Технологическая карта по географии на тему Мировой океан и его части 5 класс


Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема: «Мировой океан и его части».
Юсупова Ф.Р., учитель географии МКОУ Булатовская СОШ Куйбышевского района Новосибирской области.Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1.Организационный момент
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте ребята!!!-Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.  Приветствие учителя. Настрой на работу, психологическая готовность к общению. Проверка готовности рабочего места учащихся и учителя. Создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний.
Мотивационно-целевой.
- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).
Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)
Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)
Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)
Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги)
Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)
В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)
Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы?Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. (Звуки шума моря).
Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? ( Море, океан). Диалог с учителем.Работа с информацией, представленной учителем.
Слушают музыку.
Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные результаты: создание проблемной ситуации.
Предметные результаты: формирование темы и цели урока.
3. Изучение нового материала.
Физкульт-ка
-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану.
Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете:
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.
5. Почему вода в океане солёная.
Ответить на главный вопрос:
Имеет ли границы Мировой океан?
-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму.
Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты - это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?
Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы).
-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан).
-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.
-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.
-Сколько океанов на планете? (4, 5)-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.
Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. -Молодцы! Все с заданием справились.
Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.
– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.
-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,
Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?
-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)
- А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьётся,Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна-И горька и солона (Море)-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)А что является причиной волн? (ветер).А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.
-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море и сравните с определением в тексте учебника с. 101. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м)
-Отметили это море в контурных картах-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения о Саргассовом море).
-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста.
А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.   
-Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше?-Для этого вновь загадка.Он ведёт из моря в мореНе широк - всего верстаИ в нём как в школьном коридоре,И шум, и звон и теснота.(пролив)Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ.
Найдите на карте проливы.
Определите, что они разделяют и что соединяют?
Что вы можете рассказать о нём?
Нанесите на карту: 
1группа- Гибралтарский пролив
2 группа- пролив Дрейка
3 группа- Берингов пролив
4 группа- Магелланов пролив-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.Он у моря - как языкОн берега лизать привык,И пляж в часы он вылизал на диво. (залив)Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.Сравните с определением в учебнике.Самый крупный залив - Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.). Целеполагание.
Записывают в тетрадь тему урока.
Работа с информацией, представленной учителем.
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку.
Работают с картой атласа.
Получение информации из текста учебника и дополнительной информации ( раздаёт учитель). Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём.Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом.  Наносят на контурную карту:название океана, площадь, какие материки омывает, глубины, отличительные особенности.
Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
Отгадывают загадку.

Работают с текстом учебника
.
Приводят примеры морей, отмечают на контурной карте.Слушают сообщения о Саргассовом море.
(машут руками)
(плавательные движения руками)
(ходьба на месте)

Отгадывают загадку.
Высказывают свои мнения, сравнивают с определением в учебнике и выписывают в тетрадь.
Показывают на карте проливы.
Работа в контурных картах.
Работа по группам.
Отгадывают загадку.
Работа в контурных картах.
Отвечают на вопросы. Предметные результаты:
учащиеся получат ответы на вопросы:
Что такое Мировой океан и каковы его размеры?
Что заставляет воды Мирового океана двигаться?
Из каких частей состоит Мировой океан?
Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга?
Познавательные результаты:
учащиеся научатся вычитывать с текста нужную информацию.
Регулятивные результаты:
учащиеся научатся, работая с тестом, выделять главные мысли,выражать свою точку зрения.
Коммуникативные результаты:
учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом.
Личностные результаты:
формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственная отзывчивость к восприятию чувств других людей.

4.Применение изученного.
Рефлексия.
Цифровой диктант, «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).
2-й по величине океан- Индийский.
Тихий океан –самый неспокойный и грозный.
Самый маленький океан- Южный.
Марианский желоб расположен в Тихом океане.
Саргассово море-это море без берегов.
Самый солёный - Тихий океан.
Узкое водное пространство, ограниченное берегами островов , материков - это залив.
Самый широкий в мире пролив- пролив Дрейка.
Реки в океане - это течения.
Причина образования волн – ветер.
(Обменялись тетрадями и проверили друг друга. 0101100111)
Я знал ….. .На уроке я узнал …. .Было интересно ….. .Было трудно ….. .
Я научился ….. .Урок дал мне для жизни …. .Воспринимают информацию.сообщаемую учителем.Выполняют заданияписьменно в тетради.Осуществляютвзаимопроверку.
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. Предметные результаты:
учащиеся познакомятся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями.
Личностные: формирование мотивации.
Регулятивные: взаимоконтроль (сопоставление результата действия с эталоном), научатся осознавать самого себя как движущую силу своего учения, способности к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные результаты:
научатся различать и сравнивать части Мирового океана, приводить примеры составных частей Мирового океана и показывать их на карте

5.Итог.Саооценка. Подводит итог урока.
Комментирует и выставляет отметки за урок.
Способствует адекватной оценке правильности результатов действия.
Объясняет д/з. параграфа 19, с.102.
Даёт творческое задание по желанию : составить кроссворд по теме «Мировой океан». Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Записывают д/з в дневник. Познавательные результаты:
Контроль и оценка результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения.
Личностные результаты:
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные результаты:
Уметь устно выражать свои мысли.