Сборник методических материалов по развитию детского пластического творчества В ДОУ


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник методических материалов по развитию
детского пластического творчества в ДОУ
2015
Составили:Парадеева Алена Сергеевна, Коркина Ксения Олеговна, студенты 21 ДО группы специальности специальности «Дошкольного образования» 44.02.01 ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж».
Руководитель:Болотова Елена Юрьевна,
Рекомендации: Сборник методических материалов по развитиюдетского пластического творчества в ДОУ (Текст): сборник методический материалов /сост. Парадеева А.С., Коркина К.О., под ред. Болотова Е.Ю.; ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж». – Камышлов, 2015.
Сборник предназначен для детей дошкольного возраста. Для развития детского пластического творчества. В сборнике описаны понятия детского пластического творчества, виды пластического творчества особенности детского пластического творчества и особенности обучения лепки детей раннего и дошкольного возраста.
Оглавление
Пояснительная записка4
Понятие детского пластического творчества5
Виды детского пластического творчества6
Особенности детского пластического творчества8
Особенности обучения лепке в ДОУ9
Ранний возраст детей9
Младший дошкольный возраста детей……...….........................................................................9
Средний дошкольный возраста ………………………………………………………………...10
Старший дошкольный возраста…………………………………………………………………10
Характеристика программы «Успех»………………………………………………………...11
Мастер-класс по лепке «Перелетные птицы»………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………………………….17Пояснительная записка
Творчество детей - это особый вид искусства. В нем не бывает брака, не существует недочетов, оно идеально. Всегда. Дети знают, как творить, они вкладывают в свои поделки душу, им известен главный секрет мастерства. А между тем, творчество для ребенка необходимо не только затем, чтобы порадовать родителя, но и непосредственно для развития самого дитя.
Говоря о лепке в детском саду, имеется в виду изобразительная деятельность, в процессе которой, дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать у детей умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества. На занятиях лепки развитие этих качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета сознание дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Если не приходится прибегать к условному изображению. Кроме того, лепка в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передачи формы. Поэтому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивному развитию творчества. Быстрое освоение детьми способов изображения, дает возможность раньше, чем в других видах изобразительной деятельности, перейти к сюжетной лепке из 2-3 фигур. Создание пластической композиции не требует от дошкольника учитывать законы перспективы, так как вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве: на доске или глиняной подставке. При соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т. к. возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления глины.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления привитие ручных умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Именно занятие лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития мелкой моторики рук.
Лепить можно из глины, пластилина. Развитие мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудило его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Благодаря лепке, малыш познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. Теперь он понимает, что снеговик - это не просто какая-то непонятная фигура, а 3 шара, слепленныемежду собой.
Понятие детского пластического творчества
Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение производственной искусства, художественное слово.
Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.
Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.
Занятия лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников.
leftbottom003799352bottom00
Виды пластического творчества.
Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами.

Пластинография – одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.
40474901390650
Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.
3366135130810
Папье-маше – одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии.
336804061595
1315085191135
Особенности детского пластического творчества
Говоря о лепке в детском саду, имеется в виду изобразительная деятельность, в процессе которой, дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать у детей умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества. На занятиях лепки развитие этих качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета сознание дошкольника формируется образ. Во время лепки исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Если не приходится прибегать к условному изображению. Кроме того, лепка в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передачи формы. Поэтому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивному развитию творчества. Создание пластической композиции не требует от дошкольника учитывать законы перспективы, так как вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве: на доске или глиняной подставке. При соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т. к. возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления глины.
Можно несколько раз переделывать формы, что невозможно сделать при рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует к игровым действиям с ней. Специфику лепки определяют материалы: глина, окрашенная ангобом (жидкая глина), поддается обжигу в муфельной печи – получается настоящая керамика. В результате ребенок знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, что расширяют его представления об окружающем.
В процессе лепки развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в порядке. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменение формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.
В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб; в средней – конус, овал, цилиндр.
Особенности обучения лепке
Ранний возраст детей
Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить по подгруппам, объединяя по 5 - 6 человек. В ходе занятий важно пояснять все действия так, чтобы дети могли видеть формообразующие движения, слышать их обозначения, тактильно чувствовать пластические преобразования. Приемы обучения носят наглядно – действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения, а потом самостоятельно их применяют, пытаясь получить определенную форму. Обучение лепки хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить.
