Создание условий для формирования у учащихся полноценных представлений о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 3 КЛАССЕ СКК (VII ВИДА) НА ТЕМУ: «Образование новых слов путем сложения корней».

Цель: Создание условий для формирования у учащихся полноценных представлений о морфологическом составе слов через знакомство со словами, имеющими два корня.

Задачи:
1. Формирование понятия “Сложные слова”.
2. Совершенствование навыка образования сложных слов.
3. Развитие умения подбирать однокоренные слова.
4. Расширение и активизация словарного запаса.
5. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
6. Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
7. Развитие психических процессов.
8. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: Картинки, тексты, схемы. * * * 1. Организационный момент.
- Садится тот, кто запомнит и назовет родственные слова из стихотворения.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки. (С. Погорельский)
2. Основная часть. 2.1. Новый материал. Работа с текстами.
- Доскажите словечко: Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор: Несъедобен мухомор. (На доску вывешивается изображение мухомора.) - Мухомор - ядовитый гриб. Его легко узнать по ярко-красной с белыми пятнами шляпке. Свое название он получил от сочетания двух слов «мухи» и «мор». Гриб настолько ядовит, что вблизи него даже «мухи мрут».
- Послушайте рассказ.
Лось Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошел к березкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. Я долго смотрел ему вслед. - Каким грибом лечился лось? Можно ли сказать о мухоморе, что он приносит только вред?
- Запишите слово «мухомор» в тетрадь. Сколько корней в этом слове? Выделите их.
- Это сложное слово, так как в нем два корня. Два корня соединяют в одно слово соединительные гласные о-е. (Демонстрируется схема состава сложных слов).
(Подчеркивание соединительной гласной.)

2.2. Анализ правописания сложных слов. - Сегодня мы будем работать со словами, которые имеют два корня.
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец.
(Запись слов на доске, выделение корней, соединительной гласной буквы.)
Там, где пыль, сует он нос,
Потому что ПЫЛЕСОС.

Важно по морю плывет
Трехэтажный ПАРОХОД.

Кто имеет один рог?
Отгадайте НОСОРОГ.

В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это СЫРОЕЖКИ.

Вот зверек с утиным носом –
Он зовется УТКОНОСОМ.

Пошла Муха на базар
И купила САМОВАР.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет.
Что такое? САМОЛЕТ.

2.3. Физкультминутка.

2.4. Развитие языкового чутья, слухового внимания.
- Внимательно прослушайте предложение. Назовите сложное слово. Объясните лексическое значение.
(Запись предложений в тетрадь под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной.)
На Волге начался ледоход.
Вчера был снегопад.
Пчеловод показал нам пасеку.
Красив осенний листопад!
Лесорубы вернулись домой.
Пешеход прошел пять километров.
Мореплаватель открыл новый остров.

2.5. Игра «Составь слово».
- Используя корни двух слов, составь сложное слово.

Рыбу ловит – (рыболов). Разводит овощи – (овощевод). Лед колет – (ледокол). Утиный нос – (утконос). Зверей ловит – (зверолов). Лес рубит – (лесоруб). Падает вода – (водопад). Снег падает – (снегопад). Пешком ходит – (пешеход). Падают звезды – (звездопад). Сталь варит – (сталевар). Чай пить – (чаепитие). Падает снег – (снегопад). Птиц ловит – (птицелов).
Варит кашу – (кашевар). Воду возит – (водовоз).
2.6. Работа с текстом - Из данных групп слов составьте предложения. Запишите их в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени. Наступила осень. Начался листопад. Березы стряхивали последние листья. На тополе уже топорщились безлистные ветки. Садоводы готовили растения к зиме. Пчеловоды приводили в порядок ульи. - Найдите слова, которые имеют два корня. (Листопад садоводы пчеловоды.)
- С помощью каких слов образовались эти слова? (Листопад - лист, падать. Садоводы - сад, водит. Пчеловоды - пчелы, водит.)
3. Итог занятия.
- Как называются слова, имеющие два корня?
- Какие гласные буквы соединяют два корня в составе слова?


15