Методическая разработка «Организация экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Муниципальное учреждение «Управление образования
администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Э.Х.Темлянцева
Воспитатель МОУ «ЦППРиК»
г. Усинск
2010 г.
Введение
«Детская природа ясно требует наглядности. Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще» К.Д.Ушинский
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для развития ребенка. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями. Качественные изменения в интеллектуальном и речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.
Чтобы знания детей пополнялись, а словарь дошкольника планомерно уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями в процессе познавательной деятельности. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить свойства предметов и явлений, их сходства и различия (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.Л. Панько и др.) Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с развитием речи. Обогащение словаря является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Особенностью детского экспериментирования является родство с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания окружающего мира А.И.Иванова (3).
Выделяют три формы детского экспериментирования:
Познавательное - направленное на получение новых сведений и новых знаний об объектах.
Продуктивное - направленное на получение продуктов детского творчества.
Социальное – направленное на познание себя, других и на поиск наиболее приемлемых вариантов и форм взаимодействия с ними.
В плане обогащения знаниями по природному и окружающему миру, словарного запаса детей более значимой является познавательная форма экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование и поисковая активность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность узнать, исследовать окружающий мир.
Повседневная жизнь порождает у детей сотни вопросов: почему листья падают? Зачем нужна кровь? Почему звезды видно только ночью? И др. Ребенок задает вопросы и хочет услышать ответы. Иногда ребенок задает вопросы, чтобы узнать, что произойдет, если сделать то-то и то-то, например «А можно ли заморозить молоко?», «А можно ли снег держать в холодильнике?» и т.д. Каждый раз, когда представляется такая возможность, вместо того чтобы дать ответ, я прошу ребенка предположить результат, ставлю вместе с ним эксперимент. После эксперимента необходимо поговорить о нем с ребенком: что случилось, как и почему именно так.
Программа развития и воспитания «Детство» включает в себя деятельность экспериментирования уже в первой и второй младших группах, но эпизодически. Я стараюсь внедрять экспериментирование во все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Приведу несколько примеров. Во время мытья рук мы с детьми решаем задачи: почему мыло постепенно становится маленьким, куда исчезают капли воды во время вытирания рук полотенцем и т. д. При проведении зарядки, мы обсуждаем с детьми последствия ее невыполнения, рассматриваем фотографии культуристов. Много экспериментов можно провести во время приема пищи: мы делаем бутерброды из хлеба и кабачковой икры, котлет, едим их по « методу кота Матроскина». Большое количество разнообразных экспериментов можно проводить на любом занятии, во время прогулок или в свободное время. С детьми, которые плохо засыпают, мы пробуем уснуть, накрывшись одеялом (спим в домике или пещере), переворачиваем подушку на другую (прохладную) сторону или переносим подушку на другую сторону кровати и т. д.
В своей работе я ставлю перед собой цель научить маленького ребенка решать исследовательские задачи:
Выявление проблемы.
Выдвигать гипотезы.
Задавать вопросы.
Давать определения понятиям.
Классифицировать.
Наблюдать.
Проводить эксперименты.
Высказывать суждения.
Делать выводы и умозаключения.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому экспериментирование провожу под своим руководством и по упрощенной методике, которая включает в себя следующие этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сам эксперимент.
Обобщение полученных данных.
Увидеть проблему маленькому ребенку часто бывает сложнее, чем решить её. В решении этой сложной педагогической задачи я использую игры и упражнения:
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Это задание помогает ребенку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Воспитатель называет любой предмет. Детям необходимо вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательной игры.
«Сколько значений у предмета»
Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные возможности.
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет (палочка, ложка, коробка и др.). Предлагается задание: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета: «А что еще можно сделать с этим предметом?» Считать правильными можно только те варианты, которые действительно применимы, но поощряются самые неожиданные ответы.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, выдвижение гипотезы. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка и активизировать словарь.
Например, задание «Что случилось?»
