Опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

Опыт работы
Тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста »
Шевелева Раиса Ивановна
Воспитатель
Ставропольский край, Курский район, с.Каново, ул.Школьная , дом 35
Тел. дом. 88796453394
Сот: 89614454129
эл.Shevelyova.raja@yandex.ru2016год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края
Содержание
Введение ………………………………………………………………стр. 2
1.Экологическое воспитание как средство развития детского изобразительного творчества
1.1. Значение экологического воспитания дошкольников ………………………………………………………… ………………стр.3-4
1.2. Проблемы развития экологического воспитания впсихолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5
2. Содержание и методика работы по использованию экологического воспитания с целью воспитания подрастающего поколения 2.1. HYPERLINK "http://www.bestreferat.ru/referat-397809.html" \l "__RefHeading__442_1185374110"Методы и приемы………………………………………………стр.5-6
2.2. Характеристика используемых технологий……. стр. 6-7
3. Результативность внедрения экологических технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8
Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9
Литература………………………………………………………стр. 9

Введение
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
 Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  «Человек и природа» звучит гордо. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но пожалуй никогда, она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общества для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. В последнее время характерно увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
 Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях, и я считаю, что необходимо экологическое воспитание всего населения. А начинать надо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, мягкое, теплое. Природа- матушка встречает нашего малыша морем звуков, запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Отсюда и возникает
Цель:
   -воспитание гуманного отношения к природе.
Для достижения этой цели, я поставила перед собой
 Задачи:
сформировать у детей систему экологических знаний и представлений ;развить эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, сохранить её).
организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
развивать любовь к природе родного края, родного села(моей малой Родине).
Все эти задачи существуют не обособленно, они взаимосвязаны;
-гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д;
 -раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её, полюбить-это дело посложнее. Для этого я сама должна уметь и умею жить в гармонии с природой, личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края
в природоохранной деятельности, а дети готовы мне подражать
 Основное направление моей работы в детском саду- экологическое воспитанию дошкольников.
Работаю по программе Н.А. Рыжовой « Наш дом – природа»
 У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
 В группе создан;
уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе ( приложение № 1).
По территории детского сада проходит
экологическая тропа с описанием природных объектов.
(приложение № 2), но с учётом возраста детей их правильнее называть «экологическими тропинками». Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я старалась использовать, как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Так же у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе, они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяют других ( приложение № 3). Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков объясняю детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На
ознакомительной прогулке, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке я провожу наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми
наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .
Очень часто работаем с детьми по
экологическим проектам, как кратковременными, так и долгосрочными. Одним из интересных проектов считаю работу по долгосрочному проекту « Дерево» ( наблюдали в течении года)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края
за березкой на участке детского сада. Был составлен перспективный план на год данного проекта. (приложение № 4)
Большой популярностью среди детей пользуется
исследовательская работа; различные опыты с природными материалами, изучение растений,
насекомых, встречающихся на экологической тропе. Результаты этих небольших исследований дополняют « экологический паспорт детского сада», разработанный совместно с педагогами нашего ДОУ. Особая форма организации работы по экологическому воспитанию
экскурсия, очень трудоёмкая и сложная форма обучения.
На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. ( приложение №5).Находясь в лесу, на берегу речки, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
 Часто на занятиях я использую
художественную литературу.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края
В детском саду большой популярность пользуются конкурсы детских рисунков; « Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». ( приложение № 6) Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Уже стал традицией детского сада ежегодный конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
  Одна из лучших форм экологического воспитания считаю
праздники и развлечения.
Ежегодно отмечаем праздник « День земли» в апреле, в марте « «День птиц».( приложение № 7)
Экологические спектакли « Добрая змея». « Красный волк и серая шапочка» по сказкам Н.А Рыжовой. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.
 Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
 Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Выпускается газета для родителей « Дюймовочка» куда размещаем статьи об экологическом воспитании детей.
  Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», начинаем с просмотра выставки книг по природе для детей. Показываем родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Курского муниципального района Ставропольского края
- то телевизионные передачи и т. д.
 Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
 Я считаю, что проделанная мной работа дала положительные результаты:
 сформированы начала экологической культуры у детей;
 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
 дети учатся практическим действиям по охране природы;
 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Заключение
Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...
Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Список литературы:
1. Турыгина С.В.Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы      Год: 2010
2. Соломенникова О.ВЭкологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет      Год: 2014 
3.  Фесюкова Л.АУроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы      Год: 2014 
4. Н.А. Рыжова
Программа по экологическому воспитанию «Наш дом- природа»
Год: 2004
5. Киреева Л.Г.Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий      Год: 2008
6. HYPERLINK "http://bookza.ru/book.php?id=127696" \t "_blank" Щербанёва Е.А.Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет      Год: 2015