Фольклор и литература Забайкалья. урок литературы .7 классВ мире героического эпоса

Фольклор и литература Забайкалья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]u
МБОУ СОШ №10 г. Читы. 7 класс. Учитель Кузнецова Л.Ф.
Тема урока: В мире героического эпоса.
Цель урока: дать представление о героическом эпосе народов, проживающих в Забайкалье.
Задачи урока:1)проанализировать тексты сказаний и выявить черты национальных характеров героев, свидетельствующих о нравственных народных ценностях;
2) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать навыки сравнительного анализа, обобщения;
3) воспитывать интерес к народной культуре, чувство патриотизма, гуманизма, уважительное отношение к культуре других народов.
Оборудование: выставка книг, картина Васнецова «Богатыри», грамзапись 2-й симфонии Бородина «Богатырская».
Эпиграф к уроку:
Легко ли наречье своё и названье,
Как клич боевой, сквозь года пронести.
Д. Жалсараев.
Ход урока.
1.Продолжаем изучение фольклора Забайкалья. Сегодня побываем в мире героического эпоса.
- Что значит слово эпос? (повествование)
- Героический? Какого человека можно назвать героем?
(действующего ради блага других людей).
- Мы уже знакомы с произведениями героического эпоса – былинами. Какие русские былины можете вспомнить? (ответы учащихся).
- Главные герои былин? (Илья Муромец и другие богатыри).
2.Работа по картине Васнецова «Богатыри».
- Известный русский художник Васнецов, восхищаясь русскими былинами, писал: « меня не покидают исторические и сказочные грезы, некий былинный дух вселился в меня» (из письма Стасову). Результат – картина «Богатыри».
- Назовите имена богатырей. Какими изобразил их художник? (ответы учащихся).
- На нашей забайкальской земле тоже создавался героический эпос. Читали сказку на былинный сюжет «Исцеление Ильи Муромца» Каким Илью Муромца показал забайкальский народ? (сильным, смелым, мужественным)
- Какое выразительное средство используется? (гипербола).
3. Работа с произведением бурятского фольклора.
- В Забайкалье, кроме русских, проживают коренные народы – буряты и эвенки. Триста лет тому назад русские, заселяя Сибирь и Забайкалье, встретились и подружились с бурятами. Красив и богат бурятский эпос сказаниями – улигерами. Перед нами отрывок из сказания «Сагадай Мэрген» в переводе бурятского поэта Хоца Намсараева.(чтение подготовленного ученика).
Работа с текстом №1 (см. приложение)
- Главный герой? (Сагадай).
- Что он защищает? (родителей, свой род, заботится о продолжении своего рода, для него это очень важно).
- Какие увидели национальные особенности, традиции, обычаи? (глубокое уважение к предкам, соблюдение национальных праздников, использование в сказании лексики бурятского языка).
- Какие качества ценит бурятский народ в своих героях? (силу, отвагу, честь).
4. Работа с произведением азербайджанского народа.
На нашей забайкальской земле проживают и представители народов Средней Азии. С нами учится азербайджанец Аликбер Ахмедов. Что мы знаем о культуре, фольклоре его народа? (ничего).
- Предлагаю познакомиться с героическим эпосом Азербайджана – сказанием «Кёр – оглы» (читает подготовленный ученик).
Работа с текстом №2 (см. приложение)
- Значение каких слов в тексте вы не знаете? (лексическая работа).
- За что борется Кёр – оглы? (За свободу народа, счастье и справедливость, народ в нем ценит бесстрашие и целеустремлённость).
- Итак, познакомились с героическим эпосом разных народов, проживающих в нашем Забайкалье. Что увидели общего? (герои – богатыри, они сражаются за свободу, счастье своего народа)
- Отличие?
(особые качества героев, отражение национальных особенностей – традиции народов, географические описания, использование имен собственных, национальная лексика)
5. Прослушивание 2 симфонии Бородина «Богатырская».
- Что услышали? Оправдано ли название симфонии? (чувствуется богатырская мощь, сила, которую можно соотнести с каждым прочитанным нами произведением героического эпоса)
6. Работа с эпиграфом.
- Легко ли сохранить «наречье своё и названье»? Что для этого необходимо? (бережное отношение к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов)
Домашнее задание: чтение бурятского героического эпоса «Гэсер».

