Тема: «Урок-размышления об атомной энергии».


Тема: «Урок-размышления об атомной энергии».
Цель: Научить ребят работать с дополнительной литературой, дать возможность осознать нравственные аспекты НТП, необходимость анализировать происходящее, взвешивать аргументы «за» и «против», технические проблемы «состыковывать» с проблемами гуманистическими, уметь делать выводы.
ТСО: Плакаты, дополнительная литература, газеты,
журналы.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся с готовыми материалами из различных источников, дополнительной литературы, газет:
Сброс в океан радиоактивных отходов.
Чернобыльская катастрофа.
Радиоактивные отходы: Современные проблемы и один из проектов их решения.
Как важно быть добросовестным при выполнении порученного дела.
Мы еще не научились ценить человеческую жизнь – Семипалатинский полигон.
III. Заключение.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Техника и технологии нынешнего времени, основанные на новейшых достижениях, требуют особого, бдительного отношения к себе. Прежде чем их создавать и использовать, нужно просчитать и предвидеть последствия, причём во множестве аспектов. И если последствия неизвестны, то требуется сначала их обнаружение, тщательное и всестороннее исследование. Спешка, отсутствие исследований по всем комплексам информации, недопустимы. Ведь создаваемые или внедряемые без такого учёта технические установки, будь они мирного назначения или военного, могут оказать вредное воздействие на природу, Человека и его здоровье, психологическое состояние, генофонд. Проблемы нравственности и ответственности перед людьми, миром и жизнью за научно-технические творения и связанные с ними решениями, приобретают для деятелей науки и техники, руководителей всех рангов этих отраслей и государства первостепенное значение. «Любая подмена нравственности государственной целесообраз-ностью всегда были: народы, регионы, страны, человеческая цивилизация в целом».
Каждый ученик по ходу заполняет таблицу.
Тема:_________________________________________________
Факт Его анализ
аргумент вывод
Вопросник
«Сброс в океан радиоактивных отходов».
«Чернобыльская катастрофа»
а) Какие факты о последствиях трагедий вы знаете?
б) Чем сегодня опасен Чернобыль? Каковы нынешние задачи?
«Радиоактивные отходы: современные проблемы и один из проектов решения».
а) Знаете ли вы, что в нашей стране накопилась много отходов и они теперь – реальная и грозная опасность для нашей жизни.
«Как важно быть добросовестным при выполнении порученного дела» (подводная лодка «Курск»).
а) Какие мысли вызвал у вас этот эпизод?
«Мы ещё не научились ценить человеческую жизнь». (Семипалатинский полигон).
а) Как оцениваете его. Что думаете об этом событии?
IV. Ответы детей
V. Учитель.Слово «экология» вам знакомо: вы часто его слышите, встречайте в газетах, книгах. В переводе с греческого оно означает «дом», «жилище». Так что не случайно этим словом называют ныне науку об отношениях растительных и животных организмов, в этом числе людей, а также образуемых ими сообществ, с окружающей средой – тем «домом», в котором живёт человечество. Чтобы жить в нём без страха за своё здоровье, радоваться красоте природы, нужно беречь этот дом, иначе вообще можно погибнуть, так как человек – часть природы и её разрушение грозит ему множеством бед. Каждый человек в ответе перед будущим за состоянием земной природы. Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, а то и вовсе погубить природу, а значит – и жизнь на земле.
VI. мнение учащихся
VII. Итог
По этому в заключении я вам прочту пусть не совершенство, но искреннее выражающее суть всех сегодняшних выступлений стихи:
Наше время настало, ребята,
Родную природу беречь и любить.
Ведь для каждого очень важно,
Как на нашей планете жить.
Нам, как радость, нужны и понятны,
Шум лесов и ручьёв хлопотливая речь.
Так давайте же вместе ребята,
Родную природу беречь.
VIII. Самоанализ детей по таблице.
IХ. Рефлексия.
Вот и начался 34 год моей работы в школе. Каждое первое сентября передо мной новые ученики. Действительно новые, или просто повзрослевшие всего на три месяца, все – таки новые. Мне кажется, вся моя жизнь измеряется учебными годами и школьными звонками. Мои выпускники – моя гордость. Для многих из них знания по физике – путь к будущей профессии. Смотришь на счастливые лица уже студентов - душа ликует. А в классах ждут ученики, среди которых дети выпускников. В своей работе отдаю приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развития у учащихся умений проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. Представлять результаты наблюдения с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Главное в работе – не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, вовремя похвалить, подсказать, направить. Терпеливо стараюсь подобрать ключик к каждому ученику. Хочу, чтобы каждый ученик поверил мне, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно.
Каким должен быть современный учитель? Профессионалом в своем деле, шагать в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске. Никогда не останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха. Моя задача помогать, найти свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу, используя весь арсенал педагогических методик!
Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине!