Курсовая работа«ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
«ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ"
Автор работы: Колесников Александр Викторович
учитель географии МБОУ «Инсарская СОШ № 2»
Руководитель:
Саранск
2011
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Образовательное и воспитательное значение туризма 4
2. Общая географическая подготовка к туризму в школьном курсе физической географии. . 7
3. Организация школьных походов и экскурсий .......11
Заключение ............................................15
Список использованных источников...17
Приложения
Введение
Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и истории, в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности.
Вопросы краеведения, как важнейшее средство связи обучения географии с жизнью, всегда занимали большое место в педагогике. Отражая объективное состояние краеведения в школах Российской Федерации, этот опыт касался главным образом вопросов организации и содержания внеклассной географо-краеведческой работы. Но в нем неоправданно слабо звучали идеи о поисках новых форм и методов выполнения разнообразных краеведческих наблюдений и работ, предусмотренных программой по географии, о путях установления связи между программным и внеклассным краеведением, об использовании краеведческих знаний учащихся и соответствующих дидактических материалов в учебном процессе, т. е. о реализации краеведческого принципа (под краеведческим принципом понимается изучение краеведческого материала и использование в преподавании географии разнообразных географических сведений о фактах и явлениях окружающей местности, которые известны учащимся) в преподавании школьной географии. Осуществление краеведческого принципа в обучении возможно при условии, если все учащиеся, овладевающие основами географии, приобретают определенный минимум непосредственных краеведческих знаний.
Выполнение предусмотренного в программах объема практических работ на местности, проведение наблюдений и экскурсий, как подтверждает опыт передовых учителей, в основном позволяют учащимся от класса к классу накапливать, расширять и углублять краеведческие знания. При опоре на эти знания в обучении создаются благоприятные условия для более конкретного, отчетливого и доступного усвоения школьниками общегеографических понятий, законов, закономерностей, географических особенностей отдельных материков, территорий, стран, государств. В реализации краеведческого принципа проявляется важнейшее дидактическое правило “от близкого к далекому”, “от известного к неизвестному”.
Важное место в воспитании учащихся занимают туризм и краеведение. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Туризм и краеведение в нашей стране стали массовым явлением в общественной и социально-культурной жизни. Путешествия, походы, экскурсии стали одним из излюбленных видов активного отдыха людей в нашей стране. Создаются все более благоприятные условия для организации содержательного культурного досуга молодежи.
Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
Туризм в системе образования России является традиционным и эффективным средством воспитания молодёжи, создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; общественной активности и дисциплины; преодоления препятствий и обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
В последнее время в ВУЗах, колледжах, лицеях открылись новые возможности, новые профессии на основе туризма. Хорошо организованная туристско-краеведческая работа в школе поможет дать глубокие и прочные знания по географии, биологии, истории, физике и другим наукам, позволяет привить любовь к родному краю, подготовить учащихся к жизни и труду.
1 Образовательное и воспитательное значение туризма
Детский туризм – важное средство, помогающее школьникам увидеть связь изучаемого по учебнику материала с фактами и явлениями окружающей действительности. Туристские походы по родному краю дают возможность учителю объяснить учебный материал на примерах окружающей природы и хозяйственной деятельности человека и облегчить учащимся понимание многих сложных вопросов школьной программы.
Многолетний педагогический опыт убедил меня, что только непосредственная работа в природе, на местности способствует выработке практических умений и навыков учащихся. Туристские походы расширяют кругозор, повышают интерес к предмету и углубляют знания по географии. Они вовлекают учащихся в общественно полезную работу, приучают их к исполнительности и ответственности за порученное дело и помогают создать в школе сплоченный детский коллектив. Туризм вырабатывает у детей такие черты характера, как наблюдательность, находчивость, смелость, выносливость; способствует физической закалке учащихся.
Выполнение практических работ в походах учит школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи природных явлений, находить нужные объекты, приобретать опыт самостоятельной работы – навыки будущего исследователя природы.
По меткому выражению Н. Н. Баранского, экскурсия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь».
В туристских походах создаются возможности для близкого общения с природой, для ее эстетического восприятия и более глубокого познания, для формирования бережного отношения к окружающей среде. Природа возбуждает у школьников чувство прекрасного. Если человек не только наблюдает явления природы, но и понимает их сущность, умеет их объяснять, эстетическое чувство получает у него особую осмысленность и делается более глубоким.
Туризм – благодатная почва для трудового воспитания. Сколько бьются родители, чтобы приучить ребенка к труду дома, а в походном быту все решается проще, так как каждый подсознательно понимает, что работать необходимо, что никто здесь за него не сделает работу. Если и появится в группе лодырь, то он сразу же противопоставит себя коллективу. А коллектив – лучший воспитатель. Помимо того, что в походах дети наблюдают разнообразный труд взрослых, они сами во время многотрудной работы по подготовке и проведению похода или оборудования своего бивака « на ощупь» познают элементы функций десятков профессий: кто-то азы геодезиста, картографа, казначей группы делает первые практические шаги к профессии бухгалтера, завхоз к профессии хозяйственника, кто-то практикуется в профессии журналиста – фотографа или кулинара, и все становятся краеведами. Каждый по своей склонности приобретают некоторые навыки профессий геолога, географа, историка, ботаника и т.д.
В большинстве случаев надо в число участников похода, преднамеренно включать и отстающих недисциплинированных ребят. Общественное мнение в коллективе, критика и самокритика, широкая взаимопомощь с правильными деловыми взаимоотношениями и высокой требовательностью-выжнейшие рычаги воздействия на «трудных» ребят.
В походах и экскурсиях « на каждом шагу» затрагиваются вопросы охраны природы и воспитанию у школьников чувства бережного отношения к окружающей среде.
Ребята могут оказать неоценимую услугу делу охраны природы особенно в том случае, когда их деятельность в этом направлении будет умело направляться учителем. В процессе туристских походах и экскурсий по родному краю ученики могут выполнить целый комплекс работ по охране природы: выявить географические объекты, подлежащие охране, провести наблюдения за состоянием местных почв, зеленых насаждений, за водным режимом рек, водоемов, изучить быстродействующие разрушительные процессы, нанести на карту места несанкционированных свалок, наметить и провести мероприятия по охране территорий. Вот уже несколько лет учащиеся нашей школы в мае месяце проводят экологический десант на берегу реки Исса. Перед тем как закрыть плотину на реке школьники под руководством учителей проходят по берегу Исссы в зоне отдыха горожан, а это около двух километров, и собирают весь мусор в выделяемый городской администрацией транспорт (рис. 1).
Рис 1 – Экологический десант на берегу реки Исса, май 2002 г.
Значение этой работы понимает каждый ребенок. Весь этот мусор – битое стекло, железо и прочий хлам, что остается после весеннего половодья, может принести угрозу для здоровья многих людей.
