Справка по здоровьесбережению Эффективность работы ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей №14 «Ивушка»
Г.Зеленокумск, Советского района»
Справка по результатам тематического контроля
«Эффективность работы ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста через интеграцию всех видов деятельности
Тематический контроль проводился в соответствии с годовым планом работы учреждения, на основании приказа № то 24.01.2017г. в период с 25.01 - 5.02. 2017года.
Цель контроля: Изучить состояние, эффективность работы педагогического коллектива по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников, внедрению современных здоровьесберегающих технологий.
Объекты контроля:
- планирование воспитательно-образовательной работы;
- выявление уровня знаний у педагогов в сформированности потребности в здоровом образе жизни у воспитанников;
- наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению в развивающей среде группы;
- выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность.
С 25.01.2017 по 05.02.2017 г в соответствии с приказом № по МДОУ-д/с
№14 «Ивушка» от 24.01.17.года была проведена тематическая проверка «».
Во время проверки были проанализированы следующие вопросы:
Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал следующее: планирование воспитательно-образовательной работы с детьми соответствует требованиям программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, расписаны режимные моменты.. В календарных планах педагогов отражено планирование физкультурных занятий, прогулки, двигательной активности в течение дня, индивидуальная работа с детьми по овладению двигательными умениями. В системе планируется утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами, пальчиковая , артикуляционная гимнастики. Всеми воспитателями групп используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, физминутки, гимнастика для глаз, обучение элементам самомассажа. Еженедельно в вечернее время педагоги планируют «динамический час», проводят досуги и развлечения, На каждый день прописаны физкультурно-оздоровительные, закаливающие мероприятия, прогулки, в индивидуальной работе с детьми планируются мероприятия по здоровьесбережению. В основном, задачи по формированию у детей привычки к ЗОЖ планируются в рамках ОД (решаются задачи обучения детей навыкам личной гигиены, безопасного поведения, формирования здорового образа жизни). В системе планируется индивидуальная и коррекционная работа, не остается без внимания и самостоятельная деятельность детей.
В группе раннего возраста воспитатель Т.Г. Исканцева в процессе планирования уделяется внимание организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, закаливающим мероприятиям. Воспитатель широко используют имитационные при мы обучения движениям «Вышла курочка гулять», «Прилетели птички» и др. Но недостаточно внимания уделяется планированию индивидуальной работы с детьми на закрепление ОВД, воспитатель не достаточно планирует коррегирующих гимнастик в утренний и вечерний отрезок времени, не планируются игры малой подвижности.
Проанализировав планирование оздоровительных мероприятий во 2 младшей группе «Радуга» воспитатель Т.А. Лапаева в течение дня отметила, что Т.А. Лапаева планирует оздоровительные мероприятия с детьми в утренний отрезок времени- дыхательная гимнастика «Метелица», «Мы поймали комара», ежедневно воспитатель планирует как пальчиковую гимнастику так и гимнастику для глаз на занятиях в вечернее время дня «Пальчики здороваются», массаж рук во время занятий по ИЗО «Строим дом», « оздоровителные игры «Веселые зверята». Планируется и проводится ежедневно гимнастика пробуждения: «Потягушки», «Лодочка».
При анализе планирования выявилась очень интересная тенденция, разные виды гимнастик используются педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно и очень радует, что воспитатель подбирает все оздоровительные гимнастики в стихотворной форме по тематической неделе.
Хочется отметить так же воспитателя 2 младшей группы «Колокольчик» О.А. Лепехину, воспитатель большое внимание уделяет планированию подвижных игр, как основной двигательной деятельности детей дошкольного возраста планируются воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов, систематически педагог планирует и проводит разные виды гимнастик в режиме дня: Гимнастика для глаз «Далеко - близко», “Письмо носом”
Воспитатель планирует и проводит с детьми самомассаж – точечный, в игровой и стихотворной форме, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Различные виды гимнастик планируют и педагоги средних групп «Бабочка» Т.И. Кравченко и «Пчелки» Е.В. Столярова дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.
