- Белочка посмотри, все ребята хорошо потрудились и собрали все орешки.
Белочка: спасибо ребята.
Воспитатель:
- Нагулялись мы в лесу и пора нам в детский сад.
- Ребята, где мы с вами были, кого видели?
Ответы детей.
Воспитатель выслушивает всех детей. Заканчивает занятие стихотворением Л.Павловой:
Мы в лесу гуляли,
Зайца, ежика видали,
Лисичку встретили,
С белочкой говорили,
Всех в гости пригласили!
Вот так!