Младший дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте дети, раскатывая глину пальцами не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы формировать чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, предлагается сначала раскатывать палочку, вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать тот или иной способ действия, но и производить движения его рукой, обращая внимание на действие и положение руки – это дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой. После освоения движения формообразующего движения по созданию цилиндра, учат детей преобразовывать его – сделать из палочки кольцо. Дети рассматривают готовое кольцо, затем показ воспитателя как надо лепить. Обратить внимание, что сначала надо найти концы у палочки, затем показать, как их соединить. Этот момент очень важен для воспитания способности контролировать свои действия. Воспитатель постоянно руководит процессом изображения предмета. Далее необходимо овладеть навыком формообразующим движением – сплющиванием. Затем обучение скатыванию кругообразными движениями, которым нужно научится при лепке шара – изображение неваляшки.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным, объяснением, действием. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность перейти к словесным инструкциям.
Во второй младшей группе объяснение задания не занимает более 3-4 минут, проходит эмоционально, после воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает обвести рукой его форму, четко называет ее. Показ способа изображения – наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Пояснения во время показа краткие, точные и выразительные.
Средний дошкольный возраст
В средней группе учат лепить человека. Это сложное задание, требующее умение требующее видеть пропорции, соотносить части фигуры. Объяснения четкие, немногословные, точные.
Можно выделить 3 этапа:
1. Определение и называние цели лепки (используются игровые приемы, музыка, используется, прием напоминанием;2. Рассматривание натуры, ее восприятие и обследование;
3. Объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие приемы использовать.
Частичный показ способа лепки может быть выполнен и ребенком, с его объяснением, как и что он делает. Каждый раз при выполнении того или иного приема воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, палацев. Если действие сложное его расчленяют на ряд простых и определяют термином. Иногда ребенку можно предложить повторить последовательность движений. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает совершить это движение с ним.
Повторенный показ тем, кто не понял, как его выполнить. Советами, вопросами помогать детям. Необходимо за 5 минут предупредить об окончании занятия. При анализе работ отличать не только положительные стороны, и указывать на ошибки.
Старший дошкольный возраст
В старшей группе можно давать лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, предлагают лепку по представлению.
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный, декоративный характер. Дети лепят либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Воспитатель не должен мешать творчеству детей, он направляет. Во время лепки с натуры дети сравнивают свою работу с оригиналом, видят предмет со всех сторон, дети учатся зрительно делить объем куска, захватывать рукой столько глины, чтобы получилась нужная часть. От детей требуется изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения. При лепке животных жарких стран дети составляют фигуры из отдельных частей от общего куска глины.
При соединении частей фигурки, примазывают одну часть к другой, вставляют одну часть в углубление, предварительно сделанное. Дети добиваются большой устойчивости фигур на подставках с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигурой. Прилепки фигуры человека дети сравнивают части, устанавливают их соотношение. При лепке деталей головы дети от высокого или углубленного рельефа. При лепке посуды – новый способ лепки из колец, укладываемых одно на другое, места соединения смазываются с внешней и внутренней стороны. Другой способ – выбирание глины стекой из шарообразной и цилиндрической формы. Затем идет заглаживание поверхности водой. При изготовлении глиняных пластин, сначала создают эскиз в виде рисунка, затем по нему оформляют пластину углубленным и высоким рельефом.
Как и раньше перед лепкой дети наблюдают, рассматривают предметы. Детям задаются вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности. Чтобы дети поняли положение тела в движении, предлагают им принять то или иное положение, затем анализируют положение частей тела. При объяснении действий расчленяются на основные части.
Детям с 7 лет дается в начале объяснение, воспитатель беседует с ними, уточняет основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют. Например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов и колец, т. е. показывает лишь незначительные технические приемы.
Характеристика программы «Успех»
Программа «Успех», именно по продуктивным видам деятельности, рассказывает о том, что в продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети могут передавать характерные признаки предмета. А в частности, в лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
Исходя их программы «Успех», освоив данную программу, дети будут уметь лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации -располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты; составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Согласно, программе, дети в 3-4 года учатся овладевать средствами лепки, в том числе работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, пластической массой); учатся применять различные способы и приёмы лепки (отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их, соединять и скреплять концы вылепленного столбика; скатывать комочки в шар, расплющивать его ладонью в диск; получать полую форму путём вдавливания пальцев и др.; соединять части, прижимая одну часть к другой и при помощи пальцев оттягивая некоторые детали); передачи формы и строения простых предметов, состоящих из двух-трёх частей.