Для дыхательных упражнений педагоги используют воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей. Очень интересную методику по расслаблению детей выбрала Е.В. Столярова планирует с детьми «Минуты шалости» - игры для поднятия настроения. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. т.к. это игровая терапия которая, является наиболее эффективным методом развития эмоций у детей. Хочется отдельно отметить воспитателя средней группы «Бабочка» Т.И. Кравченко которая планирует корригирующую гимнастику включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
Очень радует, что воспитатель старшей группы Ю.А. Лазарева параллельно с физическим развитием планирует в работу с детьми по обучению основам культуры здоровья. Валеологический материал включается в структуру ОД по физическому развитию, дается детям в форме бесед в утренние отрезки времени, что способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Полученные знания дети закрепляют в дидактических, сюжетно-ролевых играх.
Изучив календарный план воспитателя подготовительной группы «Сказка» А.И. Охмат отметила, что воспитатель не планирует дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, нет совместной работы с детьми в изготовлении нестандартного спортивного оборудования, но планирует и эффективно проводит профилактику асоциального поведения. Су – джок терапия. Су-Джок массажный шарик, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников. Воспитатель проводит с детьми самые разнообразные упражнения, сопровождая все движения стихотворным текстом. Занимаясь с массажером, одновременно стимулируются речевые зоны коры головного мозга и развивается мелкая моторика рук.
Использование массажера Су-Джок во время занятия помогает воспитателю поддерживать интерес и увеличивает время активного внимания детей на занятии и вне занятий. Но в планах подготовительной группы не планируется в вечернее время дня «Динамический час», не планируются досуги и развлечения, «Неделя здоровья».
Вывод:
Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, в планах расписаны все режимные моменты, педагоги используют в основном традиционные здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на предотвращение переутомления у детей. Очень редко включают в образовательный процесс технологии обучения ЗОЖ ( игротерапия, разные виды массажа и самомассажа) и практически не применяют в своей работе коррекционные технологии (музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, реалаксация), которые направлены на снятие эмоцинального напряжения ребенка.
Рекомендации: педагогу младшей группы Т.Г. Исканцевой ежедневно планировать индивидуальную работы с детьми на закрепление ОВД, планировать коррегирующую гимнастику в течение дня и вписывать в план игры малой подвижности.
Всем педагогам планировать в своей работе коррекционные технологии (музыкотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, реалаксация) для снятия эмоцинального напряжения ребенка
У каждого педагога в группе имеется микро методический кабинет, в котором воспитатели подбирают, накапливают, систематизируют, а также разрабатывают новые формы работы с детьми по здоровьесбережению. У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна. Все воспитатели знают программные задачи и методику работы по области «Физическое развитие».
У воспитателей Т.А. Лапаевой, О.А.Лепехиной - «Игровой массаж» А.Уманская, К. Динейки; «Поиграем с носиком» методическое пособие, папки с комплексами:
- утренней гимнастики,
- гимнастики для глаз,
-дыхательной гимнастики;
У воспитателя старшей группы Ю.А. Лазаревой – «Модель физкультурно-оздоровительного образования у старших дошкольников» - Л.В. Гаврилова, «В стране здоровья» - А.Д. Федоренко, В.Т. Лободин; у воспитателя Т.И. Кравченко имеется литература: «Здоровьесберегающие образовательные технологии» - новые стандарты; «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова; «Зеленый огонек здоровья»
М.Ю. Картушина. « Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет».ТЦ Сфера, 2004г., О.И. Бочкарёва. «Система работы по формированию здорового образа жизни.» движение и речь. Разработки занятий.» Волгоград: ИТД « Корифей»2005г ., О.Н. Арсеневская. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду». Волгоград. Изд. « Учитель» 2010г.
В младших группах «Радуга» воспитатель Т. А. Лапаева, « Колокольчик» воспитатель О.А. Лепехина разработаны папки по здоровьесбережению в которых подобран материал по заливанию детей, конспекты физкультурно – оздоровительных мероприятий и дидактические игры, во всех группах имеются папки с гимнастиками пробуждения, утренними гимнастиками, пальчиковыми гимнастиками и гимнастиками для глаз. В средних группах «Пчелки» воспитатель Е.В. Столярова и «Бабочка» воспитатель Т.И. Кравченко мини-метод кабинете имеется материал по закаливанию детей, комплексы различных гимнастик, разработки нестандартных занятий, но мини-метод кабинет не достаточно оснащен литературой здоровьесберегающей тематики, а также нет литературы валеологического характера, а вот в старшей группе «Солнышко» воспитатель Ю.А. Лазарева подобран и накоплен материал валеологических занятий, подвижных игр, презентаций, мультимедийными роликами о спорте и знаменитых спортсменах.
