Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Логопедическое занятие по теме «Весна»
Логопедическое занятие по теме «Весна» — дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».
Задачи: Учить составлять рассказ на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование: Игрушки: улитка, белочка, ежик, мишка, мячик; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; мяч; картинки природных явлений; солнце с лучиками; платочки 4 цветов; серия сюжетных картинок; кубик с наклеенными на сторонах эмоциями; скворечник и скворец. Ход занятия
Учитель-логопед: К нам в детский сад пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей как хочет. – Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришёл так тихо-тихо? И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли вы, Как зеленые травинки, Сняв зелёные ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина. Это значит, это значит Тише всех пришла… (весна).
– Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).
- На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдем его искать.
- Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. Дети – Солнце.
Логопед: – Кто же это? Дети: — Улитка.
Логопед: — Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.
Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов про весенние явления. Небо какое? (слайд)
Дети: – Голубое, высокое, чистое.
Улитка: Солнце какое? (слайд)
Дети: – Весеннее, яркое, теплое.
Улитка: – Ручьи какие? (звук)
Дети: – Быстрые, прозрачные, звонкие.
Улитка: – Ветер какой? (звук)
Дети: – Свежий, весенний, теплый.
Улитка: – Молодцы! Вот вам лучик.
Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, кто бы это мог быть? (овал оранжевый на дереве).
Дети: – Белочка.
Логопед: – Как вы догадались?
Дети: — С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др. Логопед: — Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Белочка — Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Белочка: — Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи. В этом нам помогут цветные платочки: желтый для солнышка, для ветра зеленый, для снега белый, а для ручейка голубой. Белочка: – Солнце что делает весной?
Дети: — Светит, пригревает, ласкает.
Белочка: – Ветер?
Дети: – Дует, ласкает, освежает.
Белочка: – Сне?
Дети: — Тает, оседает, темнеет.
Белочка: – Ручьи?
Дети: — Бегут, звенят, журчат.
Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.) И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.) Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.) А весной на носик ставит Точки-точки-точки. Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.) Очень нравится им это!
Белочка: — Молодцы! Вот вам лучик.
Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку. Шубка — иголки. Свернётся он — колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж)
Логопед: – Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Ежик — Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.
Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом).
Ежик: — Зимой небо пасмурное, а весной…
Дети: — Ясное.
Ежик: — Зимой солнце стоит низко, а весной…
Дети: — Высоко.
Ежик: — Зимой воздух холодный, а весной…
Дети: – Теплый.
Ежик: — Зимой день короткий, а весной…
Дети: – Длинный.
Ежик: — Молодцы! Вот вам лучик.
Логопед: – Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.
Логопед: — А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный?
Покажем, какие чувства мишка испытал, когда проснулся. Поможет нам куб эмоций: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (куб с эмоциями)
Логопед: – Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Медведь — Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу. Как ласково можно назвать солнце?
Дети: — Солнышко.
Медведь: — Ручей?
Дети: – Ручеёк.
Медведь: — Снег?
Дети: – Снежок.
Медведь: — Ветер?
Дети: – Ветерок.
Медведь: — Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вот вам лучик.
Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.
«Строители» Мы без дела не сидим, Домик птичкам мастерим. Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток наш верный друг. Вот готов для птичек дом. Это кто пожил за морем, А теперь летит над полем В деревянный свой дворец? Это — черненький скворец!
Логопед: — И к нам прилетел гость скворец-скворушка.
Логопед: — Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Скворец — Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).
Дети: — Скворечник. Логопед: — Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?
Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.
Дети: - Скворец вылетел из скворечника. - скворец облетел вокруг скворечника. - скворец взлетел на крышу скворечника. - скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.
С. – Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Составьте рассказ по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.
Логопед: — (Конверт с серией сюжетных картинок) Дети, солнышку и скворцу будет приятно, если по картинкам мы составим весенний рассказ. (Каждый ребенок составляет по предложению.)
Логопед: — Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений) Остальные дети расскажут свои рассказы в группе.
Логопед: – Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. (Прикрепляются лучики) Солнышко на небе взошло. Всем стало светло и тепло: и улитке, и ежу, и белке, и медведю. Вот пришла к нам весна, После зимы наступила она.Солнышко светит и греет, Снег на земле чернеет. А на речке тает лед, А на речке ледоход. Ручейки проворно бегут, Одуванчики с травкой растут. На деревьях набухают почки, Из них вылезают листочки. Насекомые выползают, Птицы с юга прилетают.
Логопед: – (Слайд) Солнышко нашли. Пора возвращаться в группу. Что особенно понравилось на занятии? Солнышко благодарит вас и дарит раскраски.