НОД для детей старшего дошкольного возраста Сундучок бабушки Маланьи


2671445-13398500
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1551»
125364, г. Москва, ул. Свободы, д.42, корп.2, тел./факс: 8-499-493-90-80 (70)
ИНН/КПП 7733123920/773301001 ОГРН 1027739922396 ОКПО 58031086 E-mail: gym1551@edu.mos.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок бабушки Маланьи»

Подготовила воспитатель:
Шмакова Елена Андреевна
Москва, 2017
Программное содержание:
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи: ОО «Социально-коммуникативное развитие»: совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие»: воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему; совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие»: содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе; содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие»: воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: - образовательная: научить детей изготавливать народную куклу; обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с шерстяными нитками;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле; воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: -рассматривание иллюстраций, картинок «Русская народная игрушка»; -разучивание народных подвижных игр; -знакомство с предметами русского быта; - изучение литературы по теме «Народная кукла» -разучивание с девочками –внучками описания тряпичных кукол
Приёмы и методы: - практические: изготовление куклы, русские народные подвижные игры; - наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол, показ воспитателя - словесные, объяснения, вопросы, ответы,
Оборудование и материалы: помещение оформлено в виде русской избы, в которой стоит стол и скамейки, печь, рушник, самовар, сундук с тряпичными куклами и народными костюмами на каждого ребёнка, старинная посуда и народные игрушки, аудиозапись русской народной мелодии, шапка зайца, пальчиковый бассейн с ключом и горохом, шерстяные нитки, картонные прямоугольники для изготовления кукол, письмо от Маланьи, одежда для Маланьи, берёзовое полено.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационная часть:
Дети входят в группу или зал. Воспитатель приносит письмо.
Воспитатель:
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает), от бабушки оно.
(Читает письмо-приглашение).
«Ко мнe в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово развлеченье!
Бабушка Маланья».
Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Что бы наши сани помчались нужно сказать волшебные слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Дети произносят волшебные слова и отправляются к бабушке в гости.
Воспитатель.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Воспитатель заглядывает за дверь.
Воспитатель: Эй, хозяйка, вставай с постели, открывай двери,
Застилай столы, клади пироги.
Воспитатель переодевается в костюм бабушки и дети попадают в русскую избу.
Маланья: Приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. (дети рассаживаются на скамейки возле печки) Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных - возле порога.
Маланья:
Здравствуйте, детушки милые, соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки - пуговки, щёчки аленьки, все кудрявеньки.
Спасибо. Что мимо не прошли, ко мне в гости зашли.
Меня зовут бабушка Маланья. А это мои внучки Аннушка и Софьюшка.
2. Введение в тему.
Маланья: Давайте посмотрим вокруг. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А ещё есть печка. А для чего нужна печь в доме? Как вы думаете? (предполагаемые ответы детей) А, что еще есть? (самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая, рушник – русское полотенце, горшки, чугунки…)
Много всего интересного у меня в избе есть, а телевизора нет. Как вы думаете, чем мы с внучками занимаемся долгими зимними вечерами? (предполагаемые ответы детей)
Маланья: Собираются к нам гости на посиделки, поют песни, водят хороводы, играют в игры, занимаются рукоделием. А как вы думаете, что означает это слово? Сегодняшнюю встречу, я предлагаю провести в виде таких посиделок.
3. Сюрпризный момент
Чок-чок, чок-чок!
Перед вами сундучок!
Он старинный такой.
Сундучок, секрет открой!
Давайте заглянем, что же там лежит? (не открывается)
А где же ключик?
Ой, ребятки, я горох перебирала-ключик видно потеряла помогите найти.
(протягивает пальчиковый бассейн, дети находят ключ)
Маланья: Молодцы, ключик нашли! Давайте вместе скажем
Чок! Чок! Чок! Чок! Открывайся сундучок! (Маланья достает костюмы)
Маланья: Давным-давно девочки и мальчики носили такую одежду. Вы хотите нарядиться в неё? (дети наряжаются) Теперь вы похожи на деревенских жителей. В старину наряжались, собирались красны девицы и добры молодцы и водили хороводы, да в игры играли. Давайте и мы поиграем. Встаем в круг, повторяйте все движения за мной.