Природа - поистине бесценный дар человеку. Она – наша кормилица, наше здоровье, отдых, радость. Она приносит душевный покой и хорошее настроение, служит источником поэзии и творческого вдохновения. Бережное отношение к природным богатствам - первая заповедь туристов.
Каждый турист нашей школы - активный участник и пропагандист природоохранной работы. Кем бы ни стали в будущем мои ученики, где бы они не жили, я уверен в одном, что любовь и бережное к природе они пронесут через всю свою жизнь. Глубоко был прав К.Д. Ушинский, когда говорил, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которыми трудно соперничать слову педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье.
Образовательное и воспитательное значение туризма очень ярко охарактеризовал русский писатель К. Г. Паустовский: «Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, – писал он, – людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе дальних странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного».
3 Общая географическая подготовка к туризму в школьном курсе физической географии.
Деятельность школьников в туристских путешествиях может быть весьма разнообразной. Это различные виды эмоционального восприятия живописных пейзажей, сбор красивых предметов, фотографирование и просто отдых в природе.
Это спортивная и оздоровительная деятельность: прогулки и походы, купание, катание на лодках, на лыжах и т.д.
Это, наконец, познавательная деятельность – наблюдение различных природных объектов и явлений, выяснение и объяснение их свойств и особенностей, поиски субъективного нового и еще неизвестного.
Во всех видах деятельности школьники общаются с природой. В процессе общения у них формируются определенные отношения к ней и многообразные интересы: познавательные, эстетические, нравственные, физические, практические. Особенно большое значение имеют познавательные интересы. Опыт туристических путешествий и походов говорит о воздействии познавательного интереса к природе на все другие виды интересов к ней.
Чем глубже познание человеком природы, тем выше уровень и разностороннее ее восприятие.
Общая физико-географическая подготовка, которую учащиеся получают в курсах 6-8 классов, многогранна. Она включает овладение важнейшими общими понятиями и закономерностями общей физической географии и смежных с ней наук, а также рядом практических умений. В процессе обучения у школьников формируются главные идеи физической географии: развития природы, взаимозависимости и взаимодействия ее компонентов в процессе многолетних сезонных изменений (ритмов), охраны природы, рационального использования естественных ресурсов.
Из сказанного выше, очевидно, что общая географическая подготовка формирует у учащихся правильный подход к природе, дает им знания и умения необходимые для природоведческой познавательной деятельности, в том числе и в туристских походах.
Если говорить о конкретных знаниях и умениях, то наибольшее значение для школьного туризма имеют те из них, которые дают прямой выход в краеведение, т.е. могут быть полезны при непосредственном познании природы окружающей местности.
Выделим важнейшие из таких знаний и умений.
а) Общие физико-географические знания;
– часовые пояса, местное и поясное время;
– основные геоструктурные формы рельефа, их происхождение; геологические процессы и их последствия; рельефообразующие процессы и основные формы;
– главнейшие горные породы, их свойства и характер залегания (рис. 2);
Рис. 2 – Изучение морен в районе села Адашево, апрель 2002 г.
– реки, их части, падение и режим; пороги и водопады, их образование; работа рек; возможности хозяйственного использования рек;
– озера, их типы, происхождение, свойства, возможности хозяйственного использования;
– болота, их типы, образование, свойства;
– подземные воды, их виды, происхождение, режим и способы хозяйственного использования; карстовые явления;
– климат, его определение, типы и климатообразующие факторы, погода, ее определение, характеристики метеорологических элементов; атмосферные осадки, их виды и условия образования; виды облаков, ветер его сила и направление; воздушные массы и фронты, их влияние на формирование погоды; способы предсказания погоды;
– почвообразовательные процессы, типы почв и их свойства; эрозия почв и способы борьбы с нею;
– растительный покров и типы растительности, их формирование; основные виды деревьев и кустарников, их свойства и условия произрастания;
– главнейшие виды животных и условия их местообитания;
– содержание основных государственных законов и постановлений по охране природы;
б) Общие физико-географические умения:
– определение местного и поясного времени;
– определение с помощью барометра-высотомера абсолютной высоты местности;
– определение с помощью нивелира и эклиметра относительной высоты и крутизны склонов холма;
– определение основных минералов и горных пород и их свойств; взятие образцов пород;
– описание речной долины, определение ширины, глубины, скорости течения, уклона и расхода воды в реке (рис. 3);
Рис. 3 – Изучение речной долины реки Исса в районе с. Русская Паевка, май 2001 г.
– описание поверхностных вод местности, определение глубины залегания подземных вод;
– измерение температуры воздуха, воды и почвы;
– измерение атмосферного давления с помощью барометра, определение направления и силы ветра;
– определение вида облаков, определение высоты стояния солнца над горизонтом;
– определение типа почвы, почвенных горизонтов и структуры почвы;
– определение основных видов деревьев и кустарников, а также наиболее распространенных травянистых растений по внешним признакам и определителю растений;
– принятие простейших мер по охране окружающей среды (предупреждение роста оврагов, борьба с эрозией почв, защита лесных насаждений и т.д.), а также соблюдение правил поведения человека в природе;
Изучая на уроках географии разделы курса, в которых формируются эти общие географические знания и умения, учителю следует обращать внимание школьников на их значение в туристско-краеведческой деятельности.
в) Картографическая и топографическая подготовка
Туризм тесно связан с картой и более того, немыслим без нее. Чтобы турист-школьник мог умело пользоваться разнообразными картографическими материалами, он должен иметь определенную картографическую подготовку, которая должна обеспечить учащимся знание картографических источников, умение найти нужную карту, умение читать общие и специальные географические карты, т.е. получать из них необходимую информацию о территории. Для походов и экскурсий наибольшее значение имеет топографическая подготовка, которая включает знание условных знаков и умение их читать, ориентировать карту относительно сторон горизонта, определять азимут и пройденное расстояние на местности и соответственно по карте в заданном масштабе. Ориентироваться на местности по компасу, солнцу, Полярной звезде и местным признакам. Определять свое местоположение относительно форм рельефа, населенных пунктов и окружающих предметов. Уметь вести простейшую глазомерную съемку местности (рис. 4).
Рис. 4 – Карта-схема похода, выполненная учащимися.
3 Организация школьных походов и экскурсий
I. Типы и виды экскурсий и походов.
Школьные экскурсии – это организованный выход учащихся за пределы школы под руководством педагога для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях, в целях образования и воспитания учащихся.
Длительные экскурсии с дальними пешими переходами, с автономным питанием и ночлегами в полевых условиях принято считать походами.
Походы (экскурсии) по родному краю, совершаемые учащимися во внеурочное время, можно подразделить на три типа: местные краеведческие экскурсии выходного дня, дальние многодневные походы по родному краю и походы спортивного характера, совершаемые в удаленных районах страны.
Первый тип экскурсий включает в себя важнейшие их виды:
Экскурсии в природу (в лес, на реку, в карьер ит.д.)
Местные производственные экскурсии (на фабрику, на завод ит.д.)
Экскурсия по населенному пункту.
