Рабочая программа вокальной студии Радуга ( для общеобразовательных учреждений)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Левокумского муниципального района Ставропольского края



Рассмотрена
методическим советом
пр. № 1 от 28 сентября 2014 г.
Утверждена
пр.№185-од от 29сентября 2014г.г.
директор МКОУ СОШ №2
____________ И.А. Чумакова










Дополнительная общеобразовательная программа
Детского творческого объединения
вокальная студия «Радуга»
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 7-17 лет







Разработана
педагогом дополнительного
образования
высшей квалификационной категории,
Князевой Оксаной Станиславовной








с.Левокумское
2014г.






Рабочая программа детского творческого объединения «Радуга»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом, основной образовательной программой начального общего образования с учётом экспериментальной программы дополнительного образования «Мир вокального искусства». / авт.- сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2009. - 138 с./ Программа рассчитана на 3 года для учащихся 1-11 классов от 7до 17лет.
Программа имеет свою ценность: в ней предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети образовательных учреждений, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Новизна программы
В МКОУ СОШ №2 Левокумского муниципального района создана вокальная студия «Радуга», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы «Вокальная студия «Радуга» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Вокальная студия «Радуга»» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Радуга»», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Радуга»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение выразительному пению;
- обучение певческим навыкам;
- развитие слуха и голоса детей;
-формирование голосового аппарата;
-развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Данная программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- в занятия включены упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- используются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- в программе запланировано знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Ставропольского края;
Содержание программы «Вокальная студия «Радуга» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.
В основу программы «Вокальная студия «Радуга» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, которые подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность которых заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Вокальная студия «Радуга» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 3 года обучения – младшая, средняя и старшая группы.
Младшая группа – первый год обучения – это дети 7- 9 лет (вокальный ансамбль «Звоночки»), средняя группа – второй год обучения – дети 10–13 лет (вокальный ансамбль «Ступеньки к звёздам», старшая группа – 14–17лет (вокальная группа «Параллель»).
Занятия в каждой группе 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Общее количество часов в год для каждой группы студии – 68 часов, количество часов в неделю – 2 часа.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии более 30 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и отдельно занятия в группе.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно репертуарному плану. Концертные выступления к праздникам День Победы, День независимости России, День Матери, День защитника Отечества и др. участники студии разрабатывают от сценария, работы ведущих, концертных номеров, костюмов.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Для родителей, учащихся и учителей ежегодно организуется:
-выставка фотоматериала из выступлений вокальной студии;
-итоговое занятие;
-урок-концерт;
- отчёт об успехах, результатах работы студии;
-беседа о работе вокальной студии;
-отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в количестве призовых мест.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, района, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
уметь:
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение концертов, встречи с творческими коллективами района являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Учебно-тематический план
на первый год обучения.


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе
теоретических практических

1.
Певческая установка. Певческое дыхание.

9

3

6

2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

23

3

20

3.
Работа над дикцией и артикуляцией

8

2

6

4.
Формирование чувства ансамбля.

15

3

12

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

13

3

10

Итого:
68
14
54


















Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.
Первое полугодие.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
реализовывать свой творческий потенциал;

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

См. работа


2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
2


Исполнение


3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
4


Исполнение


4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
10


Исполнение


5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
4


Исполнение на сцене


6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
12


Исполнение на сцене









Второе полугодие первого года обучения.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
2
реализовывать свой творческий потенциал;

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

См. работа, работа в парах и в подгруппах


2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
2


Исполнение


3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
4


Исполнение


4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
10


Исполнение


5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
14


Исполнение на сцене


Всего 68 часов
Учебно-тематический план
на второй год обучения.


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе
теоретических практических

1.
Певческая установка. Певческое дыхание.

9

3

6

2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

13

3

10

3.
Работа над дикцией и артикуляцией

10

2

8

4.
Формирование чувства ансамбля.

16

2

14

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

22

2

20

Итого:
68
10
58






















Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения
Первое полугодие.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
реализовывать свой творческий потенциал;

овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.


проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии; формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

См. работа, работа в парах и в подгруппах


2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
2


Исполнение


3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
6


Исполнение


4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
6


Исполнение


5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
4


Исполнение на сцене


6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
12


Исполнение на сцене





Второе полугодие второго года обучения.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
2
реализовывать свой творческий потенциал;

овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.


проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии; формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

См. работа


2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
4


Исполнение


3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
6


Исполнение


4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
6


Исполнение


5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
10


Исполнение на сцене


Всего 68 часов
Учебно-тематический план
на третий год обучения.


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
в том числе
теоретических практических

1.
Певческая установка. Певческое дыхание.

9

3

6

2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

13

3

10

3.
Работа над дикцией и артикуляцией

10

2

8

4.
Формирование чувства ансамбля.

16

2

14

5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

22

2

20

Итого:
68
10
58






















Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на третий год обучения
Первое полугодие.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
реализовывать свой творческий потенциал;

овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.


проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
регулятивные:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
коммуникативные:
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


См. работа


2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
2


Исполнение


3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
6


Исполнение


4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
6


Исполнение,
работа с микрофонами


5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
4


Исполнение на сцене


6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
12


Исполнение на сцене




Второе полугодие третьего года обучения.

Тема занятия
Часы
Планируемые результаты
Вид контроля
Дата




Предметные
Метапредметные



1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
2
реализовывать свой творческий потенциал;

овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.


проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания);

выражать образное содержание музыки через пластику;

создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
регулятивные:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
коммуникативные:
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


См. работа, работа в парах и в подгруппах


2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
4


Исполнение


3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
6


Исполнение


4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
6


Исполнение, работа с микрофонами


5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
10


Исполнение на сцене, подготовка сценария самостоятельно, работа ведущих и режиссёра



Репертуарный план вокальной студии «Радуга» МКОУ СОШ №2 с. Левокумского Ставропольского края на 2014 – 2016 годы

Название произведения
Автор
Кол-во исполнителей
Начало работы
Окончание работы

1
« Я красиво петь могу»
Муз. Абелян
Сл. Степанова

10
сентябрь
октябрь

2
«Божья коровка», «Три веселых зайчика»

Ю.Энтин,
Д. Тухманов

10-15
сентябрь
октябрь

3
« Пусть всегда будет солнце»
Муз. Е. Крылатов
Сл. Успенского

20
сентябрь
октябрь

4
«Наши учителя»
Ю. Чичков
6
сентябрь
октябрь

5
«Любимая школа»
Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова
2
сентябрь
октябрь

6
«Мы любим вас, родные наши лица»
Из репертуара анс. «Непоседы»
15
сентябрь
октябрь

7
«У моей России»
Г. Струве
12
октябрь
ноябрь

8
«Считай звёзды»
Из репертуара «Волшебники двора»
4
сентябрь
ноябрь

9
«Это любви»
Сл. Р.Рождественский муз.Е.Птичкин
1
октябрь
декабрь

10
«Мамины руки»
Д. Мигал
2
октябрь
ноябрь

11
«Как люблю тебя я , мама»
Н. Кочеткова
12
октябрь
ноябрь

12
«Времена года»
Из репертуара «Волшебники двора»
1
октябрь
декабрь

13
«Шалунишки»
Ж. Колмагорова
10
сентябрь
ноябрь

14
«Оранжевая песенка»
Сл. А.Арканов
Муз. К.Певзнер

10
сентябрь
ноябрь

15
«Я хочу танцевать»
М. Барских 
2
ноябрь
декабрь

16
«В мире красок и мелодий»
Муз. Юрия Чичкова Сл. Константина Ибряева
6
ноябрь
январь

17
«Ты живи, моя Россия»
И.Савицкая
2
ноябрь
декабрь

18
«Прадедушка»
Муз. Александра Ермолова, сл. Михаила Загота
12
ноябрь
февраль

19
«Защитники Отечества»
музыка И. и Н. Нужины, слова Е. Шакирьянова, В. Ковтун

2
ноябрь
февраль

20
«Солдаты войны»
Е.Цыбров
10
ноябрь
февраль

21
« Что такое новый год?»
Муз. Чичикова
Сл.Пляцковского

12
ноябрь
декабрь

22
«Песенка о снежинке»
Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина

ноябрь
декабрь

23
"Песня русская"
Из реперт. О.Чирковой
2
ноябрь
декабрь

24
«Колыбельная»

Ю.Энтин, Д. Тухманов

6
январь
март

25
« Мама»
Муз. Соснина
Сл.Хайта 

2
февраль
март

26
«Эта песня простая»
Сл: Екатерина Иванчикова
Муз. Леонид Терещенко

1
март
май

27
«Улыбайся»
Сл: Екатерина Иванчикова
Муз. Леонид Терещенко


март
май

28
Попурри на песни военных лет

20
март
май

29
«Фронтовые письма»
 Сл. и муз.Евгений Иванович Муравьев 
4
март
май

30
«Прости меня, дедушка»
Слова и музыка - С. Сухомлин
1
март
май

31
«Боевые ордена»
автор Юрий Давидюк
1
март
май

32
«Не спешите уйти, ветераны войны»
Сл. и муз. Гельсят Шайдулова
25
март
май

33
«Я хочу, чтобы не было больше войны»
автор Анна Петряшева.
3
март
май

34
«О той весне»
слова и музыка Елены Плотниковой
1
март
май

35
«Майский вальс»
сл:Долматовский Е. 
муз:Пахмутова А

1
март
май

36
«Учителя, вы в нашем сердце остаётесь навсегда»
Сл. В. Локтева
20
март
май

37
«Последний звонок»
В. Козлова
20
март
май


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Литература, рекомендуемая для обучающихся:

1. Лидина Т. Я умею петь.- Ростов, 2000.
2. Я познаю мир. Дет. энциклопедия: Музыка/Авт. А.С.Кленов. Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

Методические материалы для учителя:

Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: Аквариум БУК, 2002.- 240с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: 2000.
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.- 96с.
Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. /Сост. А.Билль, - М.: 2000.
Мир вокального искусства 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.


15