В 4-5 лет: овладение средствами лепки, в том числе применения различных способов лепки (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным способом), направленных на создание объёмного образа (овощи, фрукты и др., животные и птицы, простейшее изображение человека); освоение приёмов скатывания, вдавливания, сглаживания, выравнивания, прищипывания, оттягивания и примазывания, а также установки фигуры на широком основании, на подставке, на ногах и украшения с помощью стеки и налепов; передачи формы и строения предметов.
В 5-6 лет: овладение средствами лепки, в том числе овладения способами и приёмами лепки (из целого куска, комбинированным и конструктивным, ленточным и путём вдавливания, моделирования вылепленных форм кончиками пальцев, сглаживание мест соединения; соединение частей путём прижимания и примазывания, украшения вылепленных изделий с помощью стеки и налепов, установление фигуры на ногах или на подставке и др.); передачи общей формы предмета и его частей, основных пропорций, строения, несложных движений фигуры человека и животных, содержания событий путём размещения одной-двух фигур или предметов в одной сценке.
В 6-8 лет:овладения средствами лепки, в том числе использования пластического, конструктивного, комбинированного, ленточного способовлепки, моделирования формы кончиками пальцев, сглаживания места соединений, оттягивания деталей пальцами от основной формы, украшения созданных изображений с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывания поверхности вылепленных изделий стекой; соединения отдельных частей, примазывая одну часть к другой и вставляя одну часть в углубление, предварительно сделанное на другой части; расположения фигурок на подставке недалеко друг от друга, а иногда так, чтобы они касались друг друга, в коллективных работах; придания устойчивости вылепленным фигурам на подставках (с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигурой и поддерживают её).

Мастер-класс по лепке «Перелетные птицы»
Для детей подготовительной группы
Цель: Учить лепить птиц пластическим способом
Задачи: - Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
- Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ласточке; о частях тела птиц.
- Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.
- Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе
Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к деятельности
Воспитатель загадывает загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.(грач)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец. (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
(Когда дети отгадывают загадки, выставляются иллюстрации с изображением перелетных птиц и прослушивается аудиозапись)
А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке? (Перелетные) .
- Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края) .
- Назовите еще раз всех перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок) .
Дети отгадывают загадки
Дети отвечают перелетные
Дети отвечают, потому что они улетают в теплые края
Дети называют перелетных птиц
II. Поиск, решение задачи, проблемы
- Ребята, мне ласточка прислала письмо (воспитатель показывает конверт) .
- Давайте мы откроем конверт, прочитаем письмо и узнаем, что нам пишет ласточка (воспитатель зачитывает письмо) .
Здравствуйте ребята!
Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела из теплого края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг!
- Ребята, а вот и сама ласточка к нам прилетела! Посмотрите, она не простая, а волшебная, она сделана из теста. А давайте, мы слепим ей подружек-ласточек из теста и ей не будет скучно и одиноко.
- А перед тем как мы будем лепить ласточек, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
(загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам (руки за спину) .Дети внимательно слушают педагога
Дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Сначала мы с вами рассмотрим, ласточку:
- Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки) .
- Какой хвост у ласточки? (раздвоенный) .
- Какие крылья у ласточки? (широкие) .Дети рассматривают ласточку
Отвечают на вопросы
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
А теперь мы с вами начинаем лепить ласточку. От куска пластилина нужно отделить большой для туловища и хвоста и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким), глаза нарисуем стекой.
Из большого куска скатаем овал.
Туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так мы получим раздвоенный хвост.
Из оставшихся двух кусочков теста делаем крылья: скатываем овалы небольшие по размеру, расплющиваем с одной стороны.
Затем соединяем все детали. Сначала голову прикрепляем к туловищу, а затем и крылья. Наши ласточки готовы. Дети начинают лепить ласточку.
Отделяют большой кусок от пластилина для туловища и хвоста и 3 небольших кусочка для головы и крыльев.
Затем из маленького кусочка скатывают шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким), глаза рисуют стекой.
Из большого куска скатывают овал
Туловище, хвост вытягивают двумя пальцами и делят хвост стекой на две части. Так получается раздвоенный хвост.
Из оставшихся двух кусочков пластилина делают крылья: скатывают овалы небольшие по размеру, расплющивают с одной стороны.
Затем соединяют все детали. Сначала голову прикрепляют к туловищу, а затем и крылья. Ласточки готовы.
V. Рефлексия, анализ.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали? (лепили ласточек) .
- Из чего мы лепили ласточек? (из пластилина)
- Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек?
- Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые ласточки у вас получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку. Дети отвечают на вопросы

Список литературы:
С.В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
В.Б. Косминская «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду»
Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова « Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»
http://www.detskiysad.ru/izo/teoria11.html