Консультация для педагогов Организация двигательной активности детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №16 с углубленным изучением отдельных предметов города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области
структурное подразделение детский сад «Красная Шапочка»





КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Организация двигательной активности
детей дошкольного возраста»


Подготовила:
инструктор по физической
культуре
Баландина Елена Александровна







г. Жигулевск
2017

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки в НОД с умственной нагрузкой и т.д.
В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Длительность гимнастики для детей 2-4 лет – 4-6 минут, для 5-6 лет – 8-10 минут.
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения на занятиях по рисованию, лепке и других за столом, следует предусмотреть

проведение физкультминуток с целью переключения ребенка с умственной
деятельности на физическую. В комплекс, рассчитанный на 2-3 минуты, следует включать знакомые детям упражнения для крупных мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например мышц шеи и кистей рук. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать ему мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды деятельности двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом
закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва
между НОД при открытых окнах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на прогулке, прогулки – походы, корригирующая гимнастика в сочетании с игровым массажем.
Второе место в двигательном режиме детей занимает ООД по физической культуре – как основная форма обучения двигательным умениям и навыкам, физического развития детей. Физкультурные занятия, которые обязательны для всех здоровых воспитанников, проводятся круглый год три раза в неделю, два раза в помещении и один раз на воздухе.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.

Необходимо также запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование.
Важно создать необходимые условия для игр детей по желанию: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр, вынести на улицу необходимое для двигательной активности оборудование. На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме этого, рекомендуется наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям и кружковой работе.
Вышеописанные виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, досугов, интересных двигательных прогулок, способствуют физическому развитию детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению здоровья. Вечером, перед уходом детей домой, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения с предметами и т.п.




Список использованной литературы:

1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: методическое пособие / Е.Н. Вавилова. - Москва, Просвещение, 2001. – с. 89.
2. Вохмянина М.Н. Модель сохранения здоровья дошкольника / М.Н. Вохмянина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 1. – С. 71 – 75.
3. Макарова Л.И. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма / Л.И. Макарова // Инструктор по физкультуре. – 2010. –№ 2. – С. 12 – 15.
4. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика - Синтез, 2000. – 256 с.














 
·