Вывод: отрадно отметить, что у всех педагогов имеются мини-метод кабинеты, в которых подобрана разнообразная литература по здоровьесбережению и физическому развитию.
Рекомендации: воспитателям средних групп Т.И. Кравченко и Е.В. Столяровой пополнить мини-метод-кабинет литературой валеологического характера
Срок: до конца марта
всем воспитателям систематически пополнять мини-методкабинет новинками литературы по здоровьесбережению, разработками нестандартных занятий, литературой валеологической тематики.
Срок: постоянно
Проблему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми. Во всех группах ДОУ созданы здоровьесберегающие условия, учебный процес строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. Практически все педагоги ДОУ хорошо владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. Правильно организованная и подготовленная утренняя гимнастика является значительным фактором оздоровления детей, а также рабочего настроя детского организма на текущий день. Наблюдение утренней гимнастики показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом. Комплексы утренней гимнастики хорошо знакомы детям, содержат упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия, даются в определённом темпе. Педагоги используют точные команды и распоряжения во время проведения утренней гимнастики, правильный показ, краткие и понятные объяснения. В младшей группе «Кроха» воспитатель Т.Г. Исканцева и воспитатели 2 младших группах «Радуга» и «Колокольчик» проводят утреннюю гимнастику в игровой форме, с использованием художественного слова и игровых приёмов. Старшие группы при проведении зарядки использовали предметы: мячи, скамейки и кубики. Воспитатель средней группы «Бабочка» продемонстрировала умение детей выполнять зарядку парами, что позволило детям самим, как в отражении зеркала видеть и исправлять ошибки в выполнении упражнений. В средней группе «Пчелки» на ОРУ использовалось художественное слово, загадка. Воспитатель старшей группы «Солнышко» использует разнообразные приемы обучения ОРУ: объяснение, показ педагогом, частичный показ детьми. Воспитатели следят за темпом выполнения упражнений, регулируют дыхание детей. Во всех группах при проведении утренней гимнастики используется музыкальное сопровождение.
Воспитатель подготовительной группы Охмат А.И. подбирает физические упражнения с уклоном на силу, быстроту, выносливость, ловкость, так как именно эти физические качества важны для детей, готовящихся к переходу в школу.
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям педагоги используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии.Педагоги при проведении занятий по ФИЗО применяют и разнообразный спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». В целях оздоровления детей во всех возрастных группах проводятся музыкальные и физкультурные занятия. Изучение организации и проведения ОД по физическому развитию детей в разных возрастных группах показало, что в ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Воспитатели соблюдают и напоминают детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения по ОВД. В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины. Контроль за дыханием воспитанников педагогами во время занятий по ФИЗО осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. На занятиях старшей группы «Солнышко»прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки
У старших дошкольников сформированы физические качества, необходимые для выполнения общеразвивающих упражнений, которые подбираются с учётом их последовательного влияния на различные группы мышц. Основные движения доступны уровню развития детей, направлены не только на отработку навыков разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, но и воспитание такого волевого качества, как самостоятельность. Однако, следует отметить, что дисциплина на физкультурных занятиях средней группы «Пчелки» воспитатель Е.В. Столярова, старшей группы «Солнышко» воспитатель Ю.А. Лазарева и подготовительной группы «Сказка» - воспитатель А.И. Охмат объект, на который должно быть направлено внимание воспитателей данных групп. Эта работа должна проводиться не только в процессе ОД по физическому развитию, но и в процессе повседневной жизни каждой возрастной группы. Тем более, что в условиях недостаточного руководства двигательной деятельностью детей у некоторых из них проявляется повышенная двигательная активность, что является источником конфликтных и травмоопасных ситуаций на занятиях по ФИЗО и в условиях ограниченного пространства.