Экскурсия в музей на выставки.
Экскурсии в природу могут быть комплексными или посвящаться изучению лишь одного компонента природы. В первом случае учащиеся одновременно охватывают наблюдениями и изучением многие стороны местной природы: рельеф, геологию, климат, воды, почвы, растительность и животный мир. В другом же весь коллектив привлекается к наблюдениям и сбору нужных материалов по одному из элементов местной природы. Эти экскурсии в подавляющем большинстве являются однодневными и наиболее общедоступными.
Многодневные туристские походы предполагают движение группы по спланированному маршруту с радиальными выходами, связанными с наблюдениями и сбором нужных материалов. В таких походах, помимо образовательно-воспитательных, достигаются и спортивно-оздоровительные цели.
Для успешного проведения краеведческих походов и экскурсий необходимо придерживаться определенных правил. К этим правилам, составленным на основе рекомендаций различных методических пособий, можно отнести следующее:
Изучите предварительно место проведения экскурсии или похода, наметьте тему и составьте план.
Занимайтесь только тем, что можно конкретно изучить.
Активно руководите экскурсией или походом.
Внимание учащихся должно быть сосредоточено на наблюдениях и ваших пояснений.
Привлекайте участников похода к активной и самостоятельной работе.
Избегайте излишней терминологии.
Поощряйте вопросы.
Правильно показывайте объекты и научите детей правильно их осматривать.
Используйте неожиданные ситуации и наблюдения. Их бывает много, и они приносят несомненную пользу.
Избегайте слишком больших физических нагрузок. Правильно организованный поход не должен переутомлять школьников.
Уделяйте особое внимание технике безопасности при движении и организации бивака.
II.) Планирование и организация походов и экскурсий.
Чтобы экскурсии и туристские походы проходили организованно и достигали своей цели, их следует тщательно продумывать и проводить по заранее разработанному плану.
Основным условием успешного проведения экскурсий и походов по родному краю, является методически правильная их организация, которая включает в себя три основных этапа. Первый подготовительный – заключающийся в подготовке, как учителя, так и учащихся. Второй – проведение самой экскурсии (поход). Третий – обработка и использование собранного материала.
Особое внимание уделяется подготовительному периоду, который содержит в себе следующие разделы: комплектование группы; составление плана похода, охватывающего основные этапы и виды работ, а именно6 накопление участниками знаний о районе похода, и теме исследовательской деятельности, физическую подготовку (тренировку), приобретение и изготовление необходимого оборудования и снаряжения, а также выработку навыков общения с ними.
Каждый вид экскурсии или похода может быть спланирован по-разному.
Так, составляя план однодневной экскурсии в природу, руководитель обязан наметить и осуществить с учащимися примерно следующие основные разделы:
Вводная беседа с учащимися.
а) определение цели и задач
б) разработка маршрута по карте, изучение района по литературе, интернету и картографическим материалам
в) ознакомление учащихся с порядком движения (место сбора, время выхода, продолжительность переходов и привалов ит.д.), инструктаж по технике безопасности
2. Распределение обязанностей между участниками.
а) хозяйственные поручения
б) определение заданий по ведению наблюдений и сбору материалов
3. Организация медицинского осмотра с целью допуска учащихся к походу.
4. Проведение полевых исследований в процессе похода (экскурсии).
5. Обработка собранных материалов, составление отчета, выпуск фото-газеты.
6. Заключительная беседа, анализ допущенных ошибок.
Из приведенного примерного плана видно, что подготовительным мероприятиям в нем отводится большее место. Опыт убеждает, что скороспелые походы и экскурсии, без серьезной подготовительной работы, малоэффективны и зачастую превращаются в обычные развлекательные прогулки.
«Мы не можем просто гулять по раздолью нашей Родины, мы должны быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни». Эти слова академика А. Е. Ферсмана должны стать девизом в работе учителей географии занимающихся краеведческой, туристической работой. Ни одного туристского похода без краеведческого задания; пусть учащихся интересует не только красота природы, но и сама работа по ее изучению и охране.
План многодневного похода будет отличаться от рекомендуемого выше тем, что в нем еще больше внимания должно быть уделено подготовке снаряжения и продуктов питания, вопросу финансирования и картографическому материалу.
Вводная беседа – исключительно важный момент подготовительного периода. Здесь определяются возможные организационные варианты, выявляются многие детали будущего похода, ставятся цели и задачи. Если намеченных задач две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную и довести ее до сведения всех участников. В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении практическими навыками краеведческой работы.
III.) Комплектование и организация группы.
Комплектование группы очень тесно связано с целями и задачами похода и может осуществляться двумя способами. Первый из них – когда сначала намечается цель похода, а затем подбирают подходящих участников. При втором способе организации похода нужно сначала выявить желающих участвовать в походе или экскурсии и лишь после этого намечать посильные для них цели.
Несколько слов о количественном составе группы. Прежде всего, не следует формировать слишком многочисленные (25–30 человек). Управлять такой группой очень трудно. Все силы руководителя уходят на организацию передвижения (особенно на транспорте) и устройстве быта. Обучать чему-нибудь в таком коллективе сложно. Самый оптимальный численный состав группы с одним руководителем 10–12 человек.
Немаловажное значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте ребят не превышала 1–2-х лет. Понятно, что у школьников младших классов и старшеклассников совершенно разные физические возможности, различен уровень знаний, да и интересы тоже разные.
Важным моментом при организации группы является распределение постоянных обязанностей. Что это за обязанности? Прежде всего, надо выделить из числа ребят командира группы или помощника руководителя. Обычно выбирается наиболее опытный и авторитетный участник похода. Он отвечает вместе с руководителем за успешное проведение намеченного путешествия.
Далее выделяется завхоз по питанию и завхоз по снаряжению. Первый составляет вместе с учителем рацион питания и руководит закупками, а в походе выдает дежурным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором группового снаряжения и оборудования, следит за тем, чтобы оно было в порядке и сохранности, и по окончанию путешествия собирает снаряжение.
Важной должностью в группе является казначей. Он ведает финансовыми делами, составляет вместе с руководителем смету, ведет учет сделанных расходов, составляет отчет. Он хранит у себя документы о проведенных расходах (билеты на транспорт, товарные чеки, квитанции и т.д.).
Обязательно выделяется санитар, который хранит аптечку, следит за соблюдением участниками путешествия санитарно-гигиенических требований. До выхода проходит инструктаж у школьного врача. Санитар группы должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Кроме того, в походе надлежит выделять еще секретаря или корреспондента, одним словом ответственного за ведение походного дневника. Также в любой группе необходимо иметь фотографа, следует помнить, что фото, сделанные в походе потребуются для отчета и выпуска газеты для популяризации туризма в школе.
Наконец в зависимости от целей похода следует выделить, так сказать «узких специалистов» ответственных за сбор гербария, за метеорологические наблюдения, за сбор геологических образцов ит.д.
