Конспект занятия для подготовительной логопедической группы Волшебница вода
Конспект образовательной деятельности
Выполнил: воспитатель Воронцова Л.И.
МДОАУ № 114 г. Орска 2014 г.
Направление развития: познавательно-речевое
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Волшебница вода»
Возрастная группа: подготовительная
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
проблемная ситуация, организация решения проблемы через игровую деятельность детей.
Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
план – схемы для составления описательного рассказа, использование ИКТ, мнемотехники, подвижная игра.
Приемы активизации практической деятельности детей:
проведение опытов, самостоятельное составление описательного рассказа по плану – схеме, участие в дидактических, подвижных играх.
Приемы поддержки интереса у детей:
проблемная ситуация, игры, поощрения, физминутка.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, самостоятельная проверка выполненных игровых заданий с помощью плана - схемы.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, составление описательного рассказа, опытно-исследовательская.
Планируемые результаты:
личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничества с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный.
интеллектуальные: имеет представление о различных свойствах воды и ее назначении, умеет задавать и отвечать на вопросы распространенными предложениями, использовать средства интонационной выразительности, следить за правильным звукопроизношением, умеет формулировать свои мысли, внимательный, находчивый, инициативный;
физические: подвижный, активный.
Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: мяч, ноутбук, презентация в формате Power Point на тему «Волшебница вода», сказочный персонаж мальчик Кай, Волшебница Вода, дидактические игры, серебристая коробка, модели-схемы, тарелка, сито, стакан, термос со льдом, вода, сок, стаканчики, соломинки, сахар, соль, песок, масло растительное, ванилин, стаканчики с пометкой, молоко, одноразовые ложки, кубик, шарик, узкий и широкий сосуд, мнемотаблица.
Предварительная работа: просмотр презентации в формате Power Point «Где живет вода», заучивание стихов о воде и ее пользе, беседа «Кому нужна вода», «Как мы умеем беречь воду», рассматривание иллюстраций на тему «Вода», заучивание загадок, потешек о воде, экскурсия к реке Урал, беседа об ученых и их форме одежды.
Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Задачи воспитания:
-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, аккуратность и инициативность.
Задачи развития:
- развивать зрительно-слуховое внимание и память;
- развивать просодику речи детей (темпо-ритмическую сторону);
- развивать умение делать выводы, умозаключения;
- развивать связную речь.
Задачи образования:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
- учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями;
- упражнять в подборе слов – признаков (относительных прилагательных);
- обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом для того чтобы;
- расширять и активизировать словарь по теме;
- учить детей составлять описательный рассказ с использованием плана – схемы.
Время проведения: 30 минут
Конспект содержания опытно-исследовательской деятельности
Вводная часть: 2 минуты
Организационный момент:
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Говорим мы всем с утра
- Заниматься нам пора!
Ход занятия: 25 минут
Мотивационный момент:
В. Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела необычного мальчика. Он был очень грустным. Да вот же он сам.
Мальчик Кай. Дети, Снежная Королева подарила мне на день рождения красивый, блестящий, сверкающий кораблик изо льда. Я его положил в коробку, чтобы не разбить и принес вам показать. Но вот беда, вместо кораблика в коробке мокрое пятно. Что же произошло с ним? Как вы думаете, ребята?
Д. У нас в группе тепло, вот он и растаял.
В. Не переживай, Кай, мы тебе поможем. Все вместе отправимся в гости к Волшебнице Воде. Чтобы в царстве у Воды нам побывать волшебные слова должны сказать.
Ись – ись – ись – вокруг себя повернись.
Же – же – же – вот и в сказке мы уже.
Волшебница Вода (девочка)
Я Волшебница Вода
Необычна, хороша.
Могу вдруг дождиком я стать,
Туманом плотным побывать,
В речушку, в море превратиться
И океаном вдруг разлиться.
Могу быть в разном состоянии я –
Лед, пар, и снова я – волшебница вода.
В. Дорогая Волшебница Вода, мы пришли к тебе за помощью. Мы уже знаем немного о превращениях воды, но хотелось бы нам узнать и увидеть, что еще может происходить с водой.
Волшебница Вода: Чтобы попасть в мою лабораторию, вам надо выполнить следующие задания.
«Придумай предложения по заданной картинке»
Детям предлагаются картинки с изображением снежинки, цветных льдинок, росы, чистой воды в стакане, дождя, пара, снега. Дети составляют предложения по картинкам, используя слова – признаки.
- Тихо падают на землю легкие, пушистые, белые снежинки.
- Мы украсили деревья разноцветными, маленькими льдинками.
- Насекомые радуются прозрачным, маленьким капелькам росы.
- Я пью чистую, свежую, холодную воду.
- Прошел сильный, холодный дождь и асфальт стал мокрым.
- От горячей воды в кастрюле идет белый пар.
- Белый пушистый снег окутал деревья.
В. Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас нас Волшебница Вода приглашает поиграть в следующую игру. Давайте посмотрим и назовем, где живет вода в своем жидком состоянии?
2. Дидактическая игра «Подбери слова – признаки»
В море какая вода?
Д. В море морская вода. (Слайд №1)
В океане океаническая вода. (Слайд № 2)
В реке речная вода. (Слайд №3)
В озере озерная вода. (Слайд №4)
В роднике родниковая вода. (Слайд №5)
В болоте болотная вода. (Слайд №6)
В водопроводе водопроводная вода. (Слайд №7)
В. В морях и океанах много соли, значит там вода какая?
Д. Соленая.
В. А в реках, озерах, ручейках, родниках и болотах какая вода?
Д. Пресная.
3. Дидактическая игра «Дополни предложения»
В. Давайте посмотрим и скажем, кому и для чего нужна вода.
Д. Вода нужна людям для того, чтобы ее пить.
Вода нужна цветам для того, чтобы расти.
Вода нужна рыбам для того, чтобы плавать.
Вода нужна людям для того, чтобы купаться
Вода нужна медведю для того, чтобы ловить рыбу.
Вода нужна рыбам для того, чтобы размножаться.
Вода нужна людям для того, чтобы стирать
В. Ребята, представьте себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились, (Легкий бег по кругу друг за другом)
Наклонились и умылись. (Наклон вниз, имитация умывания)
Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс, (Руки вперед, круговые движения руками в стороны)
Одной, другой - это кроль. (Круговые движения руками поочередно)
Все как один плывём как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Ходьба друг за другом)
И отправились домой.
В. Волшебница Вода приглашает нас в свою лабораторию продолжить знакомиться с другими свойствами воды.
4. «Вода – это жидкость».
Инструкция к опыту. Возьмем два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Аккуратно перельем воду из одного в другой. Льётся вода?
Д. Да.
В. Почему, объясните?
Д. Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
В. Какой мы можем сделать вывод?
Д. Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
(Воспитатель вывешивает схему на магнитную доску)
5. «Вода безвкусная».
Инструкция к опыту. Попробуем через соломинку воду в стаканчике, а потом сок.
В. Есть у воды вкус?
Д. Она безвкусная.
(Воспитатель вывешивает следующую схему на магнитную доску)
6. «Вода без запаха»
Инструкция к опыту: Понюхаем чистую воду в одном стаканчике, а затем воду в другом стаканчике с добавлением ароматизаторов (ванилин). Есть запах у чистой воды?
Д. Чистая вода не пахнет.
В. Что можно сказать про воду?
Д. Вода без запаха.
(Воспитатель вывешивает схему на магнитную доску)
7. «Вода прозрачная»
Инструкция к опыту. На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую в стакан с молоком. Что заметили?
Д. В стакане с молоком ложки не видно, а в стакане с водой она видна.
В. Какой можем сделать вывод из этого опыта?
Д. Чистая вода прозрачна.
(Воспитатель вывешивает схему на магнитную доску)
8. «Вода не имеет формы»
Инструкция к опыту. Ребята, какой формы кубик и шарик.
Д. Кубик квадратный, шарик круглый.
В. Для того, чтобы узнать имеет ли форму вода, возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Значит, что происходит с формой воды?
Д. Вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
(Воспитатель вывешивает схему на магнитную доску)
В. Чтобы продолжить следующий наш опыт, нам необходимо перейти к исследовательскому столу № 2.
9. «Вода растворяет некоторые вещества»
Инструкция к опыту. Перед вами стаканчик с водой и некоторые вещества. Давайте посмотрим и определим, что это за вещества.
Д. Соль, сахар, песок, масло.
В. Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? (Предположения детей). Давайте проверим. Возьмите ложечкой соль и размешайте ее в стаканчике. Что вы наблюдаете?
Д. Соль растворилась.
В. Те же самые действия проделайте с сахаром, с песком и маслом. Что вы наблюдаете?
Д. Сахар и соль растворились, а песок и масло нет.
В. Какой можно сделать вывод?
Д. Не все вещества растворились в воде.
В. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. (Дети стоят в кругу.)
Разминка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
10. Составление рассказа о свойствах воды по мнемотаблице.
В. Молодцы, ребята, отдохнули. Мы с вами многое узнали о свойствах воды, а чтобы наш гость все это запомнил, мы ему расскажем по плану-схеме.
(1 - 2 рассказа детей по мнемотаблице)
Рефлексия: 3 минуты
Ребята, понравилось вам сегодня быть лаборантами. Что вам больше понравилось делать? В чем вы испытывали затруднения?
Мальчик Кай: Спасибо за то, что вы познакомили меня с разными свойствами воды. Обо всем этом расскажу Снежной Королеве.
Литература:
Волочкова В.Н. Развитие речи М., 2008 г.
Коноваленко В.В. Развитие связной речи М., 2001 г.
Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград: Учитель, 2011 г.
Сластья Л.Н. Формирование связной речи М., 2001 г.
Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь М., 2012 г.
15