Методические указания по созданию конфигурации в программе 1С: Предприятие 8.0. Конфигурирование и администрирование
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Невинномысский химический колледж»
Предметно-цикловая комиссия
информационных технологий
и пожарной безопасности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по созданию конфигурации в программе 1С:Предприятие 8.0
для курса
«1С:Предприятие. Конфигурирование и администрирование »
2015г
УДК 681.31
Б 53
Рассмотрено на заседании
ПЦК ИТ и ПБ протокол № __
«_____»___________2015 г
Утверждаю
Заместитель директора по
учебно-методической работе
Ю.С. Маркова
Методические указания по созданию конфигурации в программе 1С:Предприятие для курса «1С:Предприятие.Администрирование и конфигурирование»/ сост.Бесклубная Г.Н. - Невинномысск: НХК, – 2015.- 11 с.
Методические указания составлены согласно программе, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта специальности 14995 Наладчик технологического оборудования
Данные методические указания предназначаются для студентов 2 курса специальности 14995 Наладчик технологического оборудования
УДК 681.31
© Бесклубная Г.Н. 2015
© ГБПОУ НХК, 2015
Пояснительная записка
Цель данных методических указаний для выполнения практических заданий, в том чтобы слушатели курса познакомились с программой 1С:Предприятие 8.0, приобрели знания о возможностях обработки информации и настройки новой конфигурации
Данные методические указания для выполнения практических заданий рассчитаны на 24 часов и состоит из двух разделов:
Конфигурирование(20 часов)
Администрирование (4 часов)
Критерии оценки выполнения практических заданий.
Оценка «отлично» ставится, если слушатель выполнил задание в полном объеме. Оформил отчет согласно требованиям
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил задание не в полном объеме. Оформил отчет согласно требованиям.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил задание не в полном объеме и оформил отчет не в полном объеме или не выполнил отчет согласно требованиям.
.
Конфигурирование
Тема: Конфигурирование. Создание нового объекта конфигурации. Справочник.
Цель: научиться создавать новые объекты конфигурации. Выполнение
Начало работы
Создать новую информационную базу (пустую)
Запустить режим Конфигурация
Открыть конфигурацию. Создать конфигурацию для предприятия ООО «На все руки мастер»
Для того, чтобы иметь возможность изменения конфигурации в меню Конфигурация – Поддержка – Настройка поддержки, с помощью которой можно разрешить или запретить редактирование, как отдельных объектов, так и конфигурации в целом.
Справочник – Клиенты
Кнопка Добавить – откроется окно редактирование объекта конфигурации.
Для того чтобы придерживаться правильной последовательности действий, в нижней части окна имеются кнопки Далее и Назад. Кнопка Назад позволят вернуться на несколько шагов назад, если вы обнаружили, что раннее ввели не все или ошибочные данные.
Имя справочника Клиенты (имя может быть любое, но должно начинаться с буквы и не содержать пробел). Синоним дает система. Настройки взять по умолчанию, щелкаем три раза по кнопке Далее.
Закладка Данные. Указать: Длина кода – 5, Длина наименования – 50, остальные данные по умолчанию.
Нажать Закрыть.
Для проверки полученного объекта конфигурации Справочник выбрать пункт меню Отладка – Начать отладку. На вопрос «Обновить конфигурацию базы данных?» ответить «Да» и в следующем окне Принять.
Откроется окно в режиме «1С:Предприятие». Выбрать Операции – Справочники справочник Клиенты. Так как справочник пуст, то нужно его заполнить. Добавить три клиента (Действия – Добавить):
Свиридова Ольга Петровна
Иванов Иван Иванович
Семенов Петр Алексеевич
Справочник – Номенклатура
Этот справочник будет иметь иерархическую структуру. Одна группа – Услуги, вторая – Материалы.
Вернуться в режим Конфигуратор. Создать новый объект Справочники с именем Номенклатура.
Перейти на закладку Иерархия. Установить флаг «Иерархический список»
На закладке Данные задать длину наименования 100 символов.
Выбрать пункт меню Отладка – Продолжить отладку. На вопрос «Приложение запущено. Перезагрузить» ответить «Да».
В режиме «1С:Предприятие» открыть Справочники – Номенклатура.
Создать две группы «Услуги» и «Материалы» (Действия – Добавить).
