Воспитание патриотизма в процессе ознакомления детей дошкольного возраста , особенности такой работы в современных условиях.


Воспитание патриотизма в процессе ознакомления детей дошкольного возраста
муниципального дошкольного образовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым «Детский сад №38 «Улыбка»,
особенности такой работы в современных условиях.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач любого демократического общества. И именно образование является тем институтом социализации, который должен способствовать воспитанию и развитию патриота своей страны, своей Родины. Фундаментом такого воспитания является система дошкольного образования, которая выделена в Федеральном Законе Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» как первая ступень всей системы образования государства.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей и конфессий. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у дошкольника чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Уважение традиций и обычаев разных народов, представителями которых в детском саду  являются воспитанники, – одно из направлений деятельности в воспитательном пространстве МДОУ №38.
Особенно остро такая проблема возникла в Республике Крым в связи с присоединением Крыма к России в марте 2014 года. Ведь до этого периода дети старшего дошкольного возраста, будучи еще совсем малышами, получали знания о другой стране – Украине. И тогда у них воспитывалась любовь к этой стране, им прививалась гордость за достижения этой страны. Они изучали символику этого государства, национальные традиции и культуру украинского народа, которые ставились в центр всей работы по патриотическому воспитанию.
Сейчас стоит вопрос о продолжении такой работы, но немного в другом русле. В настоящее время перед педагогами стоит цель дать как можно больше информации о России как могучем, сильном, демократическом государстве, где не нарушаются основные права других людей на язык, культуру, вероисповедание, где чтят память о Великой Отечественной войне, где уважают ветеранов этой войны и с гордостью и величием празднуют День Победы
К счастью для наших малышей, они живут в Крыму, где проживали испокон веков люди разных народов, разных национальностей и конфессий. И педагоги нашего детского сада воспитывали у своих воспитанников чувство любви к Крыму, к родному дому. Задача педагогического коллектива состояла в том, чтобы дети узнали как можно больше о Крыме и людях, здесь проживающих, воспитании толерантного отношения ко всем окружающим их людям независимо от цвета кожи, глаз и других отличий.
Сейчас перед педагогическим коллективом МДОУ №38 «Улыбка» стоит задача дать детям понятие о России, как большой стране, большой Родине, частью которой является их родной Крым, город Джанкой, развить чувство гордости за огромное государство, которое заботится о них, чувство гражданственности (гордости за то, что они являются гражданами большой страны, которая называется Россией).Перед коллективом ставилась цель дать как можно больше знаний о народностях многонационального Крыма, об их традициях, культуре, о национальных праздниках. Дети получали информацию о самых многочисленных народах полуострова: русских, украинцах, крымских татарах. Дети совместно со взрослыми знакомились с бытом, обычаями, жилищами этих народов. В работе использовали региональную программу «Крымский веночек» под редакцией Л.Г. Мухомориной. Большую роль педагоги детского сада отводили деятельностному подходу, в процессе которого давали возможность детям самим «добывать» информацию по заданной теме. Активными участниками в работе по патриотическому воспитанию, по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста были их родители. Они стали хорошими помощниками и соратниками педагогического коллектива в работе по важному направлению развития и воспитании детей дошкольного возраста. Родители приносили национальную посуду, одежду, предметы быта и др., в результате чего дети узнавали особенности культуры русского, украинского и татарского народов. Воспитатели подготовили презентацию «Жилища народов мира». В 2014-2015 учебном году в МДОУ №38 «Улыбка» был реализованы проекты по темам: «Взаимодействие детского сада с социумом по проблемам патриотического воспитания в условиях введения ФГОС ДО», «Великой Победе посвящается».
В новом 2015-2016 учебном году мы начали работу по патриотическому воспитанию с празднования Дня Российского флага. Был составлен план мероприятий по данной теме.
План мероприятий в МДОУ №38 «Улыбка», посвященных празднованию Дня Российского Флага
№ Содержание работы Ответственные
1 Беседы с детьми старшей и подготовительной групп о Российской символике, истории создания Российского Флага Педагоги старших дошкольных групп
2 Выставки детских поделок: "Российский флаг" Воспитатели старшей и подготовительной групп
3 Использование презентаций, посвященных празднованию Дня Российского Флага с прослушиванием Гимна Российской Федерации, песен о России, чтением стихов Муз руководитель, воспитатели старшей и подготовительной групп
4 Изготовление флажков с российской символикой детьми старших групп в подарок малышам Воспитатели старшей и подготовительной групп
5 Велопробег, посвященный празднованию Дня Российского Флага Муз. руководитель, воспитатели старшей и подготовительной групп
6 Выставки совместных детско-родительских творческих работ: «Россия – Крым» Педагоги всех возрастных групп
7 Творческие занятия по рисованию, изготовлению Российского флага, иных элементов Российской символики Педагоги старших групп
8 Работа с родителями. «Круглый стол» на тему: "История Российского флага" Воспитатели старшей и подготовительной групп
9 Составление фото отчета по проведению мероприятий Старший воспитатель
Все эти мероприятия показали большую результативность в решении вопроса воспитания патриотических чувств. Дети детского сада были непосредственными участниками всех мероприятий, участвовали в подготовке к ним, приносили совместно с родителями изготовленные поделки, с вниманием отнеслись к творческим занятиям. Получилась эффективная, интересная работа, результаты которой надолго останутся в детском восприятии и памяти.