Профессиональная самореализация педагога через проектно-исследовательскую деятельность ДО
Профессиональная самореализация педагога через проектно-исследовательскую деятельность дошкольной организации
Как выстроить Развивающийся детский сад:
В котором ребенок реализует свое право на развитие;
Педагог развивает свои профессиональные качества;
Методист обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;
Коллектив работает в творческом поиске?…Этот вопрос волнует каждого методиста ДО.
В последние годы система образования в Казахстане претерпевает существенные изменения. Эти сложные проблемы требуют изменения в управлении. Мы ее понимаем как систему, в которой достигаются результаты, определенные и согласованные всеми членами коллектива. Это требует внедрения механизмов социального партнерства в повышении ответственности за образовательные услуги.
Проблемы с которыми, сталкиваются большинство детских садов:
Низкий уровень притязаний, как следствие, преждевременное ощущение самореализации у опытных педагогов;
Отсутствие перспектив в изменении профессионального статуса у молодых;
Низкий уровень коллективных форм организации.
Цель моей статьи – как можно повысить корпоративную социальную ответственность (КСО) через проектную деятельность, развить навыки профессиональной самореализации, мобильности, повышающие ценность и конкурентоспособность педагогического труда.
Задачи исследования:
Поддержка заинтересованности, побуждение к активности педагога.
Создание команд для решения различных проблем.
Делегирование полномочий внутри коллектива.
Работу начали с изменения структуры методической службы. Для слома стереотипов, перевооружения сознания использовали как наглядное пособие картинку в бизнес - портале, в эпоху рыночной экономики нельзя не воспользоваться этими рекомендациями об увеличении КПД каждого члена коллектива. Педагоги могут реализовать свои способности в деятельности методического, экспертного советов, школы молодого воспитателя, согласно сил и способностей. Например, творческая группа «Флешка» отслеживает использование ИКТ технологий, работу педагогов со СМИ. Творческая группа «Полиглот» может отслеживать качество выполнения образовательной программы по полиязчному воспитанию.
Подготовлена нормативная база под это: положения, приказы, планы, рейтинговая система. В конце года на педсовете освещаются результаты мониторинга деятельности педагога и степень участия.
Методисту важно понять – один в поле не воин. Если сравнить в 2009-2010 учебном году в органах самоуправления участвовало 20% педагогов, в 2013 г.-80%, в 2016 году – 95%.
Проектная деятельность окажет помощь в выработке одного из главных свойств личности: потребность активно действовать, быть значимым для других.
Важно подобрать такие инструменты управления качества, чтобы достичь максимальной эффективности, производительности труда. Для этого в течение 5-6 лет применяем технологию Сергея Степанова, доктора психологических наук, профессора Высшей школы экономики и менеджмента. Методика базируется на элементах рефлексивных практик. Главное – выбраться из наезженной колеи. В основе - метод проблемного обучения, которое основывается на размышлении об актуальных «горячих точках» в жизни детсада.
Алгоритм такой.
1. Сначала – индивидуально. Выписываем на листок не больше трех проблем, которые его тревожат больше всего. В течение пяти минут. Совет ведущему: не терять темп.
2. После этого объединяемся в пары и выбирают две-три проблемы, которые будут заявлены от пары.
3. Дальше пары объединяются в четверки и обсуждают предложенные каждой парой проблемы, выбирая из них две самые насущные.
Все проблемы обязательно нужно записать на доску, на большой лист.
Если заявленные проблемы тривиальны: бумажная волокита, трудные дети, родители. Тогда попробуйте преодолеть их стереотипное восприятие.
Сначала нужно выстроить их по степени значимости. Разделить на три группы. Каждая пусть выберет одну из самых важных проблем. Задача каждой группы – определить, почему проблемная ситуация никак не разрешается, повторяется с удручающим постоянством из года в год. Определив причины, группа должна наметить пути решения проблемы.
Мы рекомендуем не затягивать мероприятие, даже если ведете его профессионально. Следующая встреча начинается с мини-докладов групп: анализ причин и предложения по поводу выхода из проблемной ситуации, которые записываются на доску - смысловое поле. Это - жесткое правило. Предложения должны получить практическое воплощение: договориться, когда, в какой последовательности будут реализовываться программы, кто каким пунктом будет заниматься, кто будет контролировать результат.
Так создавалась наши программы индивидуального сопровождения ребенка, полиязычного развития и другие, составленные воспитателями и специалистами.
Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей – в зоне особого внимания. 15 детских исследовательских проектов на социально-значимые темы, стали призерами ежегодных областных научно-практических конференций «Инновации и дети» для детей от 6 до 18 лет:
1. «Летите голуби, летите»;
2. «Солнце - большая печь»;
3. «Берегите первоцветы» ;4. «Чудеса Зимнего сада»;
5. «Огород круглый год»;
7. « Комнатные растения – наши друзья»;
8. «Мыслями и словом очистим планету»;
9. «Не навреди живому» ;10. Рациональное потребление воды»;
11. «Ванна или душ»;
12. «Черви - нелюбимые животные» и др.
Более 20 методических разработок педагогов, которые прошли процедуру рецензирования на городском и областном уровне также свидетельствуют о творческой плодовитости коллектива.
Содержательные аспекты методической службы дошкольной организации осуществляются через авторские методические пособия
«Программа индивидуального сопровождения».
«Диагностический материал по развитию элементарных математических представлений».
«Ознакомление дошкольников с миром наук».
«Патриотическое воспитание дошкольников».
«Модель устойчивого развития дошкольников через ознакомление с природой и экологией».
«Диагностический материал по ознакомлению с окружающим, экологией».
«Игра как средство патриотического воспитания дошкольников».
«Ознакомление дошкольников с миром общения».
«Нравственное воспитание дошкольников».
«Развитие математического воображения».
«Работа с одаренными детьми».
«Коррекционная работа с детьми с СДВГ»
«Сокровищница духовной жизни. Хрестоматия для семейного чтения».
«Театрально-музыкальная деятельность дошкольников».
«Сенсорное воспитание дошкольников».
Программа индивидуального сопровождения.
Воспитание творческих способностей через нетрадиционные виды изобдеятельности.
«Нравственное воспитание дошкольников через работу минимузея».
«Фитболгимнастика» и другие.
Возрос качественный состав педагогов, квалификационный уровень педагогов с 30% в 2010 году до 38 – в 2014году, в 2016 году – 50%. 100% педагогов дошкольной организации вовлечены в исследовательскую деятельность через план по самообразованию