Хочется отдельно отметить занятия музыкального руководителя Н.А. Колегаеву, во время ОД музыкальный руководтель активно применяет здоровьесберегающие технологии:
1. Валеологические песенки распевки, с которых часто начинается НОД. В данном случае используются мелодии, состоящие из мажорной гаммы, поднимают настроение, задается позитивный тон к восприятию окружающего мира («Доброе утро», «Трям-трям», «Я иду и пою», «Цветочек», и др.).
2. Дыхательная гимнастика.
Включаются упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. Суть этих методик в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц. В результате частом использования данных методик повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей («Погончики», «Насос», «Кошка», «Большой маятник» и др.).
3. Артикуляционная гимнастика.
Основная цель гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции («Котик рыжий», «Жаба Квака», «Погреемся» и др.)
4. Фонопедические упражнения. Основаны на разработках В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрогмального, брюшного дыхания, стимулирующего гортанно-глотальной аппаратной деятельности головного мозга («Посчитаем», «Вопрос- ответ», «Голоса вьюги», «Ракета» и др.)
5. Проводится регулярно игровой массаж. Приемы массажа очень полезны детям. Делая самомассаж ребенок воздействует на весь организм в целом. Используя игровой массаж А. Уманской, М. Картушиной, А. Галановой повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует веретососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (точечный, ауточечный массаж).
6. Пальчиковые игры и сказки, которые развивают речь ребенка, его двигательные и координационные способности пальцев рук. Здесь происходит соединение пальцевой пластики в выразительных мелодическим и речевым интонировании («Мячик», «Куклы спят», «Веселый художник», «Поросенок» и др.)
7. Речевые игры позволяют детям овладеть всеми средствами музыкальной выразительности, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым. Использую игры Т. Боровика и Т. Тютикпиковой текст поется или декламируется хором, соло, дуэтом. Кроме этого используются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Сонорные и колористические средства. («Дождь», «Снег», «Фома», «Пчелы водят хоровод», «Кухонный оркестр», «Теремок», и др.)
8. Музыкотерапия. Слушанье, правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Данный раздел проводится по Н. Ефименко (Комплексы упражнений «Зайчата», «Котята», «Баюкалка», «Колыбельная медвежат», «Просыпайтесь глазки», и др.)
ОД с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективена, т.к. помимо развития музыкальных способностей детей – активно укрепляет его физическое здоровье. Дети с удовольствием откликаются на оздоровительные игры и упражнения, которые приносят им огромную радость и пользу для здоровья.
В рамках тематической проверки были организованы просмотры проведения подвижных игр. При подборе игр педагоги учитывают, возраст и физические возможности детей, следят за тем, чтобы дети не переутомлялись, повторяют игру не более трёх раз. Наблюдения позволили выяснить, что дети активно включаются в подвижные игры, знают их содержание, стремятся к выполнению правил. Однако, приёмы руководства играми только частично соответствуют методике проведения. Обращают на себя следующие недочёты во время занятий и проведения подвижных игр:
- Все без исключения педагоги не заостряют внимание на повторении или уточнении правил игры, только в старшей группе «Солнышко» и в средней группе «Бабочка» педагоги предложили детям самостоятельно выбрать ведущего считалочкой, в группах «Радуга» и «Бабочка» использовали атрибуты для подвижной игры;
- Физкультурный зал перед началом занятий проветривает музыкальный руководитель, а не педагоги;
- Вопросы дисциплины на занятиях в группе «Пчелки», «Солнышко», «Сказка» педагогами оставались без должного внимания;
- Педагог 2 младшей группы «Радуга» Т.А. Лапаева и педагог средней группы «Пчелки» Е.В. Столярова, педагог старшей группы Ю.А. Лазарева и педагог подготовительной группы «Охмат А.И. во время проведения занятий по ФИЗО не делают акцента на качество выполнения детьми основных видов движений, предусмотренных требованиям ; не слышно комментариев, например, «Вы бегаете, не наталкиваясь друг на друга», или «Вы стараетесь держать равновесие» или «Вы не выполняете правила игры». Необходимо помнить, что ценность подвижных игр на прогулке и во время занятий для педагога состоит в том, что подвижные игры позволяют закрепить основные движения, освоенные на занятиях физической культурой.
