Технологическая карта урока географии Мировой океан и его части
Технологическая карта
урока географии в 5-в классе МБОУ Починковской СШ,
данного учителем географии Фоминой Е.В.
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ «Мировой океан и его части»
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Приветственное слово учителя: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать!(Пожелание плодотворной работы на уроке.- Здравствуйте ребята!!!Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.
Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
Постановка учебной цели.
- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).
На прошлых уроках мы с вами изучали различные географические открытия. Вспомните, где люди путешествуют? (по суше, по морю)
Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)
Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)
Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги)
Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)
В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)
Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера?(Заполнение схемы на слайде)
Что является основной частью гидросферы?Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
Диалог с учителем.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Поиск информации.
Физкульт-ка
-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить?-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)
Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.
5. Почему вода в океане солёная.
Ответить на главный вопрос:
Имеет ли границы Мировой океан?
Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?
-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3).
Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ѕ планеты - это вода361 млн. км.2 (запись в тетрадь) -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) - Ребята мы можем исходя из этого поспорить по поводу названия нашей планеты выдвинуть свою гипотезу названия.(да). ТАК что же вы понимаете под понятием «Мировой океан». Можем ли мы найти его на карте? (нет)
Из каких частей состоит Мировой океан? Посмотрите на карту ( океаны, моря, заливы, проливы)(карта)
границы между океанами проведены условно, по специальным линиям-меридианам.
Определение Мирового Океана (Слайд)
-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?
-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся..(океан)( слайд 4)
- -Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.
-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.
-Сколько океанов на планете? (4, 5)-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана. Давайте их назовём и покажем на карте
Ребята повернитесь друг к другу, создайте мини-группы по (4-5 человек, 5 групп).Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу текст учебника стр 100
название
максимальнаяглубина
особенности
Какие материки
омывает
тихий
атлантический
индийский
Северный Ледовитый
Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.
– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано
Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.
-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,
Какой самый большой, самый узкий, самый тёплый, холодный? (Слайд)
Мировой океан всегда находится в движении. Чем они представлены? (волны)
-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 ( Это течения)
А что является причиной возникновения течений и волн? (ветер). Привести примеры течений, показать на карте.
Какую роль волны и течения играют в Мировом океане найдите в учебнике стр 99 (перемешивание воды, распределение кислорода.)
Давайте познакомимся с океанами поближе и узнаем о них некоторые особенности.
В Тихом океане находится самая глубокая впадина- Марианская, но здесь же самая высокая гора на нашей планете. О ней нам расскажет__________________
Также здесь наблюдаются огромные волны-цунами. О них нам расскажет_________________________
Атлантический океан. О нём нам расскажет ______________
- А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьётся,Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна-И горька и солона (Море)( слайд5)- А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.
-Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.-А кто знает какое море самое большое ,мелкое , глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м мелкое-Азовское море- средн глубина-7.5 м
)
-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста.
А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.
-Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше?
Также важными частями Мирового океана являются заливы и проливы
Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16)
Найдите на карте проливы.
Определите, что они разделяют и что соединяют?
Что вы можете рассказать о нём?
Нанесите на карту. (слайд17, 18)
Гибралтарский пролив, пролив Дрейка
Берингов пролив, Магелланов проливНайдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.Сравните с определением в учебнике.Самый крупный залив - Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).
Слушают музыку.
Записывают в тетрадь
Целеполагание.
Работают с информацией, представленной учителем.
Отвечают на вопросы.
Работают с картой, делают выводы
Работают с картой атласа.
Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём.Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом.
Нанести океаны на контурную карту.
Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
отгадывают загадку
слушают Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
Работают с текстом учебника
.
Привести примеры, показать на карте.
(машут руками)
(плавательные движения руками)
(ходьба на месте)
Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь
Показывает по карте.
Работа в контурных картах.
.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
КоммуникативныеРегулятивные УУДпроявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
4. Этап информации о домашнем задании
П.19. вопр стр.102, Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана.По желанию Составить кроссворды по теме « Мировой океан»
Записывают д/з.
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
Ответить на вопрос, поставленный в начале урока Имеет ли границы Мировой океан?
Цифровой диктант, «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).(слайд9)
2-й по величине океан - Индийский
Тихий океан – самый неспокойный и грозный
Самый маленький океан- Южный
Марианский желоб расположен в Тихом океане
Саргассово море-это море без берегов
Узкое водное пространство. ограниченное берегами островов , материков - это залив
Самый широкий в мире пролив-Дрейка
Реки в океане - это течения
Причина образования волн - ветер
Обменялись тетрадями и проверили друг друга. 010110111
Составить синквейн к слову мировой океан
Воспринимают информацию.сообщаемую учителем.Выполняют заданияписьменно в тетрадиОсуществляют:взаимопроверку
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.
6.Этап подведения итогов
Выставление оценок за урок
7.Этап рефлексии
сегодня я узнал(слайд 30)было интереснобыло трудноя приобреля научилсяурок дал мне для жизнимне захотелось
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
15