Добавить в группу Материалы две группы «Радиодетали» и «Прочие»
Радиодетали:
Строчный трансформатор Samsung
Строчный трансформатор GoldStar
Транзистор Philips 2N2369
Прочие:
Шланг резиновый
Кабель электрический
Добавить в группу Услуги две группы услуг «Телевизоры» и «Стиральные машины»
Услуги по ремонту телевизоров
Диагностика
Ремонт отечественных телевизоров
Ремонт импортных телевизоров
Услуги по установке стиральных машин
Подключение воды
Подключение электричества
Справочник - Склады
Этот справочник будет содержать один предопределенный элемент – склад Основной, на который будут поступать все склады.
Вернуться в режим Конфигуратор. Создать новый объект Справочники с именем Склады.
Перейти на закладку Прочие. Нажать кнопку «Предопределенные». Откроется список предопределенных элементов справочника. Сначала он пуст, поэтому выполнить команду Действия – Добавить и создать предопределенный элемент «Основной».
Выбрать пункт меню Отладка – Продолжить отладку. На вопрос «Приложение запущено. Перезагрузить» ответить «Да».
В режиме «1С:Предприятие» открыть Справочники – Склады.
Добавить в справочник еще один склад – «Розничный».
Обратить внимание!
Система отмечает разными пиктограммами простой и предопределенный элемент. Удалять можно только простой элемент, а предопределенный нельзя.
На предопределенные элементы могут опираться алгоритмы конфигурации (т.к. возможно обращение к ним из встроенного языка по имени).
Предопределенные элементы являются объектами БД, которые нельзя удалять в режиме 1С:Предприятие.
Тема: Создание объекта конфигурации Документ
Цель: научиться создавать объект конфигурации Документ.
Объект конфигурации Документ является прикладным объектом и предназначен для описание информации о совершенных хозяйственных операциях или о событиях, произошедших в жизни организации. На основе объекта конфигурации Документ платформа создает в БД информационную структуру, в которой будут храниться, например, приходные накладные, приказы о приеме на работу, платежные поручения, счета и т.д.
Характерной особенностью объекта конфигурации Документ является то, что в процессе работы пользователь может самостоятельно создавать новые объекты этой структуры – новые документы.
Поведение документа – обладает способностью проведения, т.е. событие влияет на состояние учета.
Факт проведения документа и необходимость поддержание актуальности последовательности документов на оси событий порождает два различных способа проведения документов: оперативное и неоперативное проведение.
С оперативным проведением документов связано понятие оперативной отметки времени. Оперативная отметка времени представляет собой значение типа Дата, которое формирует система. Оперативная отметка времени создается системой каждый раз при оперативном проведении документа. Ее значение формируется исходя из текущего времени и последней созданной оперативной отметкой.
Если у объекта конфигурации Документа установлено свойство оперативного проведения, последовательность действий системы будет следующая: при создании нового документа система будет устанавливать текущую дату и «нулевое» время.
Система позволяет перепроводить документы с измененной датой и измененной информацией в табличной части.
Создание документа ПриходнаяНакладная
Создать новый объект конфигурации Документ. На закладке «Основные» задать имя документа – Приходная накладная. Щелкнуть по кнопке Далее.
На закладке Данные создать реквизит с именем «Склад» и типом СправочникСсылка.Склады
Добавить табличную часть с именем «Материалы».
Добавить реквизиты:
«Материал» с типом СправочникСсылка.Номенклатура
«Количество» с типом Число, длиной 15, точностью 3, неотрицательное
«Цена» с типом Число, длиной 15, точностью 2, неотрицательное
«Сумма» с типом Число, длиной 15, точностью 2, неотрицательное
Запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и протестировать получившийся результат.
Для того чтобы Сумма вычислялась автоматически нужно выполнить следующее: создать собственную форму документа, а затем воспользоваться возможностями встроенного языка.
Создание формы документа. Вернуться в режим Конфигурации.
Открыть окно редактирования объекта конфигурации «ПриходнаяНакладная». Выбрать закладку Форма.
Чтобы создать форму документа щелкнуть по лупе окна ввода Документа. В появившемся окне принять все установки по умолчанию и щелкнуть по кнопке «Готово».
Обратите внимание, что в дереве объектов конфигурации, у объекта конфигурации Документ «ПриходнаяНакладная» появилась форма «ФормаДокумента», а на экране открылось окно редактора форм, содержащее эту форму.
