Статья. Краеведческая игра «Моя малая Родина»


  Дегтярёв Алексей Владимирович,
учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 75 г. Новосибирска  
    Гайдай Людмила Анатольевна,
учитель географии высшей квалификационной категорииМАОУ гимназии № 11 «Гармония»Октябрьского района г. Новосибирска  
Краеведческая игра «Моя малая Родина»
Гуляя с друзьями по улицам шумным,Я чувствую сердцем движение жизни.И пусть вам покажется это безумием,Я верю в любовь к своей малой Отчизне.Пинаева Софья
Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождаясь из любви к своей малой родине – дому, классу, школе, району, городу, области, созревая до общегосударственного. Общенародного патриотического самосознания, осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране.
Новосибирск – это город, где мы родились, живём, учимся, работаем, одним словом эта наша малая родина. Новосибирск является городом с уникальными возможностями воспитания детей в духе гражданственности и патриотизма. От молодёжи зависит будущее Новосибирска, всего нашего общества. Понимая это, важно создать условия для реализации потенциала детей, воспитания у них активной жизненной позиции, развития творческих способностей, культуры толерантных отношений.
На заседании методического объединения учителей географии Октябрьского района 8 сентября 2014 года было принято решение о проведении краеведческой игры «Моя малая Родина», посвящённой Октябрьскому району, которому в 2014 году исполнилось 85 лет и городу Новосибирску. Методическое объединение учителей географии вместе с методической службой Октябрьского района стали организаторами игры.
Цель игры – создание условий для формирования социально активной личности средствами краеведческого образования и формирование знаний и умений учащихся в области краеведения.
Задачи игры:
– побуждение школьников к поисково-исследовательской деятельности;
– создание условий для формирования устойчивого интереса к кравеведению;
– выявление уровня развития визуальной, исследовательской и коммуникативной культуры школьников;
– формирование умений работы с краеведческими источниками знаний;
– создание необходимых условий для выявления одаренных детей.
Игра проводилась в два этапа среди учащихся 8-11 классов:
Первый этап предполагал видеофильм или презентацию о любых объектах нашего города. Результаты представленных работ с заявками на участие принимались до 25 января 2015 года. На призыв методического объединения учителей Октябрьского района откликнулись пять школ, которые представили свои творческие работы. В частности:
1. Гимназия №11 «Гармония» – «Мой любимый Новосибирск»
2. МБОУ СОШ №75 – «Визитная карточка школы»
3. Лицей №185 – «Экскурсия по моему Октябрьскому району»
4. МБОУ СОШ №195 – «Чудеса Октябрьского района»
5. МБОУ СОШ №167 – «Моя малая Родина»
Второй этап (очный) – интеллектуальный «Новосибирск – город моей мечты», который проходил 26 января 2015 года на базе МБОУ СОШ № 195. Интеллектуальный этап потребовал от участников показать знания краеведческого материала по Октябрьскому району, городу Новосибирску и Новосибирской области. Учащиеся школ района заранее составили свои команды из 6-7 человек во главе с капитаном и придумали название своих команд. Руководила игрой заведующая методическим объединением учителей географии Октябрьского района Гайдай Людмила Анатольевна. В ходе подготовки и проведении интеллектуальной игры приняли активное участие следующие учителя: Дегтярёв Алексей Владимирович, Лапухина Людмила Николаевна, Ильина Ольга Михайловна, Чучкова Ирина Сергеевна.
Началась игра с жеребьёвки команд и разминки, а это вызвало задор и интерес к игре.
В первом конкурсе команды показали на сцене актового зала МБОУ СОШ №195 приготовленное приветствие, в котором отразили название команды и тематику игры (оценивалось в 5 бальной системе). 
 
Второй конкурс предполагал показать свои знания всем участникам команд по краеведческому материалу. Игра проходила очень синхронно. Командам выдавались листы с заданиями. Они отвечали и передавали ответы жюри (каждый правильный ответ оценивался по 1 баллу).
Третий конкурс состоял из мини-сценки в чём выражается моя любовь к своей малой Родине, которую каждая команда представляла на сцене (оценивалось по 5 бальной шкале). Ребята чувствуется, выступали с энтузиазмом, потому что объекты, о которых шла речь можно всегда увидеть в действительном виде, «потрогать и ощутить их дыхание».
Четвёртый конкурс дал возможность каждой команде побывать в роли гида и озвучить фильм «7 чудес Новосибирска» http://www.youtube.com/watch?v=fgscJWBSjiMПятый конкурс – это представление видеороликов и презентаций. 
 