Разделение обязанностей в группе - дело ответственное и важное, от него во многом зависит успех путешествия. При этом надо учитывать туристический опыт, географическую подготовку, физические возможности и склонности ребят. Бессмысленно назначать ответственным за снаряжение девочку, которая никогда не держала в руках инструмента. Точно как же нельзя ответственным за ведение дневника ученика, у которого проблемы с русским языком и литературой.
Нередко перед учителем организатором похода возникает вопрос: должен ли он сам распределить обязанности или предоставить право выбора ребятам? Думается, что в какой-то форме дети должны принимать в этом участие. Лишать их самостоятельности было бы так же неправильно, как и пускать дело на самотек.
IV. Выбор и разработка маршрута.
После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки - выбор и разработка маршрута.
Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения картографического материала. Топографическая карта должна быть достаточно крупного масштаба (1: 100000 или 1:500000) Используя ресурсы интернета сегодня можно практически получить подробные любого района. Интересно также перед походом ознакомится и с космическими снимками местности, по которой проходит путешествие. Очень хорошую помощь могут оказать и отчеты других групп уже совершивших свои путешествия в данном районе.
При разработке маршрута учащиеся активно работают по заданию учителя с географической и другой литературой. В процессе работы выявляются интересные объекты природы изучаемого района. После того как маршрут намечен, начинается детальная его разработка по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочно места привалов и ночлегов, дневок и места исследовательских работ. Разрабатываются запасные варианты похода. Полезно также вычертить схему маршрута и график движения. В заключении рекомендую всем учителям, ведущим в учебном учреждение туристско-краеведческую работу изучить приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293 (приложение 1).
Заключение
Все школьные предметы призваны выходить на такие нравственные категории, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Наши ученики должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле, родному краю и району.
Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая работа, педагогический потенциал для которой очень велик.
Поэтому пропагандирование туризма и краеведения в школе, направление деятельности экспедиционных отрядов, туристских групп школы, развитие активной позиции в утверждении принципов и требований самоопределения и самоутверждения, самообразования и самовоспитания, самоконтроля и самоуправления играют очень важную роль в становлении учащихся как достойных граждан своей страны.
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности должно основываться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволяет познать наши богатства, народные и национальные традиции, осознание справедливости и личной порядочности.
Трудно сейчас представить школу, где бы не велось преподавание на местном материале, где бы ребята не совершали экскурсии по природным, историческим местам своей малой родины. Поэтому туризм и краеведение является сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом к развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, становления ребенка как личности.
Следуя этим критериям, и была построена работа по данному направлению. Пропагандирование здорового образа жизни, привитие исследовательского интереса учеников, самообразование, уже нашли свое отражение в наших учениках. Анализируя результаты работы над проектом за истекшие четыре года, наверное, рано говорить о кардинальных изменениях в поведении наших учеников, о пересмотре жизненных позиций и т.д.
Но, тем не менее, те, из учащихся школы, кто активно участвует в туристско-краеведческой деятельности, уже зарекомендовали себя с положительной стороны; и это не обязательно отличные показатели в учебе. Скорее всего, изменения затронули душевные и моральные качества моих учеников. Ведь если девятиклассник находит в себе мужество указать взрослым на вопиющую бесхозяйственность, а семиклассники – по собственной инициативе высаживают аллею лип возле школы, или "мальки" – самая младшая группа, с энтузиазмом очищают берег озера, берут шефство над ним, то, наверное, в этом я и могу видеть результаты своей работы.
Конечно, судя по анкетам своих учеников, еще рано говорить о завершении проекта, сами ребята говорят о необходимости выхода на более высокие уровни туристско-краеведческой деятельности, о необходимости расширения границ нашего мироощущения. И, следовательно, туристско-краеведческая деятельность, как основа формирования познавательной активности и упрочнения гражданской позиции найдет своё продолжение и в дальнейшей работе.
В заключение, необходимо сказать, что цели и задачи, поставленные перед началом работы достигнуты, но работа над усовершенствованием проекта будет продолжаться и в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алексеев А. А. Питание в туристском походе. – М., ЦДЮТур России, 1996.
2 Бардин К. В. Азбука туризма. – М., Просвещение, 1981.
3 Берман А. Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977
4 Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М., ЦДЮТур России, 1997.
5 Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростовский университет, 1988.
6 Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., ЦДЮТур России, 1995.
7 Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1990.
8 Куприн А. М. Занимательная картография. – М., Просвещение, 1989.
9 Поспелов Е. М. Туристу о географических названиях. – М.: Профиздат, 1988.
10 Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. – М., ЦДЮТур России, 1996.
11 Формозов А. Н. Спутник следопыта. – М.: Детская литература, 1974.
12 Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980.
13 Шмайгер Д. В. Хочу увидеть землю. – М.: ФиС, 1982.
14 Штюмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные. – М.: ФиС, 1972.
15 Юньев И.С. Краеведение и туризм. – М.: Знание, 1974.
16 Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М., ЦДЮТур МО ПО РФ, 1997.
17 Питание в туристском путешествии. – М.: Профиздат, 1986.
18 Экологическое образование в Мордовии: Материалы 3-й Республиканской науч.-практ. конф. «Региональная система непрерывного экологического образования Республики Мордовия 11 апреля 2000 года». –Саранск, МРИПКРО, 2001.
19 Энциклопедия туриста. – М., БРЭ, 1993.
20 Краткий справочник туриста. – М., Профиздат, 1985.
21 Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. – М., ЦДЮТур России, 1995.
Приложение №1
ИНСТРУКЦИЯПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ,ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ,ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение 1к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.
1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.
2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)
2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения. Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утвержденными планами.
2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия.
2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающей группу, или путевка экскурсионной организации.
2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.
2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС) или отрядом (КСО), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.
3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)
3.1. Группы для проведения путешествий формируются из учащихся (воспитанников, студентов), объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия.
3.2. Основные требования к участникам, руководителям, заместителям (помощникам) руководителей некатегорийных походов, экспедиций, многодневных, дальних (за пределы своего района, города) экскурсий:
Таблица 1
Вид мероприятия
Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя
Количественныйсостав группы
Минимальныйвозраст (лет)
участники
руководитель, заместитель
участники
руководитель, заместитель
Некатегорийные походы и экскурсии
1 – 3-дневные походы
не менее 6 человек
1 – 2
7
не менее 18
Примечание. Количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников в экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящей экскурсию, исходя из педагогической целесообразности.
3.3. К руководителям, заместителям руководителей и участникам экспедиций с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителям, заместителям руководителей и участникам туристских походов в соответствии со степенью (категорией) сложности активных участков маршрута.
3.4. По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие с учащимися, имеющими туристско-краеведческую и экскурсионную подготовку, исходя из количественного состава группы (отряда) и условий маршрута, обеспечивающих безопасность проведения путешествия, допускается назначение руководителя (с его согласия) без заместителя.
