План – конспект урока по физической культуре в 8 классе. Раздел лыжная подготовка.
МБОУ «ООШ» д. Захарвань
План – конспект
урока
по физической культуре
в 8 классе
Раздел «Лыжная подготовка»
Составитель:
учитель физической культуры Голубчиков А.С.
16 ноября 2016 год
Конспект урока №__
Тема урока: Обучение технике одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции 1000м
Задачи:
1. Повторение правил о дыхании при ходьбе на лыжах, правил поведения на уроках лыжной подготовки.
2. Повторение техники строевых упражнений с лыжами, на лыжах.
3. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода
4. Обучение технике одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции 1000м
Место проведения: спорт. площадка
Инвентарь и оборудование: лыжи, лыжные палки.
Ход урока.
1.Подготовительная часть урока – 5-12 минут.
1. Построение, приветствие.
2. Сообщение задач урока.
3. Комплекс ОРУ. Построение в рассыпную. Повторение техники строевых упражнений с лыжами, на лыжах.
Построение выполняется по команде «Становись!» По этой команде скрепленные лыжи ставятся у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и удерживаются с небольшим наклоном вперед правой рукой за грузовые площадки.
По команде «Равняйсь!», прижимая лыжи к плечу, повернуть голову направо. При команде «Смирно!» принимается строевая стойка: голова прямо, носки лыж слегка подаются вперед. По команде «Вольно!», ослабив одну ногу, принимается свободное положение. При поворотах на месте по предварительной команде лыжи приподнимаются, после поворота опускаются на снег.
При передвижении в пешем строю переноска лыж может осуществляться на плече. По команде «Лыжи - на плечо!» (она выполняется в два приема) скрепленные лыжи поднимают правой рукой и кладут на левое плечо скользящими поверхностями вперед и, подхватывая их левой рукой за нижние концы, опускают правую руку.
Из положения лыжи на плече переход в строевую стойку выполняется по команде «Лыжи - к ноге!». По этой команде правой рукой берут лыжи выше креплений и опускают их вниз, пятками к носку правой ноги, одновременно придерживая левой рукой выше кисти правой; затем левую руку опускают, а правой ставят лыжи на снег.
Подготовка к длительному пешему передвижению с лыжами происходит со скрепленными лыжами и палками. Лыжи скрепляются по команде «Лыжи скрепить!». По этой команде взять лыжи за грузовые площадки: правую лыжу - правой рукой сверху, левую лыжу - левой рукой снизу, продеть правую лыжу носком под ремни креплений левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть палки кольцами на носки лыж. При длительном передвижении в пешем строю лыжи могут переноситься в положении «под рукой». Для этого из строевой стойки верхние концы лыж наклоняют вперед-вниз, удерживая их правой рукой за палки около креплений, а левой со стороны скользящей поверхности - у грузовой площадки. Затем лыжи поворачиваются скользящей поверхностью вперед и прижимаются локтем правой руки к боку, одновременно левая рука четким движением опускается вниз. Носки лыж удерживаются на уровне колен. Этот прием выполняется по команде «Лыжи - под руку!».
Все эти команды выполняются со скрепленными лыжами, если на них установлены полужесткие или мягкие крепления. Скрепить гоночные лыжи с современным жестким креплением с небольшой дужкой таким способом невозможно. В этом случае для длительной переноски лыжи складываются скользящими поверхностями и связываются тесьмой у носков и пяток лыж. С этой целью можно использовать специальные резиновые жгуты или полоски с крючками. Палки продеваются под крепления, и кольца надеваются на носки лыж. Можно переносить палки отдельно от лыж в другой руке, лыжи при этом удерживаются вертикально за середину.
При построении класса в одну шеренгу, колонну по одному, различные перестроения с лыжами в руках выполняются обычным способом по командам строевого устава: лыжи при этом приподнимаются. При любом способе переноски лыж при подаче команды «Стой!» строй останавливается, и лыжи ставятся к ноге без дополнительной команды.При необходимости положить скрепленные лыжи на снег подается команда: «Лыжи положить!» При построении в одну шеренгу лыжники делают шаг (выпад) левой ногой вперед, оставляя пятки лыж и правую ногу на месте, кладут лыжи на снег и возвращаются в исходное положение. При построении в две шеренги первая вначале делает два шага вперед, затем обе шеренги одновременно кладут лыжи.
