Конспект занятия в подготовительной группе Волшебное электричество
Конспект занятия в подготовительной группе
«Волшебное электричество»
Программные задачи:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.
4.Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Материалы к занятию:
Игрушка с батарейкой, карточки к игре "Найди пару", карточки - схемы по правилам пользования электроприборам, воздушные шары, расчески, пластмассовые шарики, линейки по количеству детей, шерстяной платок, варежки, шелковый фартук, конфетти, перышки.Ход занятия:
- Ребята, что-то вы сегодня не играете с любимой игрушкой. Давайте поиграем. Почему кран не двигается? Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала! Почему?
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество? Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
-Ребята, а как электрический ток приходит к нам? Садитесь на коврик, я вам сейчас расскажу. (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра.
Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
-Посмотрите на картинки. Как вы думаете, от чего работает эта электростанция? (От воды) Значит она какая? (Водная) Эта электростанция работает от тепла, значит она какая? (Тепловая) От чего работает эта электростанция? (От солнца) Значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра, значит она какая? (Ветряная)
-Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
- А они помогают человеку? (Да) Давайте поиграем в игру «Найди пару» и расскажем, как помогают электроприборы человеку.
Дети берут из коробочки по одной карточке, на которой изображен электроприбор, далее на столе подбирают карточку «пару».
Игра "Найди пару»
Волосы – фен
Спящий человек - будильник
Чашка – электрический чайник
Ковер – пылесос
Письменный стол – настольная лампа
Платье – швейная машинка
Грязная вещь – стиральная машинка
Торт – миксер
Колбаса – холодильник
Котлеты – мясорубка
Мультфильм – телевизор
Электрическая плита - кастрюля
Солнце – вентилятор
Мятое платье – утюг
Грязная посуда – посудомоечная машина
- Какие ты карточки подобрал? Объясни свой выбор.
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Чем опасно? (Может поразить током) Действительно, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что они обозначают?
1. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Не касайтесь руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
4. Нельзя вставлять в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.
5. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Дети рассматривают карточки, делают выводы. Воспитатель зачитывает стихотворение, соответствующее каждой карточке.
1. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
2. Не дёргай шнур и не тяни
Затея выйдет боком
Порвётся провод и тебя
Ударить может током.
3. Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
4.Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять
Электричество опасно
Это каждый должен знать.
5. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством и электрическими приборами. Но электричество бывает еще и доброе, неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. А называется такое электричество – статическое. Повторим все вместе. (СТАТИЧЕСКОЕ) Хотите поиграть со статическим электричеством?
Опыт 1.
-Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену. Попробуйте шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. (Дети пытаются потереть шарики и повесить на стену)
-Что вы видите? Какой вывод можем сделать?
Вывод: В наших волосах живет статическое электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Шарик стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- Ребята, как вы думаете, когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
А давайте попробуем другие предметы сделать электрическими.
Опыт 2
Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит? (нет).
-Как заставить бумагу притянутся к расческе?
-Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
-Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).
-Попробуйте провести расческой по волосам, а затем поднесите расческу к конфетти.
-Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая)
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3
- Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линейки. Прикоснитесь к перышкам. Что вы видите? (лежат спокойно).
- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы электрическими при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли) .- Какие стали предметы? (Электрическими).
- Как они стали электрическими? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Статическое электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
- Вот как можно интересно играть со статическим электричеством.
- Какие вы молодцы!
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы электрическими)
- А как мы их делали электрическими? (ловили электричество в волосах и одежде).
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное). Как называется доброе электричество? (статическое)
- На память о нашем занятии возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Дома вы сможете показать своим родителям, как можно играть со статическим электричеством.