По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие, с согласия руководителя группы (отряда), исходя из количественного состава группы (отряда), обеспечения безопасности участников, вместо заместителя руководителя может быть назначен помощник руководителя из числа учащихся (воспитанников, студентов), имеющий опыт участия в аналогичных путешествиях.
3.5. Основные требования к участникам, руководителям и заместителям руководителей туристско-спортивных походов:
Таблица 2
Категория сложности похода (к.с.)
Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (категории сложности)
Минимальный возраст
Количественный состав группы
участника, заместителя руководителя
руководителя
участника
руководителя
участники
руководитель, заместитель
участие
руководство
I
н/к *
I
н/к *
13
19
6 – 15
1 + 1
II
I
II
I
14
19
6 – 15
1 + 1
III
II
III
II
15
20
6 – 12
1 + 1
IV
III
IV
III
16
21
6 – 12
1 + 1
* Некатегорийный поход
3.6. К участию в пешеходных походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. – 14 лет, III к.с. – 15 лет. Для учащихся (воспитанников, студентов), получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее 1-го года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I – III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год.
3.7. В походах III – IV к.с. одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории сложности ниже, в походах I к.с. и II к.с. – с опытом участия в некатегорийных походах.
3.8. В пеших походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в горных и лыжных походах категории сложности ниже планируемого похода.
3.9. В лыжных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и горных походах ниже не менее, чем на одну категорию сложности и выше планируемого похода.
3.10. В горных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и лыжных походах не ниже той же категории сложности, что и планируемый поход.
Участники походов, в которых предусматриваются переходы через классифицированные перевалы, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) двух перевалов на одну полукатегорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения двух перевалов той же полукатегории сложности.
Одну треть членов группы в походах, предусматривающих прохождение перевалов 2А к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения перевалов 1А к.с., а перевалов 1Б к.с. – без опыта прохождения перевалов.
Участники походов, в которых предусматривается первопрохождение классифицированных перевалов, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) перевалов той же полукатегории сложности.
Участники и руководители походов, в которых предусматриваются другие участки первопрохождения, должны иметь опыт, равнозначный категории сложности, ожидаемой на этих участках маршрута. Одна треть участников таких походов может иметь опыт походов на категорию сложности ниже.
Одну треть членов группы в горных походах I – III к.с. могут составлять альпинисты, имеющие III спортивный разряд, в походах IV к.с. – альпинисты, имеющие II спортивный разряд, а также опыт экспедиционных альпинистских мероприятий или опыт участия в категорийном туристском походе.
3.11. Руководители водных походов должны иметь опыт участия и руководства походами на тех же видах судов.
3.12. Участники водных походов I – III к.с. должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов, а начиная с IV к.с. – на том же виде судов или на байдарках.
3.13. Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма, должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участков.
3.14. Участники и руководители некатегорийных походов, включающих элементы походов I – IV к.с., а также категорийных походов, включающих элементы походов более высоких категорий сложности, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам и руководителям походов тех категорий сложности, элементы которых включены в данный поход.
3.15. Участники и руководители походов, проводящихся в межсезонье, должны иметь соответствующий опыт участия (руководства) в походах, совершенных в межсезонье, или в походах той же категории сложности, совершенных в обычных условиях.
3.16. К участию в горизонтальных необводненных пещерах спелеопоходов I к.с. допускаются лица с 14 лет; в вертикальных пещерах – с 15 лет; в горизонтальных пещерах II категории сложности – с 15 лет; в вертикальных II к.с. – с 16 лет; в горизонтальных пещерах III к.с. – с 16 лет.
Прохождение с учащимися (воспитанниками, студентами) пещер, в которых предусматривается применение аппаратуры автономного дыхания, запрещается.
Временное разделение туристской группы учащихся, совершающей спелеопоход любой категории сложности, на подгруппы допускается только при работе в одной пещере, в этом случае каждая подгруппа должна иметь руководителя, комплект жизнеобеспечения, рассчитанный на непредвиденную обстановку в пещере не менее чем на двое суток. При прохождении вертикальных пещер II к.с. и горизонтальных пещер III к.с. в группе должно быть не менее одного руководителя на каждых четырех учащихся.
Участники спелеопоходов должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) пещер на одну категорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения пещер той же категории сложности.
Одну треть членов группы в спелеопоходах, предусматривающих прохождение пещер III к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения пещер I к.с., а пещер II к.с. – без опыта прохождения пещер.
4. Обязанности и права руководителя и заместителя руководителя путешествия
4.1. Руководитель и заместитель руководителя путешествия назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие.
Руководителем и заместителем руководителя может быть лицо, удовлетворяющее требованиям настоящей Инструкции, которому с его согласия администрация учреждения, проводящего путешествие, доверяет руководство группой (отрядом) учащихся (воспитанников, студентов).
Если в туристском походе участвуют 3 и более туристских групп с количеством участников не менее 30 учащихся (для похода II – IV категорий сложности – не менее 20) и их маршруты и графики движения в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на специально назначенного старшего руководителя. В этом случае всем руководителям может быть засчитано руководство.
4.2. Руководитель и его заместитель, а также старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасное проведение похода, экспедиции, экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.
4.3. За нарушение настоящей Инструкции руководитель группы и его заместитель, а также старший руководитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
4.4. Руководитель обязан:
до начала похода:
- обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся (воспитанников, студентов);
- организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказывать доврачебную помощь;
- организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение путешествия;
совместно с участниками:
- ознакомиться с районом похода по отчетам других групп, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;
- подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки;
- ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления; в походе:
- строго соблюдать утвержденный маршрут;
- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников похода, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;
- принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение;
- сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустившую на маршрут группу, местные органы образования;
- назначать в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах – на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого;
- организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе;
- информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях, подвижках ледников и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы;
- делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.
4.5. При организации туристско-спортивных походов:
представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (маршрутную книжку и ее копию, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода).
Заявочные документы групп учащихся рассматриваются маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий – МКК федераций туризма (клубов туристов).
При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявочного похода руководителю выдается зарегистрированная маршрутная книжка.
При необходимости в маршрутную книжку записываются особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая контрольно-спасательная служба (КСС) или отряд (КСО) для регистрации перед выходом на маршрут.
4.6. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить соответствующим КСС или КСО по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации КСС или КСО, необходима личная явка в них.
В случае необходимости изменения маршрута, состава группы и записей в маршрутной книжке до отъезда группы в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом КСС или КСО, зарегистрировавшим группу.
В случае необходимости изменения сроков похода, состава группы после выезда в поход сообщить телеграммой и об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в КСС и КСО, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее поход.
Сообщить телеграммой в адрес МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, КСС или КСО, зарегистрировавших группу, и в учреждение, проводящее поход, о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода.
Представить отчет в МКК, а после рассмотрения отчета и зачета похода оформить справки участникам группы о совершенном походе.