Воспитатель предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:
«У куклы грязное платье».
«Игрушки поссорились».
«Сломалась игрушечная машинка» и т.д.
Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.
Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятия. Определить понятие указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Для этого я использую упражнение «Отгадай»:
Воспитатель загадывает и даёт словесное описание предмета, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету. Возможны варианты этого задания: для малышей воспитатель может выставить несколько предметов и загадывать один из них; более сложные варианты – загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.
Конечно же, в ходе таких экспериментов у детей развиваются не только мыслительные процессы, а дети узнают новые слова, тем самым обогащается их словарный запас.
Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован Уголок экспериментирования, «хозяином» которого является Зайчик-Любознайчик.
На специально организованных занятиях по речевому развитию я почти всегда включаю экспериментирование.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей я провожу консультации, родительские собрания («Экспериментальная деятельность дошкольника в семье»), открытые занятия, на которых знакомлю родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. Материалы о стимулирующих условиях развитии речи детей я размещаю в уголке для родителей, в папках - передвижках. Родители, в свою очередь, помогают в оборудовании и пополнении уголка экспериментирования необходимыми материалами.
Результативность работы.
На основе диагностики (Приложение 2) я определяю уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования.
Младший дошкольный возраст является подготовительным этапом к полноценному детскому экспериментированию. В связи с этим при выборе методик оценивания уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью я учитывала возраст детей и качественные показатели умений, а именно, отношение детей к деятельности экспериментирования, степень устойчивости интересов ребенка и процесс работы ребенка в ходе экспериментирования.
Результаты данных методик и наблюдения за детьми в ходе экспериментальной деятельности были соединены в единую таблицу. Был выявлен уровень овладения детьми элементарной экспериментальной деятельности:
1. Низкий. В методике «Выбор деятельности» ребенок не выбирает изображение детского экспериментирования ни в одной из трех попыток.
В методике «Маленький исследователь» ребенок выбирает игрушки на первых двух выборах.
Ребенок не проявляет интереса к экспериментальной деятельности.
2. Средний. В методике «Выбор деятельности» ребенок выбирает изображение детского экспериментирования в одной из трех попыток, но не на первой позиции.
В методике «Маленький исследователь» ребенок выбирает предмет из Уголка экспериментирования в одном или двух выборах.
Ребенок участвует в экспериментальной деятельности, в большинстве случаев проявляет познавательный интерес.
3. Высокий. В методике «Выбор деятельности» ребенок выбирает изображение детского экспериментирования в первой из трех попыток.
В методике «Маленький исследователь» ребенок выбирает предмет из Уголка экспериментирования в первых двух выборах.
Ребенок участвует в экспериментальной деятельности, проявляет инициативу и активный
познавательный интерес.
Для определения уровня развития речи ребенка используются следующие методы:
Наблюдение за речью детей младшего дошкольного возраста.
Беседы.
Игровые задания.
Рассматривание картинок.
Это необходимо для реализации принципа индивидуального подхода к детям, и разработки системы развивающей и коррекционной работы.
Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Методика « Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова).
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
игровая;
чтение книг;
изобразительная;
труд в уголке природы;
конструирование из разных материалов;
детское экспериментирование.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй- 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
Выбор деятельности.
№
Фамилия имя ребенка
1
2
3
4
5
6
Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова).
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагаются предметы из Уголка экспериментирования (деревянный брусок, песочные часы, колба с водой, проволока) и игрушки (кукла, машина).
Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:
« С чем ты хотел бы сейчас поиграть?»
Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За выбор предмета из Уголка экспериментирования засчитывается 2 балла, за выбор игрушки – 1 балла, за повторный выбор игрушки – 0 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
Выбор деятельности.
№
Фамилия имя ребенка
1
2
3
4
5
6
Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
№
Фамилия имя ребенка
Методика «Выбор деятельности»
Методика «Маленький исследователь»
Наблюдения за детьми
Уровень овладения детьми элементарной экспериментальной деятельности