Воспитание качеств успешной личности через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование качеств успешной личности через проектно-исследовательскую деятельность Догаева Н.В.МКОУ Черемшанская СОШ № 20 ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи при помощи научного метода познания, который реализуется вне зависимости от области исследования. Задачи проектно – исследовательской деятельности в МКОУ Черемшанская СОШ № 20 .Создать условия для формирования умений учащихся: определять цели и задачи исследования, проекта; выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Направления проектно-исследовательской деятельности Исследовательская работаИсследовательский проектИсследовательский рефератТворческий проект Работа над проектом Проект осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы. Положительный результат Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Опыт проектно-исследовательской деятельности активно применяется выпускниками во взрослой жизни Василий Пацевич – победитель РНПК 2008 г. в секции «Физика». В настоящее время учредитель КРОО «Новый день», молодёжного движения «К.Л.А.С.» ( клуб любителей активного спорта), автор и руководитель проектов «Детский воркаут», «Рампа», организатор спортивных мероприятий. В ноябре 2016 года вошёл в шорт-лист претендентов на государственную премию в номинации «Развитие малых городов и сельской местности». Сейчас работает над новой грантовой программой «Детский городок в Черемшанке». Александра Дьяченко - участник школьных проектов «Наша школьная газета», «Поэтический клуб ШАНС», участник РНПК в секции «Литература», автор «Перемены».В настоящее время – успешный журналист, создатель и редактор своего молодёжного журнала «Лайм» - Красноярск. Ольга Колесник – участник проекта «Поэтический клуб ШАНС», «Презентация школьных поэтов», победитель краевого поэтического конкурса от издательства «Буква» в 2010 г., победитель РНПК в номинациях «Практическая направленность», «Проба пера» - 2009-2011 годы. В настоящее время ведущая на «Радио – FM» – Москва, автор успешных радиопроектов, передач. Победители НПК районного, краевого, всероссийского уровней 2013 года – успешные студенты ведущих вузов Красноярска: СФУ, КГПУ, СИБГТУ и т.д. Принципы выбора темы исследования актуальность и новизна (хотя бы относительная);достижимость цели;соответствие темы реальным силам и опыту учащегося, его уровню как ученика;наличие возможности найти принципиально новую информацию; личный интерес участников исследования;опора на индивидуальные способности учащегося;решаемость проблемы через привлечение местных ресурсов, личных архивов;возможность для продолжения исследования;наличие проблемы, по которой проводится исследование, непосредственно в школе или в селе, в районе. Темы исследовательских работ История одной медали. ( На основе личных архивов, мемуаров, воспоминаний очевидца событий).Какова роль собак в годы войны? ( личный интерес + воспоминания ветерана, литература, Интернет).Воспитание ребёнка в многодетной семье: стереотипы и реальность.Использование элементов сюжета трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в повести Щербаковой «Вам и не снилось». (сравнительный анализ).Сходство и различие сюжетов и образов в сказке «Белоснежка» братьев Гримм и в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. ( сравнительный анализ)Поэтическое творчество старшеклассников.Влияние читательских предпочтений старшеклассников на их поэтическое творчество.Динамика имён Черемшанского округа с 1990 по 2010 год. Как влияет характер человека на его почерк?Влияние знаний о значении букв на каллиграфические навыки школьника. Темы исследовательских проектов Влияние мультфильмов на культуру речи младшего школьника.Презентация школьных поэтов.Влияние употребления ненормативной и сниженной лексики на здоровье человека.Увеличение срока эксплуатации автомобильных аккумуляторов в условиях их использования в качестве альтернативного источника электроэнергии. ( Создание контроллера для аккумулятора, подсоединённого к солнечным модулям).Альтернативное строительство на территории Черемшанского округа.Бессмертный полк. (Поиск информации в Интернете о местах гибели и захоронения людей, ушедших на фронт из Черемшанского округа, создание списка солдат ВОВ для стены памяти, транспарантов).Моя семья в годы войны ( личный архив + сайты «Победители», «ОБД Мемориал») .Наглядные пособия на уроках физики. Влияние двигательной активности на успеваемость и здоровье ученика. Творческие коллективные проекты На страже Отечества: история Российских войск.Осенний бал.Общественный смотр знаний.Мастер каллиграфии.День ремёсел и искусств. ( День мастер-классов разных ремёсел и искусств с последующей презентацией).День здоровья. Проведение аналогий во времени путём поиска похожих фактов, явлений (отношения Солженицын – Твардовский, Достоевский-Некрасов).выявление общих мотивов в произведениях, посвящённых одной и той же теме, написанных русским и зарубежным автором;рассматривание одного и того же общественного процесса на отдалённых друг от друга территориях (например, многодетность, миграционные процессы и т.п.);исследовать явления, происходящие непосредственно с теми, кто рядом (например, жизнь в отсутствии электричества и влияние её на уровень образования школьника, семейная форма обучения, социальная активность населения в разных округах и т. д.);внимательно изучать интересы учеников ( например, увлекается разведением аквариумных рыбок, любит фентези, выращивает кристаллы, влюблён, коллекционирует что-то и т. п.);сравнивать процессы, явления, наблюдаемые в своей школе с аналогичными явлениями и процессами в школе, находящейся, например, в Красноярске ( система ценностей, профессиональная ориентация современного школьника и т.п.) В поисках новизны исследования