«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
Консультация для воспитателей
Тема консультации
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Вводная часть.
Консультацию мы начнем с вопроса, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей). Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок склонен наблюдать, экспе-риментировать, настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведан-ное. Ему предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
Важно помнить, что ООД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть частью любого занятия (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление — превращается в игру, второе — в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
(На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.)
правильный ответ:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.2. Определение типа вида и тематики занятия – экспериментирования.3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности.
- занятия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- знаково-изобразительные средства;
- лабораторные работы;
-киносеансы;
-прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая троп экскурсии и целевые прогулки;
-акции добрых дел;
-предметные недели;
- кружковая деятельность
Формы фиксации опытов и экспериментов.
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
Сравнение с уже известными детям объектами.
Изучение взаимообратных процессов.
Включение в сюжетно-ролевые игры.
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
Объемные изображения или игрушки.
Отдельные буквы и слова.
Натуральные объекты.
Циферблаты.
Записи звуков.
Зарисовывание объекта.
Схематическое зарисовывание.
Использование условных знаков.
Обведение объектов.
Планы-схемы.
Подсчет количества объектов.
Рисунки-прогнозы.
Фотографирование.
Запись воспитателя.
Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования .Психологический комфорт.
Содержание.
Материалы меняются, находятся в свободном доступе.
Комплексно-тематическое планирование.
Интеграция ОО.
Педагог – партнер, всегда рядом.
Поддержание интереса.
Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата).
Личностно – ориентированный подход.
Центры экспериментирования.
Развивающая среда.
Развивающая среда должна обеспечивать
- Развитие первичных естественнонаучных представлений наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).- Формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" «Дерево» и т. д.). Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки.2. Место для приборов.3. Место для выращивания растений.4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов.6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини - лабораторий
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- Книги познавательного характера для младшего возраста.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы, весны, осени»), «Ткани».- Песок, глина.
- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
- Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, горох.- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- Книги познавательного характера для среднего возраста.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага», «Пуговицы».
- Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.) - Песок, глина;
- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
-Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. - На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
- Серии картин с изображением природных сообществ.
- Книги познавательного характера, атласы.
- Тематические альбомы.
- Коллекции: мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня».- Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» .- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др..- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д..- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д..- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д..- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
-Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. - Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
- Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.
- Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».
- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА «Планирование работы с детьми по экспериментированию»
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута».
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники — глаза, нос, уши, рот и т.д.).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слов, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами.Литература для подготовки консультации:
1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Москва, Мозаика – Синтез, 201
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 20042.
3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 — 923.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
5. Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2004.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004.
7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
8. Материалы Интернет-сайтов.