Вывод: Воспитатели знают программные задачи и методику работы по разделу «Физическое воспитание». Работа по развитию у детей двигательной активности в разных видах деятельности в режиме дня ведется на должном уровне.
Физкультурные занятия проводятся на должном уровне: структурные части соответствуют типу занятия; осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств. Достаточно грамотно планируют и организовывают двигательный режим детей в течение дня.
Рекомендации:
1.Воспитателю старшей группы «Солнышко» и подготовительной группы «Сказка» применять на утренних зарядках разнообразные предметы
Срок: постоянно
2.Всем воспитателям разнообразить проведение физкультурных занятий в нестандартной форе.
Срок: постоянно.
3. Воспитателям средней группы «Пчелки» - Е.В. Столяровой, старшей группы «Солнышко» Ю.А. Лазаревой, подготовительной группы «Сказка» А.И. Охмат в целях формирования навыков дисциплинированности на занятиях по физкультуре необходимо сделать подборку игр по группам на сосредоточенность и произвольность внимания.
Срок: до конца марта.
Организация развивающей среды в ДОУ строится с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности перед педагогическим коллективом встал вопрос о разнообразии самостоятельной двигательной активности детей, побуждению их к фантазии, творчеству, самостоятельности.
В оформлении групп и подборе игрового материала воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию.Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей.
В группе младшего возраста «Кроха» воспитаель Т.Г. Исканцева создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению. Оборудование и материалы, которые есть в уголках развивающей среды: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шары,платочки, шнур длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Во второй младшей группе «Радуга» предметно-развивающая среда построена по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков. Для снятия психического напряжения и поднятия настроения у Т.А. Лапаевой в группе создана коробочка «Мирилочка», стульчики плохого и хорошего настроения. Во всех уголках группы разложены мелкие тренажеры и массажеры «Ёжики» для свободного использования детьми..
Воспитатель 2 младшей группы «Колокольчик» О.А. Лепехина создавая предметно-развивающую среду, опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Развивающая среда обогащена такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Группа разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей, в каждом микро - центре имеются различные тренажеры для свободного использования детей: различного вида массажеры, шарики для массажа рук, ребристые палочки для массажа стопы ног.Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.Функции предметно-развевающей среды в данной группе:Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;Речевая – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации. Хочется отдельно отметить предметно-развивающую среду группы «Пчелки» воспитатель Е.В. Столярова, развивающая среда данной группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Воспитатель построил среду так, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами. Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, воспитатель старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровую среду педагог меняет со сменой педагогических задач.
В средней группе «Бабочка» воспитатель Т.И. Краченко созданы благоприятные условия для повышения двигательной активности детей, проведения физкультурно- оздоровительных и профилактических мероприятий.
Преимущество такой созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
В шумном пространстве игровой комнаты имеется островок тишины и спокойствия имеется «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, в котором имеются мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Для успешного решения задач физического воспитания в старшей группе «Солнышко» воспитатель Ю.А. Лазарева оборудование и содержание развивающей среды определяет программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. При создании развивающей среды воспитатель ставила перед собой задачу: научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию данного развивающего пространства.
В группе имеется очень интересный «Центр уединения» Задачи: выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Ребенок может отдохнуть, побыть наедине с собой, поиграть в дидактические игры, посмотреть книжку или просто помечтать, снижение уровня тревожности, психологического напряжения, повышение настроения.Материалы и оборудования: Баночка «Агрессии», зеркало, игры «Эмоции», «Мое настроение», семейные фотоальбомы, мягкие игрушки, игрушки сделанные своими руками, камушки.
Чтобы создать развивающую среду более востребованной воспитатель подготовительной к школе группы «Сказка» - Охмат А.И. , для увеличения режима двигательной активности пополнила среду самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала для профилактики зрения.
Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.
Цель: Профилактика зрения. (Его можно прикрепить на потолк, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).
Физические уголки
Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком), имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.
