Проект урока по геометрии 7 класс Начальные геометрические сведения
Проект урока
Предмет, класс геометрия 7класс
Тема «Начальные геометрические сведения»
УМК «Геометрия 7-9 » авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.
Выполнила учитель математики
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Возрожденская средняя школа»
Савина Мария Ивановна
Урок «Начальные геометрические сведения»
Урок №1
Тип урока. Урок изучения нового
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о предмете «геометрия»,
систематизировать знания учащихся о взаимном расположении точек и прямых;
рассмотреть свойство прямой,
выделить структуру определения понятий отрезка; луча; угла.
- обучающие
-Сформировать у учащихся представление о предмете «геометрия», раскрыть структуру построения курса
« геометрии», систематизировать знания учащихся о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой, выделить структуру определения понятий отрезка; луча; угла
развивающие:
развитие умения проводить аналогию, сравнивать;
развитие познавательного интереса учащихся;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие памяти, речи, мышления, внимания.
воспитательные:
формировать умение высказывать свою точку зрения; доказывать свою правоту; признавать свои ошибки и правоту одноклассников;
аккуратность при ведении тетради
В результате ученик:
Знает:
Что геометрия подразделяется на «планиметрию» и « стереометрию»;
Основные понятия геометрии и свойства прямой.
Определения отрезка, луча, угла;
Обозначение точек, прямых, отрезков, лучей, углов.
Взаимное расположение точек, прямых, отрезков, лучей.
Осознает:
Структуру построения геометрии;
Суть введения предмета «геометрия»
Структуру определяемых понятий
Умеет
Находить объекты, подходящие под данные свойства;
Умеет классифицировать геометрические фигуры;
Изображать и обозначать геометрические фигуры.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, тестирование.
Необходимое техническое оборудование: доска, мел, компьютер для учителя, проектор, экран, рабочие тетради.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный этап урока
Учитель приветствует учеников
Ученики приветствуют учителя стоя 1 мин.
Мотивационно-ориентировочный этап
На слайдах появляются фотографии.
Как объекты на фотографиях связаны с нашим уроком?
В начале ХХ века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал « Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг-« геометрия». Эти слова точно характеризуют и наше время. Мир , в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем . открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.
С какими геометрическими фигурами вы уже знакомы?
По какому свойству данные фигуры можно разбить на две группы?
Расположением и изучением свойств признаков фигур из этих двух групп занимаются различные разделы геометрии: «планиметрия» и «стереометрия».
Объявляю тему урока «Начальные геометрические сведения»
Учебная задача: Узнать, что такое предмет «геометрия»,
рассмотреть вопрос взаимном расположении точек и прямых, прямых. лучей и отрезков.; рассмотреть свойство прямой, ввести понятие отрезка, луча и угла.
Ученики рассматривают фотографии.
Ученики выделяют связь между объектами на фотографиях и фигурами.
На фотографиях даны геометрические фигуры.
Учащиеся воспринимают информацию
Предлагают свои варианты( прямая, луч, треугольник, куб, пирамида, отрезок. прямоугольник и др.)
Отвечают: Одни фигуры лежат на плоскости, другие пространственные фигуры.
Записывают тему урока в тетрадь.
Предлагают свои версии
1 мин.
2 мин.
2мин
1мин.
3мин
Операционно- познавательная часть.
Подумайте, почему у нас такая тема урока, ведь мы уже рассматривали основные геометрические понятия..Если мы раньше рассматривали отдельные геометрические понятия, то при изучении геометрии с этого урока мы переходим к строгому логическому изложению геометрического материала.
Геометрия – древняя наука. Она зародилась как практическая наука в Древнем Египте несколько тысяч лет тому назад. Первоначально она была набором правил, которые помогали измерять площади, объемы, решать практические задачи. Но накопленные знания о свойствах геометрических фигур заимствовали греки в VII-Vвв. до нашей эры и в Древней Греции она стала математической теорией. Фалес, Пифагор, Архимед ,Евклид-имена великих геометров. Евклид жил в Александрии около 300г.до н.э. Славу Евклида принес его собирательный труд « Начала». Важнейшим достоинством «Начал» в том, что в основу своих выводов Евклид положил несколько основных понятий и несколько утверждений, которые называются «аксиомами», рассуждая логически из них выводит многочисленные «теоремы». Мы вслед за Евклидом будем опираться на основные понятия, аксиомы, будем вводить новые определения и доказывать теоремы.
Итак, мы начинаем изучать систематический курс геометрии. Какой раздел мы будем изучать?