Щелкнуть правой кнопкой мыши на поле ввода колонки «количество», открыть Свойства.
Среди событий выбрать «При изменении» и щелкнуть по лупе. Появится модуль формы.
В модуль формы добавить текст:
СтрокаТабличнойЧасти=ЭлементыФормы.Материалы.ТекущиеДанные;
СтрокаТабличнойЧасти.Сумма=СтрокаТабличнойЧасти.Количество* СтрокаТабличнойЧасти.Цена;
Подобную процедуру произвести и для колонки «Цена».
Для автоматического заполнения поля «Сумма» в документах, лучше поместить расчет суммы в некотором «общедоступном» месте, чтобы разные документы, имеющие реквизиты табличной части, могли использовать этот алгоритм. Для описания таких «общедоступных» мест служит объект конфигурации Общий модуль, расположенный в ветке Общие – Общие модули.
Создать объект конфигурации Общий модуль в ветке Общие – Общие модули и назвать «РаботаСДокументами».
Набрать в модуле текст:
Процедура РассчитатьСумму(СтрокаТабличнойЧасти) Экспорт
СтрокаТабличнойЧасти.Сумма=СтрокаТабличнойЧасти.Количество* СтрокаТабличнойЧасти.Цена;
КонецПроцедуры
Ключевое слово Экспорт указывает на то, что эта процедура может быть доступна другим модулям.
В модуле формы ФормаДокумента изменить текст обработчика для колонки Количество и колонки Цена:
СтрокаТабличнойЧасти=ЭлементыФормы.Материал.ТекушиеДанные;
РассчитатьСумму(строкаТабличнойЧасти);
Запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и убедиться, что сумма рассчитывается при изменении количества и цены.
Создание документа ОказаниеУслуги
Аналогическим образом создать документ «Оказание услуги» (расход материалов).
Создать новый объект конфигурации Документ «ОказаниеУслуги».
Указать реквизиты:
«Склад» с типом СправочникСсылка.Склады
«Клиент» с типом СправочникСсылка.Клиенты
«Мастер» с типом СправочникСсылка.Сотрудники
Создать табличную часть этого документа «ПереченьНоменклатуры» с реквизитами:
«Номенклатура» с типом СправочникСсылка.Номенклатура
«Количество» с типом Число, длиной 15, точностью 3, неотрицательное
«Цена» с типом Число, длиной 15, точностью 2, неотрицательное
«Сумма» с типом Число, длиной 15, точностью 2, неотрицательное
Создать основную форму документа.
Для полей ввода колонок «Количество» и «Цена» создать обработчик событий «ПриИзменении», в котором вызвать процедуру «РассчитатьСумму» из общего модуля «РаботаСДокументами».
Запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и ввести документы на оказание услуг.
Тема: Создание регистра накопления ОстаткиМатериалов.
Цель: научиться создавать регистры накопления .
Выполнение
Регистр накопления ОстаткиМатериалов
Назначение регистров накопления – аккумулировать данные, поставляемые различными документами.
Создавать новый объект конфигурации РегистрНакопления. Имя – «ОстаткиМатериалов». Щелкнуть по кнопке Далее. Перейти на закладку Данные.
Создать изменения регистра:
«Материал», с типом СправочникСсылка.Номенклатура
«Склад», с типом СправочникСсылка.Склады
Создать ресурс «Количество» с длиной 15 и точностью 3
Теперь необходимо указать документ, который поставляет данные для регистра накопления. Открыть окно редактирования объекта конфигурации Документ «ПриходнаяНакладная»
Перейти на закладку Движение. В списке регистров накопления отметить регистр накопления «ОстаткиМатериалов». Теперь доступна кнопка Конструктор движения.
Тема: Создание объекта конфигурации Периодический регистр сведений.
Цель: Научиться создавать периодический регистр сведений.
Объект конфигурации Регистр сведений
Очевидно, что в ООО «На все руки мастер» существует перечень услуг, который определяет стоимость каждой услуги. Однако, стоимость услуг имеет особенность меняться со временем. Для хранения стоимости услуг мы используем объект конфигурации – регистр сведений.
Объект конфигурации Регистр сведений является прикладным объектом и предназначен для описания структуры хранения данных в разрезе нескольких изменений.
