Организация работы по здоровьесбережению на уроках в начальной школе.
Педагогический проект по организации работы здоровьесбережения.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.
Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:
В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Наша цель: обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. 2003 год был объявлен "Годом спорта и здорового образа жизни", проводилась всероссийская диспансеризация детей. Перед каждым учителем стоит задача - создать в школе условия, сохраняющие здоровье (физическое, психологическое и социальное) субъектов образовательного процесса.
В центре внимания должны быть - факторы школьного риска (перечислены по степени значимости и силе влияния):
Интенсификация учебного процесса
Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья.
Сила школьных факторов риска (ШФР) определяется тем, что они действуют:
в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма;
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (в течение 10 – 11 лет, ежедневно).
Конечно, ШФР выявлены теоретиками, но для каждой школы, с учетом ее особенностей (контингента учащихся и учителей, особенностей миркорайона), а также для каждого класса, а иногда даже для каждого ребенка существует своя шкала ШФР
Цели моей работы:
разработка механизма и включения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий;
создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся.
Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.
Прогнозируемые результаты.
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.
Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного общества.
Что такое “технология”?Какие составные части входят в понятие “технология”?
(Определение технологии предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)
Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного официально называют режимом “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”.
Чем же отличаются воспитание и обучение по технологии Базарного?
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт конторки, установленной в классе. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг, а мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. (О нём мы поговорим чуть позже).
Используя лишь элементы технологии В.Ф.Базарного в течении всего 2 лет, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличение объёма выполняемых работ в классе.
Ещё одной из важнейших особенностей всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Обязательно также проведение 2-3 физкультминуток на уроках – ещё один важный элемент технологии.
Базарный классифицирует физкультминутки
по виду деятельности учащихся на
-оздоровительно – гигиенические
- танцевальные
- двигательно –речевые
- подражательные
- физкультурно – спортивныепо способу демонстрации на- электронные
- текстовые
- анимационные
Желательно на одном уроке использовать физкультминутки различные по виду деятельности и способу демонстрации.
Физкультминутки не проводятся на контрольных уроках и уроках практических (технология, ИЗО, физкультура). Однако минутки релаксирующего характера после вступительного инструктажа всё-таки не повредят.
Используем на уроках также офтальмо тренажёры, к сожалению, только в электронном виде. Хотелось бы приобрести стационарный и, как должно быть по технологии Базарного, расположить его на потолке. Офтальмо тренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.
Офтальмо тренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.
Очень нравиться детям массаж и самомассаж. Они с удовольствием делают массаж друг другу, дома предлагают родителям сделать массаж. Пусть он не всегда получается, но родители рады в конце дня лишний раз ощутить прикосновение ручек малыша к себе.
322516551435Точечный массаж – простаяи безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённыеточки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице ( №1, №2,№3 ),
при головных болях рекомендуется
массировать височную область.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Лицо Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза
Голова Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе. Руки Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза. Ноги Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Не менее интересно для детей и полезно проведение упражнений дыхательной гимнастики.При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге. Например: Чудо – нос. После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание… Раз, два, три, четыре – Снова дышим: глубже, шире. Охота. Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.) Ныряние. Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает. Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения. Шарик. Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают. Скороговорки.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал. « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» Музыкальные. После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается. Каша кипит. Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз. Ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.
Возвратимся к вопросу о влиянии цвета на психофизическое состояние учащихся. Изучив теоретически данный вопрос, я использую цветовые круги в физкультминутках по методике сенсорно – координационных тренажей. Эти круги располагаются по всему пространству класса для того, чтобы во внимание попадал круг лишь одного (заданного) цвета. Упражнения с ними могут быть достаточно разнообразны: просто двухминутное фиксирование внимания на цветовом круге, зрительно-воображаемое перемещение круга в указанную точку на стене или по классу.
Выяснено также как действует цвет на восприятие и психо-физическое состояние учащихся.
Цвет Локализация
Вверху Боковые поверхности Внизу
Красный возбуждает, мобилизует возбуждает воспринимается как неестественный, может «обжигать»
Розовыйощущение легкости, счастья чувство нежности часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
Оранжевый способствует концентрации внимания ощущение тепла, способствует релаксации эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный
Желтый вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации возбуждает, может вызвать неприятные ощущения эффект «приподнятости», иногда «парения»
Зеленый воспринимается как неестественный успокаивает успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия
Голубойощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации «охлаждает», вызывает отчуждение «охлаждает», более выражен, чем зеленый
Синий вызывает тревожность, беспокойство отчуждение в группе, отношениях с психологом тревога, «холод», ощущение бездны
Включаю также в ходе уроков на общеобразовательных предметах вставки о здоровье: на уроках русского языка тренировочные диктанты, на уроках математики задачи могут иметь познавательный текст здоровьесберегающей тематики. В своей работе практикую также дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющемуся именно для него составленному комплексу в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений. Для этого ( исключительно для себя, без оглашения причин, почему именно так составлены группы) физкультминутки провожу по группам.
Например:
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу, – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз). 3. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т.д.
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Заключение
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.