Урок Фольклор и литература Забайкалья
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬЯ
УРОК «Легенды Забайкальского края»
Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.
2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Забайкальской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом..
3. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Орионе.
5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.
Развивающие:
1. Развивать память учеников.
2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.
4. Развивать навык работы с легендами.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.
3. Воспитывать дисциплинированного ученика.
Содержание .
1. Организационный момент, сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд Забайкалья и проанализируем её особенности.
2 .Слово учителя.
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (Записываем в тетради).
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
- В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Забайкальской землёй, и дошедшие до наших времён
3. Знакомство с легендами (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с легендами Забайкалья.
Чтение легенд.
4. Беседа по вопросам.
Почему это произведения называются легендой? Докажите.
Что главное мы узнаём из легенды?
5. Итог урока.
Что такое легенда
Какие легенды вы узнали?
С какой легендой мы с вами познакомились?
Что интересного узнали?
Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Орионе?
Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.
Предполагаемые результаты урока.
Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества - легендой, расширить знания о легендах, существующих на Забайкальской земле. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при изучении данной темы и последующих. Урок преследует и такую цель, как привлечь учащихся к дальнейшему изучению своей родной земли.