Принципиальным отличием Регистра сведений от Регистра накоплений является то, что каждое движение Регистра сведений устанавливает новое значение ресурса, в то время как движение Регистра накопления изменяет существующее значение ресурса. По этой причине Регистр сведений может хранить данные не только числовые.
Важной особенностью Регистра сведений является его способность хранить данные с привязкой ко времени. Благодаря этому Регистр сведений может хранить не только актуальные значения данных, но и историю их изменении во времени.
Регистр сведений, имеющий привязку во времени называют Периодическим регистром сведений
Регистр сведений может использоваться в режиме подчинения регистратору (привязан документу-регистратору), регистр сведений может использоваться и в независимом режиме, в котором пользователю предоставляется полная свобода в редактировании данных. Это независимые регистры сведений.
Выполнение
Создание периодического регистра сведений.
Создать новый объект конфигурации РегистрСведений. Назвать «Цены». Установить периодичность этого регистра в пределах секунды.
Перейти на закладку «Данные». Создать измерение регистра «Номенклатура» с типом СправочникСсылка.Номенклатура. Указать, что это измерение будет ведущим.
Свойство «ведущее» имеет смысл использовать лишь тогда, когда измерение имеет тип ссылки на объект базы данных. При удалении объекта, все записи регистра сведений по этому объекту будут автоматически удалены.
В форме списка справочника появляется кнопка командной панели «Перейти», по которой возможен переход к записям регистра, отобранным по значению выбранного элемента справочника.
Создать новый ресурс «Цена», тип число, длина 15, точность 2, неотрицательное.
Задать стоимость услуг нашего ООО «На все руки мастер» (с привязкой к дате). Поскольку цены хранятся с привязкой к дате, можно заранее установить новые цены и быть уверенным, что новые цены вступят в действия не раньше указанной даты.
Как использовать заданные цены в документе «Оказание услуги» .Создание функции РоничнаяЦена()
Создать функцию, которая будет возвращать актуальную розничную цену. Открыть конфигуратор, в ветке Общие - Общие модули создать новый объект конфигурации Модуль и назвать «РаботаСоСправочником».
Разместить в модуле следующий текст:
Функция РозничнаяЦена(АктуальнаяДата, ЭлементНоменклатуры)
Экспорт
//создать вспомогательный объект Отбор
Отбор = Новый Структура(«Номенклатура», ЭлементНоменклатуры);
//получить актуальные значения ресурсов регистра
ЗначенияРесурсов = РегистрыСведений.Цены.ПолучитьПоследнее(АктуальнаяДата, Отбор);
Возврат ЗначенияРесурсов.Цена;
КонецФункции
Параметры:
АктуальнаяДата – параметр типа Дата, который будет определять точку на оси времена, на которую интересует значение розничной цены;
ЭлементНоменклатуры – ссылка на элемент справочника «Номенклатура», для которого надо получить розничную цену.
Вспомогательный объект Отбор содержит ссылку на элемент справочника «Номенклатура».
Далее обращение к менеджеру регистра сведений «Цены» (РегистрыСведений.Цены) и выполнение метода ПолучитьПоследнее() , который возвращает значение ресурсов наиболее поздней записи регистра, которая соответствует передаваемой дате («АктуальнаяДата»), и значениям измерений регистра («Отбор»)
Значения ресурсов возвращаются в структуре через указание имени нужного ресурса регистра через точку (ЗначенияРесурсов.Цена).
Автоматическое заполнение цены в документе ОказаниеУслуги.
При создании документа «ОказаниеУслуги» необходимо обеспечить автоматическое заполнение поля «Цена» после того, как пользователь выберет услугу. Причем цена услуги должна определяться, исходя из даты создаваемого документа.
Найти в конфигураторе документ «ОказаниеУслуги» и открыть форму «ФормаДокумента».
Открыть свойства поля ввода, расположенного в колонке «Номенклатура» и снизу списка найти событие «При изменении».
