Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности
«Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности»
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других.
Одно из необходимых условий разностороннего развития способностей детей - многоплановость и разнообразие видов деятельности. Некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физическо-игровой культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков, и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей..Познавательный интерес – это направленность личности ребенка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности, одним словом, желание детей заниматься и интересоваться разными видами игр и упражнений не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома. .Познавательный интерес выступает перед нами как устойчивая черта характера и как сильное средство обучения дошкольников. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Основными условиями для развития познавательного интереса являются:
Новизна;
Необычность;
Неожиданность.
Сегодня мы рассмотрим формирование познавательного интереса через следующие формы организации двигательной деятельности такие как:
Утренняя гимнастика;
Непосредственно образовательная деятельность;
Подвижная игра;
Гимнастика после сна;
Физкультурные праздники и досуги.
Утренняя гимнастика
Не буду говорить о традиционных, утренних гимнастиках т.к., о них вы все знаете. Хотелось отметить один минус в том, что они слабо мотивируют детей на качественное выполнение упражнений и поэтому я провожу тематические утренние гимнастики, т.к. в них присутствует тот или иной образ, который вызывает у детей живой интерес и желание качественно выполнять движение, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь.Организованная образовательная деятельность
Для того чтобы занятия были интересными наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми является, сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия.
Подвижная игра – одно из важных средств не только физического, но и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете.
Гимнастика после сна
Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности.
В течение года воспитателям предлагаю использовать различные варианты гимнастики.
1. Разминки в постели и самомассаж, во время которой дети знакомятся с частями тела, учатся правильно их называть. Очень нравится им такое упражнение как «Ласково назови части тела»; Головушка - солнышко (гладят себя по голове); Лобик - бобик (хмурят лоб); Носик – абрикосик (дотрагиваются до кончика носа пальчиком).
2. Гимнастики игрового характера
а) «Согреем наши плечи».
б) «Лепка снежков».
3. Ходьба по массажным дорожкам.
Массажные дорожки используются как, покупные так и изготовленные руками родителей и воспитателей. В нашем детском саду прошел конкурс для родителей на самую лучшую дорожку здоровья. Родители проявили огромную фантазию. После конкурса мы с детьми рассматривали, из какого же материала изготовлены наши дорожки, (из дерева, пластмассы, из камней), потрогали их, сказали какие они (мягкие, колючие, гладкие) провели беседу о пользе массажных дорожек, почему они называются дорожками здоровья и какую пользу приносят нашему организму.
Физкультурные праздники и развлечения
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности.
Физкультурные праздники и досуги всегда сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, развивает музыкальный слух, память.
Привлекаем внимание дошкольников и эстетическим оформлением зала. Вот так был оформлен зал для физкультурного развлечения «На поиски пиратских сокровищ», на которые дети отправились с родителями.
Во всех образовательных и воспитательных процессах, активное участие принимают родители. Мы им предлагаем принять участия в различных конкурсах, побеседовать на те, или иные темы. Участие родителей в мероприятиях благотворно влияет не только на взаимоотношения семьи и детского сада, но родителей и детей.