Обобщение опыта работы по теме Роль классного руководителя в сплочении детского коллектива


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Обобщение опыта работы
по теме:
«Роль классного руководителя в сплочении детского коллектива»
Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3
Дивеевой Танзили Тимерхановны
Бирск 2012
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Василий Ключевский
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.
Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Имени первого учителя ребёнок не забывает никогда!
Правильно сказал Роберт Рождественский, что профессия учителя -«профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём. Словом, быть социально успешным человеком. 
Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать.
Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей.
Главные принципы моей работы: 
• «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили. • «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх • «Терпение и труд все перетрут». 
Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников». Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. Всё, что им сделано, остаётся жить в нем самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность на земле. 
Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность. 
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». 
Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. 
Вместе с детьми искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам. Стараюсь стать каждому близким человеком, которому ребёнок доверяет то, чего не может доверить даже родителям. Иногда родители видят своего ребенка маленьким, беспомощным, несамостоятельным, безответственным человечком. А в школе он проявляет себя иначе, при помощи специально организованных семейных праздников родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, умение не бояться большой аудитории. 
Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Наглядный пример этому – проведение праздников «Моя семья – мое счастье», «Мой родной город Бирск». Дети занимались поисковой деятельностью - собирали фотографии, узнавали интересные факты, писали сочинения на заданные темы, поразившие и тронувшие до глубины души не только меня, но и членов своих семей. Такие праздники сближают детей и родителей, учат добру, формируют чувство гуманности. 
Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, городских экологических конкурсах и конференциях, спартакиадах младших школьников, занимают призовые места. 
Своей задачей считаю сплочение детского коллектива. Ребята будут учиться вместе еще много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди. Этому помогает проведение коллективно- творческих дел, проведение родительских собраний совместно с детьми, походы в природу, участие в различных школьных конкурсах. В прошлом году мой класс принимал участие в конкурсе « Лучший урок письма». Гильманов Данил писал сочинение на тему « Письмо в 41 год» и занял четвертое место».Карамов Тимур посвятил своё сочинение 50-летию космонавтики.
Невозможно развить гармонично развитую личность без привития эстетического вкуса. Поэтому мы с учениками часто посещаем цирковые, театральные представления, знакомимся с творчеством башкирских композиторов , посещаем выставки народных умельцев в музее.Со своими учениками провожу тематические классные часы по ПДД, о нравственности, о здоровом образе жизни.8 мая провели Классный час «Дедушкины медали» с приглашением гостей. Были использованы современные информационные технологии.
Я не останавливаюсь на достигнутом .Делюсь накопленным опытом с коллегами. Обобщила опыт на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов по теме «Проектная деятельность во внеклассной работе. Участвовала в семинаре « Преемственность в использовании комплекса технологий образовательных систем дошкольного и начального образования как средство, обеспечивающее реализацию ФГТ и ФГОС НОО, в МБОУ СОШ № 7. В 2009 году выступила с обобщением опыта работы в БИРО перед учителями начальных классов республики по теме «Роль классного руководителя начальной школы». Опубликовала статью «Работа классного руководителя с девиантными детьми. Пока на этой прекрасной Земле будут рождаться и расти дети – жизнь будет продолжаться. Важно, чтобы на их жизненном пути встретился человек, способный помочь в познании этого необъятного мира. Помочь грамотно, соблюдая великие педагогические правила, действующие во все времена: 
- Любите ребенка! - Сопереживайте ему! - Принимайте таким, какой он есть! - Уважайте его! - Одобряйте! 
Под окном кусты сирени приветливо машут своими ветками-крыльями. Деревья и цветы ждут своей поры, когда под яркими лучами солнца они смогут показаться во всей своей красе. Вот и заканчивается очередной учебный год. Мои первоклашки уйдут на летние каникулы. Я буду ждать встречи с ними, с моими любимыми детьми!