Нажать на кнопку с лупой и в заготовке обработчика события написать следующий текст:
Процедура ПереченьНоменклатурыНоменклатураПриИзменении(Элемент)
//получить текущую строку табличной части
СтрокаТабличнойЧасти=ЭлементыФормы.ПереченьНоменклатуры.ТекущиеДанные;
//установить цену
СтрокаТабличнойЧасти.Цена=РозничнаяЦена(Дата, Элемент.Значение);
//пересчитать сумму строки
РассчитатьСумму(СтрокаТабличнойЧасти);
КонецПроцедуры
Вызываем процедуру «РозничнаяЦена» , в качестве параметра передается дата документа, на которую необходимо получить цену, второй параметр – ссылка, которую отображает элемент управления формой, вызвавший это событие (Элемент.Значение), т.е. ссылку на элемент справочника «Номенклатура».
Запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и открыть регистр сведений «Цены».
Для транзистора Philips добавить следующим числом новую цену.
Открыть документ ОказаниеУслуги, в котором был израсходован один такой транзистор.
Установить дату документа равной той дате, когда было задано первое значение цены транзистора, и повторить выбор транзистора в колонке «Номенклатура» табличной части документа. Автоматически установится первое значение цены.
Изменить дату документа на следующий день и снова повторить выбор транзистор. Будет установлено новое значение цены.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Основными задачами администратора системы являются:
Разделение прав доступа
Ведение архива информационной базы
Тема: Ведение списка пользователей.
Цель: научиться работать со списком пользователей .
Работаем в Конфигураторе. Список пользователей вызывается на экран выбором пункта меню Администрирование - Пользователи. Окно со списком пользователей имеет панель инструментов и табличное поле с двумя колонками «Имя» и «Полное имя». Можно изменить настройки списка Действие – Настройка списка и установить нужные колонки.
Те пользователи, которым определен пароль доступа, отмечены пиктограммой с замочком.
Для создания нового пользователя необходимо выбрать Действие – Добавить в окне Список пользователей.
На закладке «Основные» указывают имя и полное имя.
Совет. Желательно задавать пользователям смысловые имена, используя фамилию сотрудника, наименование должности, характер выполняемых работ и т.д. в дальнейшем это имя будет использовано сотрудником для входа в систему 1С:Предприятие 8.0.
Выбор способа аутентификации.
Аутентификация средствами 1С:Предприятия. В окне Пользователь указывается пароль в диалоге аутентификации. Если установлен флажок «Показывать в списке», то данный пользователь будет показываться в списке активных пользователей во время его работы.
Аутентификация средствами Windows. Введите имя Windows- пользователя для аутентификации средствами Windows в формате: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Windows- пользователь может быть указан явно или выбран из доменов и пользователей, видимых с данного компьютера.
Если для пользователя сняты оба флажка аутентификации, то данному пользователю закрыть доступ к данной конфигурации.
На закладке Прочие указываются доступные роли, основной интерфейс и язык. Если ролей в конфигурации определено несколько, то для пользователя можно также указать несколько ролей.
Копирование пользователя. Нового пользователя можно создать путем копирования существующего пользователя и отредактировать данные. Производиться копирование Действие – Скопировать. При копировании имя пользователя меняется, а остальные свойства могут сохраняться.
Установка пароля. Каждому пользователю устанавливается пароль на вход, для защиты от несанкционированного доступа. Пароль служит для подтверждения полномочий пользователя на работу в системе. В поле «Подтверждение пароля» укажите введенный пароль еще раз. Если повторно введенный пароль отличается от первоначального, то при нажатии кнопки «OK» на экране выводиться предупреждение «Пароль и подтвержденный пароль не совпадают» и пароль не будет установлен. Если вы передумали устанавливать пароль, то нажмите кнопку «Отмена».
Удаление пользователя. Для удаления пользователя из списка пользователей, выполнить Действие – Удалить и подтвердить удаление нажатием кнопки «ОК».
Редактирование свойств пользователя. Для редактирования свойств пользователя, выполнить Действие – Изменить.
Установка отбора. Для удобства просмотра списка пользователей можно использовать отбор. В списке пользователей выбрать пункт Действие – Установить отбор. Отбор можно выполнять по роли, интерфейсу и языку, а также с учетом аутентификации пользователя.
Тема: Список активных пользователей.
Цель: научиться работать со списком активных пользователей .
Для получения списка пользователей, работающих в данный момент, нужно выбрать пункт Администрирование – Активные пользователи.
При открытии текущая строка показывает данные пользователя. Пользователи, имеющие пароль, отличаются в списке пиктограммой (пометка).
13PAGE 15
13PAGE 141115