Такие центры пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В младшей группе «Кроха» воспитатель Т.Г. Исканцева есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики ёжики; мешочки , наполненные горохом для рук; массажные коврики ; массажные варежки; кегли; скакалки; верёвки, шнуры; сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.
Разнообразно содержание физкультурного уголка в средних группах «Пчелка и «Бабочка»» (воспитатели Т.И. Кравченко и Е.В. Столярова) педагоги изготовили своими руками нестандартное оборудование кольцебросы, тренажеры для дыхательной гимнастики «Метель». В спортивных уголках данных групп находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений, поэтому в центре у этих педагогов есть маски для игр, в основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметы для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
Чтобы развивающая среда стала более востребованной воспитатель подготовительной к школе группе «Сказка», пополнила самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала:
« Калейдоскоп»
Материал: пластиковая бутылка, трубочка, мелко нарезанная фольга.
Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку
«Дорожка трансформер»
(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)
Цель: Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня
Во всех группах в спальной комнате имеется «Тропа здоровья» составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это коврики резиновые и шерстяные, лотки, наполненные каштанами, галькой, ребристые доски и мн.др. Но хочется отметить, что физкультурные уголки во всех группах практически не укомплектованы нестандартным оборудованием к занятиям по ФИЗО.
Выводы:
-здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.
Рекомендации: всем педагогам ДОУ пополнять и разнообразить развивающую среду нестандартным оборудованием для занятий по физической культуре (маты, мягкие модули для прыжков в высоту, спортивные тоннели).
Срок: постоянно.
Ответственные: все педагоги
Работа с родителям: Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Педагогами детского сада соблюдается целенаправленный системный подход в расширении информационной культуры родителей
На протяжении многих лет педагоги ДОУ ведут активную работу по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Для ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, в ДОУ проводятся: «День открытых дверей», использование информационных технологий, выставка методической литературы по формированию основ здорового образа жизни;
На момент проверки в «Уголках для родителей» всех возрастных групп выставлена информация, отражающая физкультурно-оздоровительную работу в детском саду:
В первой младшей группе «Кроха» воспитатель Т.Г. Исканцева «Расти здоровым, малыш!», «Закаливание-основа здоровья ребенка», во 2 младших группах «Радуга» и «Колокольчик» воспитатели предложили для родителей информацию «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «Путь к здоровью - каждый день!», «Как играют дети», «Главная игрушка в жизни ребенка- мяч».
Разнообразна наглядная информация по организации двигательной активности дошкольников дома и на улице, у воспитателей средних групп «Бабочка» и «Пчелки» советы «Гимнастика после дневного сна в выходные дни», «Профилактика нарушения осанки», «Личная гигиена ребёнка».
Организация физкультурных занятий в детском саду»
Воспитатель старшей группы «Солнышко» предложила вниманию родителей информацию «Родители и педагоги - главные союзники в работе ДОУ» по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Педагоги старшей и подготовительной группы провели спортивный досуг вместе с папами «Сильным, ловким вырастай!», приурочив его к 23 февраля.
В каждой группе проведено родительское собрание. «Как помочь ребенку сохранить здоровье». Но хочется отметить, что воспитатели не информируют родителей по оздоровительной работе в группе на сайте ДОУ.
Вывод: все педагоги ДОУ ведут информационную работу с детьми по оздоровлению детей, но не информируют родителей по оздоровительной работе в группе на сайте ДОУ
Рекомендации:
Обновить информацию по модели физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, памятки для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни воспитанников.
Срок: постоянно
Ответственные: все педагоги
Постоянно информировать родителей на сайте ДОУ по модели физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, памятки для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни воспитанников.
Срок: постоянно
Ответственные старший воспитатель и воспитатель старшей группы Ю.А. Лазарева.
3. Воспитателю подготовительной группы «Сказка» изучить и внедрять в практику своей работы опыт работы воспитателя старшей группы «Солнышко» Ю.А. Лазаревой. «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности, как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО» (из опыта работы Ю.А. Лазаревой).
Ответственный: воспитатель Ю.А. Лазарева
ВЫВОД: работу педагогического коллектива по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников, внедрению современных здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО признать удовлетворительной.
Проверку провела старший воспитатель – Т.В. Кинева _______________
15