5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)
5.1. Участник путешествия обязан:
- активно участвовать в подготовке, проведении путешествия и составлении отчета;
- строжайше выполнять дисциплину, а также возложенные на него собранием группы поручения;
- своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника);
- осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача учебно-воспитательного учреждения;
- знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи;
- бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;
- своевременно информировать руководителя или его заместителя (помощника) путешествия об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
5.2. Участник путешествия имеет право:
- пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие;
- участвовать в выборе и разработке маршрута;
- после окончания путешествия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации.
6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов
6.1. За нарушение настоящей Инструкции, но не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее поход, может обратиться в туристские организации для принятия следующих мер воздействия:
- не засчитывать для выполнения нормативов спортивных разрядов участие, руководство в совершаемом походе;
- аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершенных походов;
- частично или полностью дисквалифицировать – лишить спортивных разрядов и званий;
- запретить участвовать, руководить походами определенной категории (степени) сложности на установленный срок;
- вывести из состава общественных туристских органов.
Приложение №2
1980 2005 гг.
КЛУБ
ЮНЫХ ТУРИСТОВ
«ПАРУС»
МБОУ «Инсарская СОШ №2» г. Инсара Республики Мордовия
руководитель клуба – А. В. Колесников
основные формы работы:
– пешие, лыжные, велосипедные и водные походы / выходного дня, двухдневные, многодневные, ночные, в экстремальных погодных условиях /;
– экскурсии и путешествия по местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных людей России;
– участие в районных, республиканских: и всероссийских слетах и
соревнованиях по технике пешеходного туризма и ориентированию; слетах туристов-экологов;
– дальние путешествия в различные природные районы России;
выпуск стенгазет на туристско-краеведческую тему, фотогазет по итогам походов, альбомов, эмблем, вымпелов, создание слайдфильмов и кинофильмов;
– пропаганда школьного туризма / выступления на семинарах и конференциях с обобщением опыта работы клуба, публикации в газетах/
«...ВАЖНО НЕ ЗВАТЬ В ДОРОГУ
– ВАЖНО ПО НЕЙ ИДТИ» (девиз клуба)
УСТАВ ТУРИСТСКОГО КЛУБА "ПАРУС"
1. Членом клуба юных туристов " Парус" может быть любой ученик или ученица 6–11 классов, признающий устав, регулярно посещающий занятия.
2. Член клуба обязан:
– всегда ставить общественные интересы выше личных,
– знать и уважать, туристские традиции,
– беречь личное и общественное туристское снаряжение – не падать духом в трудную минуту,
– оказывать помощь товарищам, попавшим в беду
3. Для участия в работе иметь мед справку о состоянии здоровья от школьного врача.
Устав принят на общем собрании клуба.
10 ноября 1986 года.
ИСТОРИЯ ТУРИСТСКОГО КЛУБА "ПАРУС"
И так, все началось в 1980 г. у с небольшой прогулки в окрестностях города Инсара. Поход протяженностью 5 км по маршруту Инсар - Васина Поляна. Участники первого похода: Низимова Г., Алешев Р., Матвеев О., Шепелева Е., Ефимкина С. Эти ребята и были первыми туристами восьмилетней школы, именно они стали ядром для образования тургруппы. На следующий год в расширенном составе, они совершим поход с одной ночевкой, на берег р. Исса. после этого похода была выпущена первая фотогазета.
В 1981 г. в июне месяце группа в составе 10 человек совершает первым дальний поход к истоку р. Исса протяженностью около 40 км. По маршруту Инсар – Н. Верхиссы – пос. Исса – ст. Булычево – Рузаевка –Инсар. Нельзя признать, что поход прошел успешно, не хватало опыта, очень плохим было снаряжение: маленькие рюкзаки, вместо варочных котелков – ведра, одеяла вместо спальных мешков, продукты в стеклянных банках и т.д. и т.п. Не было карты, шли почти наугад, да еще ливневые дожди проливали наши палатки как из ведра. Все эти непредвиденные обстоятельства привели к тому, что поход был закончен раньше срока. До цели нашего путешествия – истока Иссы мы так и не добрались, но зато приобрели, огромный опыт как не следует ходить в дальние походы. В этом году в кружок пришли брат и сестра Олег и Света Дербеденевы, Салменкова 0ля и Морозкина Клава. В осенне-зимний период мы начали совершать регулярные тренировочные походы выходного дня в лесном массиве к северу от города. Место для тренировок оборудовали на берегу ручья в сосновом бору, что в 9 км от Инсара.
Летом 1983 г. в июле был, совершили 4-х дневный поход по реке Сура на озеро Инерка. Это был поход уже с учетом прошлых ошибок и приобретенного опыта прошел успешно. Впервые был снят небольшой слайдфильм. Участники похода: Алешев Р., Незимова Г., Меркушкина Т., Кулагина Г., Дербеденев О., Дербеденева С., Букова Е., Сорокин С., Морозкина К.
После того как на уроках географии были показаны слайды сурского похода, популярность тургруппы в школе сильно возросла, в кружок записалась большая группа ребят 5-го класса. Разработали новый маршрут на «острова» - так мы назвали живописное местечко на берегу Иссы в районе с. Тумола. В летние каникулы совершили экскурсионную поездку в город Ульяновск.
В период с 1983 по 1985 гг. члены кружка совершили 33 похода выходного дня. Были разработаны маршруты походов в с. Усыскино к месту гибели героев - стратонавтов, маршрут в "сосны" так мы назвали одно из самых красивых мест в окрестностях города Инсара. В течение этого времени кружковцы проводили большую природоохранную работу по очистке родников, так же был создан новый родник в районе пионерского лагеря. В это же время районный отдел образования стал проводить слеты юных туристов. В живописном месте на берегу реки Исса, разбивали палаточный лагерь более 20 команд из школ Инсарского района. Мы не только стали принимать активное участие, но с первых слетов юных туристов наша команда показала себя как сильнейшая в районе.
Летом 1986 года состоялся поход к устью реки Исса протяженностью около 40км. В этом 4-х дневном походе участвовали: Дербеденев О., Дербеденева С., Меркушкина Т., Кулагина Г., Сорокин С., Чирков Н., Мещеряков А., Абдулаев В., Савельев М., Гречишкина С., Макаров А., Тишин В., Брагин 0., Морошкина К. и учительница русского языка Ляпина Р.А.
Желающих заниматься туризмом становилось все больше и больше в 1986 году в школе сформировалось уже две группы туристов, старшая и младшая. Стала укрепляться наша материальная база. Дирекция школы закупила для нас спальные мешки, новые палатки котелки и рюкзаки. Этим же летом мы впервые приняли участие в республиканских соревнованиях по туризму среди школьников в поселке Атяшево и заняли в упорной борьбе 5-е место, что для нас дебютантов, надо признать, было лестно. Так как уровень организации республиканского турслета был на несколько порядков выше районного. Особенно трудно нам пришлось в ориентировании на местности, да и многие хитрые узлы тоже увидели впервые. На этом турслете мы познакомились с командой туристов т/к «Колумб"» из поселка. Ялга, с тех пор у нас установились добрые отношения с ребятами и руководителями т/к «Колумб» Ивойловым А.В. и Ивойловой Г.Г. Именно на турслете в Атяшеве мы увидели, как широко распространен детский туризм в нашей республике. И как многому нам надо научиться, что бы участвовать в подобных состязаниях на равных.