По завершению игры жюри подвело итоги и огласило следующие результаты:
По первому этапу: каждая команда получила грамоту в номинации за оригинальный, эстетичный, творческий и познавательный подход в оформлении презентации или видеофильма.
По второму этапу каждая команда получила грамоту:
 Команда «Соболята» 11 класса
МАОУ «Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирск
Руководитель Гайдай Л.А.
Победитель II тура
Команда «Эридан» 8Б класса
МБОУ СОШ № 75 г. Новосибирск
Руководитель Дегтярёв А. В.
за II место II тура
Команда «Метрополитен» 8А класса
МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирск
Руководитель Ильина О.М.
за III место II тура
Команда «NSK» 10 Б класса
МБОУ СОШ № 195 г. Новосибирск
Руководитель Чучкова И.С.
Победитель II тура
в номинации «Самая гармоничная команда»
Команда «Аквилон» 8Б класса
МБОУ СОШ № 167 г. Новосибирск
Руководитель Лапухина Л.Н.
Победитель II тура
 в номинации «Самая оригинальная команда»
районной краеведческой игры
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» 
 
После проведённой игры презентации и видеосюжеты были отправлены в музей истории Октябрьского района. От дирекции музея каждый учитель-организатор получил благодарственное письмо.
По итогам районной краеведческой игры для учащихся 8-11 классов «Моя малая Родина» можно сделать следующие выводы: учащиеся разных школ нашего района относятся с большим трепетом и любовью к своему городу, району и у них вызывает повышенный интерес любая информация, касающаяся нашей малой родины.
Несколько строк из отзывов участников игры: «Всё было хорошо спланировано и подготовлено. Вопросы были интересные, но достаточно сложные», а «Соболята» написали следующее:
Сегодня прошла суперигра,
Мы поиграли в неё на «ура»
Много узнали и повторили,
Любовь к Сибири в себе пробудили…

Приложение к статье краеведческая игра «Моя малая Родина»
1. Конкурс Разминка
Перед конкурсом идёт жеребьёвка команд, каждой из которых предлагается по три вопроса:
С чём связано возникновение города Новосибирска, и кто является его основателем?
Ответ: Строительство железнодорожного моста через реку Обь. Основатель инженер-путеец Н.Г. Гарин-Михайловский.
Какое место Новосибирск занимает по площади в России? Каким городам он уступает?
Ответ: 3 место - 502,1 км . Уступает Москве и Санкт-Петербургу.
Сколько линий метро в Новосибирске? Назовите эти линии?
Ответ: Две линии: Ленинская и Дзержинская.
Когда построен железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный» и на что он похож по своей форме?
Ответ: Вокзал «Новосибирск-Главный» построен в 1929 году и напоминает паровоз - кукушку, направленный на восток.
Какое место занимает Новосибирск по численности населения и каким городам он уступает.
Ответ: 3 место. Согласно Росстату по состоянию на апрель 2013 года число жителей составило 1.523.801 человек, после Москвы и Санкт-Петербурга.
Как раньше назывался наш город и когда он получил данный статус?
Ответ: Раньше наш город назывался посёлок «Александровский». Получает статус города Новониколаевка в 1903 году.
Самая молодая станция Новосибирского метрополитена? (Золотая Нива)
Какое здание из театров является крупнейшим в России? ( Театр оперы и балета)
Название молодёжного театра Новосибирска? (Глобус)
В каком году зарегистрирован миллионный житель Новосибирска? (2 сентября 1962года)
Аэропорт города, имеющий международный статус? (Толмачёво)
6. В каком году Новосибирск получил орден Ленина? (28 апреля 1982года)
Жюри оценивает по 2 балла за каждый правильный полный ответ и 1 балл за неполный ответ.
Вопросы для второго конкурса:
1.Вопрос:Какая реорганизация администраций районов города Новосибирска произошла 1 января 2013 года?
Ответ: С 1 января 2013 года произошла реорганизация администраций Железнодорожного, Заельцовского и Центрального районов в форме слияния в единый Центральный округ.
2.Вопрос: Какой тип климата характерен для Новосибирска?
Ответ: Континентальный.
3.Вопрос: В каком здании и когда установилась Советская власть в городе Новониколаевке?
Ответ: 14 декабря 1917 года в помещении городской управы (современный Краеведческий музей на Красном проспекте).
4.Вопрос: Когда произошло это событие и сколько лет было нашему городу?
Ответ: Миллионный житель города Новосибирска родился 2 сентября 1962 года. Городу Новосибирску было 69 лет.
5.Вопрос: Что было сделано руководством города для реализации этого проекта и какова роль жителей нашего города в нём?
Ответ: Для реализации этого проекта были выпущены открытки с изображениями первоначального варианта здания, которые народ называл «кирпичиками» (стоимость одной открытки составляла 10 копеек - стоимость одного кирпича в то время).
6.Вопрос: Когда произошло открытие Оперного театра и какой спектакль является премьерным?
Ответ: Здание театра открылось 12 мая 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин». Театр является родственником победы.
7. Вопрос: Где находится географический центр Новосибирска?
Ответ: По версии « 2 ГИС», географический центр Новосибирска находиться возле остановки «Завод торгового оборудования» на улице Большевицкой, в Октябрьском районе.
8. Вопрос: Когда в нашем городе появился первый маршрут трамвая и троллейбуса?
Ответ: 26 ноября 1934 года было открыто трамвайное движение в Новосибирске (80 лет назад). В декабре 1957 года пущены первые троллейбусы.
9. Вопрос: Когда эта идея была воплощена в жизнь? Кто из учёных является одним из «отцов» создания Академгородка на данном месте? Ответ: Эта идея была воплощена в жизнь в 1957 году. Одним из «отцов» в создании Академгородка является академик Михаил Лаврентьев.