Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение,
«Центр развития ребенка» детский сад № 19 «Гнездышко» город Ишим.
Конспект открытого занятия
по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»
Воспитатель:
Иванова Светлана Юрьевна
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха ( не имеет запаха, цвета, при нагревании, нагревается и поднимается вверх) и способе его обнаружения.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
2. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет, технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка).
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас, таких весёлых, красивых! Я хочу чтобы ваше настроение оставалось таким же хорошим до самого вечера. А для этого нам нужно чаще улыбаться и помогать друг другу. Ребята, у меня для вас есть загадка.
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Правильно. Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы).Он какой- то стал грустный, маленький.
Воспитатель- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель- Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
Воспитатель- А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Получается, воздух какой?
Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый.
Воспитатель- А давайте проведём с вами опыт как настоящие ученые. Ребята, я придумалала, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель - А давайте проверим!
Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет вес?
Посмотрите, что у меня в руках? Как вы думаете для чего это?
Правильно , для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети: Шарик лопнет.
Воспитатель- Проткните иголкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
Воспитатель- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
(У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые).. Воспитатель: - Что это?
Дети: Камушки.
Воспитатель: - Возьмите в руки камешки, какие они.
Дети:(ответы)
Воспитатель- Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт?
Воспитатель: - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: - Интересно, а почему камешки тонут?
Дети: Потому что они тяжелые.
Воспитатель: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Воспитатель: - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети: (ответы)
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
Воспитатель: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А теперь подуй (Саша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.
Воспитатель: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь на стульчики и смотрите
внимательно(смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Беседа по мультф.
Воспитатель: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится. А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена буду нагревать его тёплым воздухом.
Воспитатель: - Посмотрите, что происходит с пакетом?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в пакете, расширяется и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть красивая баночка.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами угадаем , что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
Воспитатель: - Чем пахнет?
Дети: Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.
Воспитатель: - Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать.
А где же конфеты ? Ребята, баночка пуста , а пахнет. Как так происходит?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
«Игра с воздушным шаром»
Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе (ответы детей) Понравилось вам занятие?
Воспитатель: - Молодцы ребята! Ребята, мы сегодня много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встречи, я вам, подарю воздушные шары? Ответы детей
(Воспитатель прощается с ребятами и уходит).