Для того чтобы взять лыжи, вначале подается команда «К лыжам!», а затем - «Лыжи взять!» Выполняя первую команду, лыжники становятся у пяток лыж слева, по второй команде с шагом левой ногой вперед берут лыжи правой рукой за грузовые площадки и, выпрямляясь, приставляя левую ногу, возвращаются в строевую стойку.
Постановка на лыжи выполняется после размыкания строя на необходимые интервалы и дистанцию по команде «На лыжи становись!». Сначала снимают палки с лыж и втыкают в снег справа (или кладут кольцами назад); затем разъединяют лыжи, и, положив их справа и слева от себя, лыжники встают на лыжи и прикрепляют их к обуви, берут палки и принимают строевую стойку.
а) Ходьба на месте с акцентированными махами руками.
б) В стойке ноги врозь, пружинящие приседания, руки вперед.
в) Наклоны туловища в стороны, вперед и назад, руки на поясе.
г) Круговые движения руками вперед, назад.
д) Поочередные выпады вперед, руки в стороны.
е) Прыжки со сменой ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук
2. Основная часть урока – 28-35 минут.
1. Обучение технике одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции 1000 м.
Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении - на пологих спусках, при плохом - на спусках средней крутизны. Кроме этого, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками.
Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия), так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода.
Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых).
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом:1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.Цикл движений повторяется.
Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, и обучение проводится целостным методом. Однако перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте. При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Палки ставятся на снег активным движением, почти «ударом». Очень важно сразу создать жесткую систему передачи усилия отталкивания на скользящие лыжи (руки - туловище - ноги - лыжи).
Толчок начинается с наклона туловища («навала») на палки и заканчивается резким выпрямлением рук. В то же время ноги в коленях слегка согнуты и жестко «закреплены» - сгибание или разгибание ног приводит к уменьшению силы отталкивания. Обучение этому ходу удобно проводить на ровном пологом склоне с длинным прямым выкатом. Набрав скорость на спуске, школьники продолжают движение по равнине, пытаясь как можно дольше поддержать ее за счет одновременных толчков палками. Попытка приводит к снижению скорости, а это недопустимо, так как требуется больше сил при следующем толчке. Таким образом, каждое отталкивание важно начинать, не дожидаясь уменьшения скорости.
Обучение этому ходу в плохих условиях скольжения проводить нецелесообразно. Учащиеся в связи с недостаточным уровнем развития силы мышц плечевого пояса не в состоянии выполнить в таких условиях полноценный толчок. В этом случае все их внимание будет сосредоточено на силе отталкивания, а не на правильной технике движения, что затрудняет обучение. Единственный правильный выход - проводить обучение под уклон на хорошо подготовленной лыжне с твердой опорой на палки. Величина уклона зависит от условий скольжения и возраста учащихся.
Прохождение 1 учебного круга.
2. Повторение техники попеременного двухшажного хода.
Обучение технике попеременный двухшажный ход с палками.
Разучивание движений рук при попеременном двухшажном ходе начинается с показа выноса палки. Рука свободно движется вперед одновременно с махом свободной ногой, слегка согнутой в колене. Рука выносится вперед почти выпрямленной. Она поднимается чуть выше уровня плечевого сустава. К моменту постановки палки на снег она слегка сгибается в локте. Как только палка станет на снег, лыжник начинает давить на нее весом тела. Сначала руку сгибают в локте, а затем разгибают. Разгибание начинается еще во время, когда рука не дошла до вертикали и продолжается до конца отталкивания. Если не начать своевременно разгибать руку, то кисть пройдет слишком высоко и угол отталкивания палкой не будет достаточно острым. Что бы образовался такой угол отталкивания палкой, лыжник, кроме того наклоняет туловище. Заканчивать толчок палкой лучше всего в тот момент, когда начинается толчок ногой. Давление кистью осуществляется через петлю палки. После отталкивания рука с палкой слегка поднимается вверх.
Проверить умение правильно захватывать петли на палках. Показать отталкивание палками.
3. Прохождение дистанции 1000м. Передвижение попеременным двухшажным ходом на учебном кругу.
3. Заключительная часть урока –5 минут.
1. Построение.
2. Подведение итогов урока.
3. Дом. задание: повторить стойку лыжника и комплекс ОРУ лыжника.