В августе старшая группа совершила поход, первой категории сложности в город Темников, за 7 дней пройдено 130 километров. Все участники награждены значком «Турист СССР» Большую помощь в организации этого путешествия оказал нам известный в республике турист Зорькин Е.Н.. Он не только подкинул нам идею совершить этот поход, но, и снабдил нас хорошими картами и описанием маршрута. От Ковылкина до Темникова мы прошли за 7 дней. В основном наш путь проходил по долине реки Мокша.
Самым ярким впечатлением осталось посещение могилы Ф.Ф. Ушакова в Санаксарском монастыре. В походе участвовали: Сорокин С. Поверенова Е. Дербеденева С. Тишин В. Аникина И. Костяев О. Дербеденев О. Галанина Л. А в конце августа младшая группа совершает поход к устью реки Исса. По итогам летних походов выпускается фотогазета.
В это же время окончательно утверждается название турклуба «Парус», а также создается эмблема и выбирается первый президент клуба Дербеденев Олег. Осенью приняли участие в соревновании "Золотая осень" в городе Саранск и вновь заняли 5-е место. На зимних каникулах совершили туристическую поездку в города Ульяновск и Казань. Впервые в путешествии встретили Новый год! Поезд в полночь остановился на станции со странным названием Кильдуразы.
Летом 1987 г. руководитель клуба Колесников А.В. прошел обучение на Всесоюзных курсах повышения квалификации в г. Нижний Тагил и участвовал в зачетном походе 2 категории сложности по Северному Уралу.
В июле группа туристов побывала на экскурсии в городе-герое Волгограде, а августе во второй раз совершили поход по реке Сура с заходом на озеро Инерка. В походе приняли участие 12 человек. В этом же году участвовали в республиканском турслете в Ичалковском районе - заняли 9-е место. Осенью в ноябре месяце впервые совершили поход с холодной ночевкой в «Сосны». Впервые выдержали температуру минус 9,5 градусов. В осенние каникулы нас пригласили принять участие в туристском вечере «Встреча друзей» в Ялгинской средней школе. Вечер так понравился, что решили организовать подобное мероприятие и у себя.
1988 год оказался для «Паруса» самым продуктивным. В начале января принимали у себя гостей из клубов «Колумб» и «Земляне» города Саранска. Совершили с ними поход в село Усыскино, попав при этом в сильнейшую метель. В марте с ответным визитом побывали в Саранске и совершили ночной поход по маршруту Саранск - Рузаевка. В том же 1988 году организовали первый туристский вечер в школе. Материалы вечера были обобщены в виде методического материала Республиканской станцией юных туристов. В лучшую сторону изменилось и наше материальное обеспечение. Турклуб стал работать на базе городского дома пионеров, руководитель которого Алтаева Н.Х. снабдила нас новыми палатками, рюкзаками и германскими спальниками, а также у нас появились туристские карабины и веревки. В апреле «Парус» впервые вышел на воду. На собранные деньги мы купили надувной спасательный плот ПСН-10, на которым во время весеннего разлива 8 человек сплавились по реке Исса до Больших Полянок на 25 км. В начале мая младшая группа совершила пешеходный поход по южной части Инсарского района протяженностью 40 км. В этот поход мы пригласили ребят из села Верхняя - Лухма, для того, чтобы подготовить их к районному турслету.
Весною и в начале лета готовимся к походу, о котором мечтали очень давно. Это горный поход по Уральским горам. В июле группа из 12 человек, а это Данилова Т.В. Мещеряков А. Абдулаев В. Макаров А. Аникина И. Поверенова Е. Метликина Д. Цыганов С. Никулин А. Мастерков С. Болтунов К. под руководством Колесникова А.В. совершили поход первой категории сложности по Северному Уралу. Поход длился 14 дней. Ребята побывали в городах Свердловск, Нижний - Тагил, Североуральск. Прошли за 8 ходовых дней 130 км. по тайге. Совершили восхождение на вершину горы Денежкин Камень /1493 м/. Привезли интересные образцы горных пород, которые послужили началом образования школьного музея минералов.
В августе младшая группа, совместно с группой «Азимут» из Инсарской средней школы проходят по хорошо нам известному маршруту ст. Сура – Сабаево - оз. Инерка – Пермиси.
С началом учебного года в работе клуба появилось новое направление. Было принято решение организовать и провести походы выходного дня всех классов школы, начиная с 4-х классов. С сентября 1888 года по январь 1989 года в походах по родному краю приняли участие более 200 учащихся, а самое главное то, что в походах участвовало 10 учителей школы. По итогам походов в школе прошла неделя географии, туризма и краеведения. Неделя закончилась большим туристско-краеведческим конкурсом.
Особо в истории т/к «Парус» выделяется поход по Жигулевским горам. В походе в ноябре месяце принимали участие группы «Парус», «Колумб», «Азимут». Суровым испытанием для всех явились сильные морозы около -15 градусов, но все мы оказались годовыми и к таким суровым испытаниям.
В 1989 году по решению педагогического совета школы каждый классный руководитель обязан дважды в год совершить с классом поход по родному краю. И опытные туристы т/к «Парус» становятся инструкторами. В течение учебного года в школе провели походы выходного дня все классы с 4-го по 8-й. В походах участвовало 360 школьников. Были совершены походы целыми классами на реку Мокша, на родину героя В. Щанкина, на озеро Инерка. Особенно активно занялись туризмом ученики под руководством классного руководителя Кижаевой В.П.
Опытные туристы «Паруса» этим летом организовали и провели районный турслет в новом месте в урочище «Орлиный овраг». Кроме обычных состязаний был организован экологический десант по очистке родников в вершинах Казеевских оврагов. Наша команда не только приняла участие, но и в очередной раз заняла первое место в районе.
Летом приняли участие в республиканском турслете, где в упорном борьбе заняли почетное 3-е место. За эту победу команда была награждена бесплатной поездкой в город Москва. Состав команды: Келин С. Комолятов А. Чернов Е. Кузнецова Е. Цыганова Н. Меткина 0. Митрошина Л. и Ломакина Т. - очередной президент т/к «Парус». Летом в составе группы туристов МГУ им. Огарева Колесников А.В. принимает участие в походе по Центральному Кавказу. Зимой этого года совершаем лыжный ночной поход по маршруту Инсар - Р. Паевка – «Сосны» - Инсар.