Приложение 1 Текст № 1
Сказание «Сагадай Мэргэн»
Стародавним теплым летом-
Вот когда всё это было,
Стародавнею зимою-
Вот когда случилось это.
Подросли в семействе дети:
Дочка славная Ногодой,
Удалой сынок Сагадай.

Хан Буха поймал старейших (родителей),
В рабство он к себе погнал их,
Погонял мечом свирепым.

Добрый молодец Сагадай,
Что лицом белее снега,
Грустно думает и слезы
Из прекрасных глаз роняет.
-Как припомню,- говорит он,-
Мать-старуху – сердце тает,
Об отце родимом вспомню –
Застревает пища в горле.
Помню, как ласкали в детстве,
На руках своих держали!
О хорошем вспоминая,
Разыщу их, одиноких!
И отправился в дорогу,
Прихватив с собою ерхо.*

Добрый молодец Сагадай
Заглянул в стоящий домик.
В поздний час старик приходит
На покой и с ним старуха.
Вся еда их – только накипь
У котла на черных стенках,
Всё питьё – осадок мутный,
Что стоит на дне ведерка.
Успокоил, обласкал их,
А теперь, - сказал, - глядите!
Вот что думает при этом:
- Что же делать? Что же делать?
Не явиться ли мне с юга,
Как положено мужчинам?
Или с севера зайти мне,
Как велит обычай женщин?
- Выходи! - кричит. – На битву!

Хан Буха в свирепой злобе
Задирает кверху морду.

Обхватив друг друга крепко,
Так три дня они дерутся.
Хан Буха глаза таращит,
С визгом валится на землю,
Издыхает, как собака.

Впереди седла сажает
Удалой сынок Сагадай
Мать с отцом, стремится к дому.
Созывают своих близких,
Принимают угощенья,
Чтут они отца родного,
Да и матушку родную
Почитают, как богиню.

Так они с тех пор и жили,
Внуки правнуков рожали,
Жили долго и богато,
до сих пор очаг пылает!
*ерхо – костяная палочка предков, приносящая удачу.


Приложение 2 Текст № 2

Сказание «Кёр – оглы»

Издалека на Арабате
Скачет по гребням вершин Кёр – оглы.*
Страшно становится вражеской рати:
Нету храбрее мужчин Кёр – оглы.

На коне по облачным вершинам
Мчался ль ветром ты когда - нибудь?
На поле один чужим дружинам
Преграждал ли путь когда – нибудь?

Видит всадник – вот родник алмазный.
Расседлал коня:
- Иди, пасись,
Предстоит нам дальняя дорога,
Не плутай и вовремя вернись.

Верный конь исчез куда – то,
Как вернуть мне Арабата?
Как в чужой мне стороне
Оказаться на коне?

Нужен плотник стройке дома,
Врач, чтоб вылечить больного,
Конь бойцу нужней собрата,
Где найти мне Арабата?

У воды он встретил чабана,
Молвил о пропаже скакуна.
- Я тебя не знаю, но как другу
Постараюсь оказать услугу.
На горе я видел Арабата,
Как найдёшь, то подтяни подпругу».

Кёр – оглы, отвагою горя,
Осенил щитом себя не зря.
Мчаться в битву наступил черёд,
На коней, игиды, и вперёд!

Славный Кёр – оглы боец,
И не хуже он певец,
За седлом привязан саз,**
Пел боец и в этот раз:
«Джафар – паша,***для мести грянул срок,
Сразит злодея доблестный клинок.
А кровь врага, с тех пор, как создан свет,
Для праведника слаще, чем щербет.****

Спасенье бедным даровать
Молил аллаха, бой верша,
И шкуру всю мою содрать
Хотел для чучела паша.

Один лишь страх – за бедных страх
Стянул мне на сердце аркан.
Я сорок недругов во прах
Поверг, опустошив колчан»

* оглы - принадлежность к мужскому роду
**саз – музыкальный инструмент.
***паша – военный сановник султана.
**** щербет - восточная сладость.