Назовем основные понятия в геометрии (у них нет определения.)
- Какие практические задания можно выполнить, оперируя этими понятиями?
-Выполните практически эти задания.
- Верно ли выполнено задание.__А_________________,а
Рассмотрим вопрос о взаимном расположении точек и прямых на плоскости.
Рассмотрим случай: одна точка и одна прямая. Ваши предложения.
Точка может принадлежать прямой( говорят также прямая проходит через точку), а может и не принадлежать ( в этом случае говорят, что прямая не проходит через точку). Изобразите это на рисунке.
-Какой случай можно еще рассмотреть; две точки и прямая.
Изобразите это случай и сделайте вывод.
Через две точки можно провести прямую и только одну. Это свойство прямой.
- какой третий случай ?- какие возможны случаи? Изобразите.
Изображаем в тетради.
А почему две прямые не могут иметь две общие точки?
Итак, основных геометрических понятий три, всем остальным понятиям будем давать определения, и все факты доказывать.
Каким фигурам мы сможем дать определения, используя понятия прямой и точки.
Формулируйте определение отрезка, луча.
Аналогично рассуждая, рассмотрите взаимное расположение точки , отрезка и луча.
При формулировании определения следующей фигуры, можно использовать все раннее рассмотренные фигуры. Как вы думаете, какая это будет фигура?
Сформулируем определения угла.
На каких фигурах дан угол.
Конечно, геометрия дает не только представления о фигурах. Их свойствах, взаимном расположении. но учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы. То есть логически мыслить.
1 задание. Выбрать основания для разбиения фигур на группы.( из презент. Отр) 2 задание Используя наблюдения, выявить понятия, характеризующие данные объекты, сформулировать соответственные суждения. (Презент)
Среди предложений укажите свойство прямой:
а) Через точку можно провести только одну прямую;
б) две прямые, имеющие одну общую точку , пересекаются;
в) через любые две точки проходит прямая, и притом только одна.
Укажите основные понятия геометрии:
а) отрезок;
б) прямая;
в) луч;
г) точка;
д)угол;
е) плоскость;. 3. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
а) одну ; б) две;
в)три;
г) три;
д)бесконечно много;
4. Установить соответствие:
А) луч;
Б) угол;
В) прямая;
Г) отрезок.
Слушают, рассматривают фотографии ученых
Ответ ( Планиметрию).
Точка, прямая, плоскость.
- Построить точку, обозначить ее. Построить прямую , обозначить ее.
Нет, прямую обозначаем двумя заглавными буквами латинского алфавита или одной маленькой. А точки обозначаем заглавными буквами латинского алфавита.
Предлагают свои варианты. это
Выполняют задание в тетради.
Отвечают на вопрос.
Через две точки можно провести прямую и только одну.
Отвечают . Две прямые и одна точка.
- Две прямые имеют одну общую точку, либо не имеют общей точки.
Потому что через две точки проходит прямая, причем только одна.
Отрезка, луча
Формулируют. Изображают в тетради.
Рассматривают случаи:
Точка лежит на луче и отрезке
Точка не лежит на луче отрезке.
Угол – геометрическая фигура, состоящая из двух лучей , исходящей из одной точки.
Рассматривают слайд, выполняют операцию «подведения под понятие»
Выполняют действие «Классификация»
Пишут тест. 3мин
5 мин.
5 мин.
2 мин
3 мин.
2 мин.
2 мин.
3 мин.
4мин
4мин.
Рефлексивно-оценочная часть
Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы пытались достичь на сегодняшнем уроке.
Как строится геометрия?
- Вернитесь к своим записям и посмотрите, все ли вы поняли из того, что записали?
-Как вы считаете, все ли мы успели рассмотреть по этой теме?
- Какие способы работы на уроке вам показались наиболее привлекательными? Почему?
- Какие вопросы возникли у вас по ходу урока?
Узнать, что такое предмет «геометрия»,
рассмотреть вопрос взаимном расположении точек и прямых, прямых. лучей и отрезков.; рассмотреть свойство прямой, ввести понятие отрезка, луча и угла
Отвечают.
Вначале рассматриваются основные понятия. а остальные понятия вводятся через них.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Прогнозирование способов самооценки и саморегуляции5 мин.
5.Информация о домашнем задании .Проработать записи в тетради, при необходимости, проработать п.1,3,4. №8,14.
Отв . на вопросы стр25. С 1-6. Записывают и уясняют суть домашнего задания. 1 мин.