В 1990 году с приходом на работу в школу учителя физкультуры Данилова В.В. турклуб «Парус» получил дальнейшее развитие. Этот год для нас был очень удачным. Первое место занимаем в районных соревнованиях и четвертое в республиканских, что проводились в Рузаевке. На майские праздники открываем для себя новый интересный район путешествий по южной части Инсарского района. Учитель физической культуры Данилов В.В. принял участие в походе второй категории сложности по Западному Тянь-Шаню. В июне состоялась автобусная двухдневная экскурсия в г. Нижний Новгород. В июле совершаем традиционный пешеходный поход по реке Сура, в котором участвовало 23 школьника. В августе мы приняли участие в работе Всероссийского турлагеря "Дружба" в Подмосковье, где в соревнованиях экологов занимаем 2-е место по РСФСР. Осенью на турбазе «Зеленая роща», победив команды МГУ им. Огарева и т/к «Траверс», занимаем первое место в соревнованиях " Золотая осень" и становимся обладателями переходящего кубка Мордовского областного совета по туризму. Состав команды: Колесников А.В., Данилов В.В., Ломакина Т., Кузнецова Е., Цыганова Н., Метликина 0., Митрошина Л., Чернов Е., Рыскин В.
В октябре руководитель клуба принял участие во Всероссийских соревнованиях по технике пешеходного туризма в Краснодарском крае в составе команды туристов Мордовии и совершил поход по Западному Кавказу.
В ноябре 1900 года в осенние каникулы две группы старшая и младшая совершают категорийный поход по западной части Мордовии. По маршруту: ст. Зубова-Поляна – п. Сосновка – п. Парца – п. Явас – п. Дачный. В пятидневном походе с ночевками в холодном и мокром лесу приняли участие 35 человек. По итогам похода создаем свой третий слайд фильм. Этот поход в межсезонье был организован как отборочный, для того чтобы определить участников для более грандиозного путешествия в Среднюю Азию.
В зимние каникулы 1990 -1991 года совершаем один из самых интересных походов в истории т/к «Парус», по пустыни Каракумы и горному массиву Большой Балхан. В походе участвовало 12 человек. Туристы посетили города: Москва, Красноводск, Небит-Даг, Ашхабад. Семь дней шел отряд школьников через барханы, такыры и горы под руководством учителей Данилова В.В. и Колесникова А.В. Новый- 1991 год встретили в бескрайних песках пустыни. По итогам похода был снят слайд фильм и опубликован дневник путешествия в районной газете «Коммунист». А школьный музей пополнился новыми интересными экспонатами. В походе по республике Туркмения принимали участие: Данилов В.В. Колесников А.В. Рыскин В. Матвеев П. Ларин В. Лисенкова Л. Кузьмина Е. Лобачев А. Горин М.
Весной вновь совершаем водный поход по реке Исса. Состоялась традиционная поездка в музеи геологии при МГУ им. Н. П. Огарева. Участвуем в соревнованиях – первое место районных и 3-е в республиканских соревнованиях среди школьников. А в профсоюзных среди взрослых, которые проходили на турбазе "Сура" заняли первое место. В июле, а затем в августе совершили еще два очень интересных путешествия. Первое по реке Сура на плоту ПСН-10 от разъезда 109 км, до ст. Сура. За пять дней проплыли около 90 км. Состав участников: Колесников А.В. Ионкин Е. Парамонов С. Краснорепов А. Шашкова Н. Морозова Н. Кирдяпкина С. Романова С. Во время плавания по Суре в пределах Пензенской области впервые увидели, как в реке добывают черный мореный дуб. По материалам водного похода выпустили очередную фотогазету.
Второе путешествие провели по Кольскому полуострову, где прошли маршрут по горам Хибины, от города Кировск до озера Имандра через перевалы Рамзай, Зап. Петрелиус, Чергор, а также посетили город Мурманск. Участниками хибинского похода стали: Данилов В.В. Колесников А.В. Кручинин А. Чернов Е. Рыскин В. Горин М. Лобачев А. Митрошина Е. Кузнецова Т. Воробьев С. Вельмяйкина С. Конькова Е.
В походе сняли свой первый кинофильм. Зимой этого года совершили экскурсионную поездку в город Ленинград.
1992 год - экономический кризис в стране не позволил нам совершить дальнее путешествие. Mы ограничились походами по родному краю, на озеро Инерка и по Жигулёвским горам, а также походами по Инсарскому району. Руководитель клуба участвует в республиканском конкурсе Учитель года с идеей преподавания географии на основе краеведческого материала.
1993 год. Совместно с т/к " Колумб" совершили традиционный поход по Мордовии. Группа под руководством Данилова В.В совершила осенний поход по границе с Пензенской областью.
1994 год. Углубляется экономический кризис. Мы имеем возможность совершать лишь походы выходного дня в пределах района. В июле приняли участие в работе республиканского семинара по туризму и краеведению в Дубенском районе. Совершили поход по реке Сура, лыжный поход к месту гибели героев-стратонавтов, ночной поход-кросс в марте месяце.
1995 год. Походы по району в "сосны" и на "красную горку". Лыжный поход в Усыскино. Экскурсионные поездки в Тарханы и Б. Болдино.
1996 год. Поход по реке Сура и походы выходного дня.
1997 год. Участвуем в республиканских соревнованиях среди школьников в Дубенском районе - 7-е место. Поход по реке Сура -15 человек участников. Походы выходного дня лыжный поход в Усыскино.
1998 год. Вновь поход на озеро Инерка с группой в 15 человек. Зимний ночной поход и походы выходного дня.
1999 год. Совместный поход в Усыскино с туристами из города Саранска. Путешествие на озеро Инерка. Походы выходного дня с различными классами школы. Первое место в районном соревновании по туризму среди учителей. Экскурсионная поездка в Тарханы.
2000 год. Лыжный поход к месту гибели героев- стратонавтов. Ночной лыжный поход в "сосны"» лыжный поход на "красную горку". Весной совершаем походы выходного дня. Летом выход с ночевкой на "острова". Традиционный многодневный поход по реке Сура и на озеро Инерка./группа 12 человек.
2001 год. Ночной поход в "сосны" / 1 апреля - 25 .участников / Походы выходного дня с различными классами школы. Летний поход по реке Мокша. / 11 участников - рекордный суточный переход - за день 36 км»/ В августе традиционным поход на озеро Инерка по реке Сура./ 11 чел./ Экскурсионная поездка в Большое Болдино. Осенние походы в «сосны»
2002 год. Лыжный поход в Усыскино совместно с т/г «Колумб» / мороз -28, съемка видеофильма для телевидения Мордовии.
2003 год детский туризм в районе скорее мертв, чем жив.
2004 год. Под руководством Данилова В.В. летом участвовали в акции партии «Единая Россия». Состоялся звездный поход и туристский слет в Старошайговском районе. Лыжный поход в Усыскино - т/г « Колумб».
2005 год Приезд туристов т/к «Колумб», который, не смотря ни на что, продолжает действовать. Лыжная прогулка в «Сосны».
Рисунок 2Рисунок 4