4. Физкультминутка (игровой хоровод «У Маланьи, у старушки»)
Дети становятся в круг, Маланья встает в середину, все идут по кругу и поют)
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцем)
С такими глазами, (приставляем к глазам согнутые в колечко пальцы)
С такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
С такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
С такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
С такой головой, (очертить голову) С такой бородой, (показать руками с наклоном)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
Делали вот так… (Любое движение)
Маланья: Вот, какие молодцы! Как хорошо вы играли! А что еще у меня в сундуке есть? (заглядывает в сундук) Ой, посмотрите, сколько красивых куколок у нас в сундучке (выкладывает кукол)
5. Беседа педагога. Маланья: Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, когда не было магазинов, а все покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас. Дети придумывали и делали себе игрушки сами.
Первоначально дети играли деревянной куклой. Вот какой! (показывает полено) Повяжет девочка платок, наденет юбку, и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку.
Наши предки придумали позже куклу из соломы (показывает соломенную куклу). Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. Из чего, как вы думаете, она сделана? (из тряпочек) и куклу из нитей.
В куклы играли не только девочки, но и мальчики. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куколки были яркие и нарядные. Дети никогда не оставляли кукол на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик. Вырастает девочка, становится мамой и передает куклу дочке.
Маланья: Существует очень много видов тряпичных кукол. Была кукла игровая - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. Все куклы делались без иголок и ножниц, лицо кукол не раскрашивали, так как думали, что оно «оживает» и что, если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо.
6. Рассказ детей
Маланья: Мои внучки вам расскажут про своих любимых кукол и покажут их.
Девочки-внучки рассказывают о тряпичных куклах, которые они сделали дома.
Маланья: Понравились вам куклы? А вы хотите научиться делать куклу «Мартеничку»? (Да!) Тогда я приглашаю вас в свою мастерскую.  Но сначала вам нужно пройти через золотые ворота. Возьмитесь все за руки и проходите через них.
7. Физкультминутка
Проводится игра «Золотые ворота». Внучки берутся за руки и образуют ворота, дети змейкой проходят через ворота, а Маланья поёт. На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Маланья: Золотые ворота, проходите господа.Первой мать пройдет, всех детей проведет.Первый раз прощается, второй раз запрещается,А на третий раз не пропустим вас.
Дети садятся за столы
8. Практическая часть.
Маланья: Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используются иголка — только шерстяные нитки и картон. Работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите! - Всё, что нужно для дела вам, всё разложено по столам.
Маланья показывает последовательность изготовления куклы – Мартенички.
- За работу поскорей, начинайте подружней.
Во время работы звучит народная мелодия.
9. Рефлексия:
Маланья: Наши посиделки подошло к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Вспомним, что же вы узнали сегодня. - Какие куклы были первыми?- Из каких материалов изготавливались первые куклы?- Как называется кукла, которую мы сделали?- Почему куклам в старину не рисовали лицо?Молодцы! Сколько нового вы сегодня узнали. Побывали в русской избе, познакомились со старинными костюмами и игрушками. Сами сделали красивых куколок. Вы можете подарить их мамам и бабушкам.
10. Физкультминутка:
Маланья: Ой, ребята, а кто это в огороде у меня сидит, давайте посмотрим! (дети встают в хоровод, Маланья надевает на одного из детей шапку зайца) – Да это же заяц! Проводится игра «Заинька». Играющие держатся за руки и поют. Задача «заиньки», находящегося в круге, –выскочить под руками играющих за пределы круга. А стоящие в кругу стараются не пропустить «зайку», приседая и опуская руки, когда зайка подбегает и пытается проскользнуть под руками. Если ему это удается, то в центр выходят игроки, пропустившие зайку.
Заинька серенький, заинька беленький,
Некуда заиньке выскочить, некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие, да замочки немецкие!
После этих слов «зайка» перестает выскакивать, а должен что-нибудь сплясать; играющие продолжают петь.
Ну-ка, зайка, скоком, боком, перед нашим хороводом,
Ну-ка зайка обернись, кого любишь, поклонись!
«Зайка» выбирает следующего игрока, а сам встает в хоровод.
Маланья: На этом наши посиделки закончены. На прощанье в этот час, поблагодарить хочу я вас. Всем спасибо за терпенье, за улыбки, за веселье. До свидания!