Классный час «Наши земляки на полях сражений»
Филиал МКОУ Зюзинская СОШ МКОУ Казанцевская ООШ
Новосибирской области Барабинского района
Классный час
Наши земляки на полях сражений
Учитель: Григорьева Римма Ильинична
-2014-
Тема: Наши земляки на полях сражений
/Урок мужества, посвященный Сталинградской битве/
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, расширить представление учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, героям- землякам, памятникам войны.
Эпиграфы:
«На старой, милой нам Земле
Есть много мужества. Оно
Не в холе, воле и тепле,
Не в колыбели рождено…
/К.Симонов/
«Нет героев от рожденья,
Они рождаются в боях»
/А. Твардовский/
Презентация
Краеведческий материал: участники Вов
Ход классного часа
1.Вступительное слово.
Ученик:
Горит на Земле Волгограда
Вечный огонь солдатский-
Вечная слава тех
Кем фашизм
Покоривший Европу,
Был оставлен здесь.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди-
Товарищи и ровесники
твоего отца.
Они стояли насмерть!
И были средь них солдаты-
Мальчишки в серых шинелях
со звездами на ушанках,
простые наши мальчишки-
немного старше, чем ты.
Сюда приезжают люди-
жители всей планеты-
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать.
/М.Агашина. Мальчишкам Волгограда/
Учитель: Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942г слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей на Земле. Здесь в величайшей битве мировой войны, решилась судьба не только нашего государства, но и судьба всего человечества. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествующие ее сражения мировой истории.
Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы?
Маршал Советского Союза Г.К.Жуков так написал о планах гитлеровского командования: «В общих чертах политическая и военная стратегия Гитлера на ближайший период 1942 г сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге. Захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства».
Потерпев поражение под Москвой, летом 1942 г фашисты начали новое наступление на юге. Для танков, самолетов, автомашин, самоходных орудий нужно было много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат Кавказ.
Для того чтобы кормить миллионную армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата Кубань.
Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ и Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели.
К началу Сталинградской битвы обстановка была очень сложной и трудной. Гитлеровцы оккупировали Украину, Белоруссию, Прибалтику, почти весь Краснодарский край. Гитлер держал на советско-германском фронте более 6-миллионную армию. Противник превосходил советские войска в людях в 1,7 раза, в артиллерии и танках в 1,3 раза, в самолетах более чем в 2 раза.
Ни одно другое государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские люди понимали, что под Сталинградом решается судьба страны. «Стоять насмерть, ни шагу назад!»- таков был приказ Родины. Как исполнялся этот приказ, как происходили события с того момента как 17 июля 1942 г началась одна из величайших битв Вов - Сталинградская битва, мы узнаем сегодня.
Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?
2.Рассказы о подвигах солдат.
1 ученик: «Ни шагу назад!»
Третий месяц идут упорные, кровопролитные бои на юге. Горит степь. Сквозь огонь и дым фашисты рвутся к Сталинграду, к Волге. Шло сражение на подступах к Сталинграду. 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой.
«Ни шагу назад!»- поклялись герои. Бросились фашисты в атаку. Удержали рубеж гвардейцы. Перевязали друг другу раны, снова готовы к бою. Второй раз в атаку идут фашисты. Их больше теперь и огонь сильнее . Стойко стоят гвардейцы.. Удержали опять рубеж. Четыре атаки отбили солдаты. Не взяла смельчаков пехота, поползли на героев фашистские танки. С танками бой- жесточайший бой. Вот из 16 осталось 12 бойцов.
-Ни шагу назад!
Вот 10, вот 9.
-Ни шагу назад!
Вот 8, вот 7.
Запомните их фамилии- Кочетков, Гущин, Докучаев, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов. А танки ползут и ползут. Не у солдат ни пушек, ни противотанковых ружей, ни пулеметов. Кончились даже патроны. Бьются солдаты.
-Ни шагу назад!
Остались у героев одни гранаты. По 3 на солдата. Посмотрел Докучаев на танки, на боевых друзей, на свои 3 гранаты. Снял с гимнастерки ремень, затянул гранаты. На руке почему-то взвесил. Улыбнулся друзьям. И вдруг поднялся из окопа.
- За Родину!- крикнул герой.
Бросился вперед навстречу врагу. Прижал к груди гранаты. Рванулся под первый танк. Вздрогнула степь от взрыва. Замер, вспыхнул танк. Переглянулись Гущин и Бурдов. Храбрость рождает храбрость. Подвиг рождает подвиг. Рванулись вперед герои. Два взрыва качнули землю. А танки идут и идут. Поднялись тогда Кочетков, Степаненко, Чирков, Шуктомов:
-Свобода дороже жизни!
Вот они вчетвером идут навстречу танкам. Снова взрывы. Смотрят фашисты, что люди идут под танки. Охватил их страх. Попятились танки.
Отгремели бои пожаром. Время бежит как ветер. Годы текут, как реки. Но память хранит былое. Посмотрите туда, на поле. Как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их славный подвиг.
2 ученик: «Мамаев Курган»
left0 left0 left0-718185-520065
Особенно кровопролитные бои шли за Мамаев курган. Это самая высокая точка в городе(102м). Видно отсюда далеко-далеко. Видно и Волгу, и степи, и левый заволжский берег. Уже несколько раз вершина кургана переходила из рук в руки. То теснят фашисты наших бойцов, то прорвутся к вершине наши. То вновь она в руках у фашистов. Пять раз водил бойцов в атаку лейтенант Чернышев. Лейтенант Чернышев красавец. Брови дугой, как месяц. Кудри черные, как смоль. Начинает Чернышов шестую атаку, а сам вспоминает первую.
Добежали тогда бойцы почти до вершины. Шли перебежками. Залегали. Пережидали страшный огонь противника.
-Вперед! Вперед!- кричал лейтенант.
Лежат солдаты, не поднимаются.
-Вперед!- кричит Чернышев. Схватил автомат, тронул дулом одного, второго.
-Вперед!
Лежат солдаты.
Вдруг объявился рядом с лейтенантом сержант Куценко.
-Они же мертвые, товарищ лейтенант- тихо сказал Куценко.
Вздрогнул лейтенант Чернышов, глянул кругом, на курган, на солдат. Понял, что солдаты мертвые. Живы только они вдвоем,- он, Чернышов, и сержант Куценко. Отошли назад с высоты к своим. Здесь, внизу у кургана, назначили Чернышова командовать новой группой. Вновь захлебнулась в крови атака. Склоны кургана в солдатских трупах, страшно взглянуть кругом. Словно устав в походе, прилегли на часок солдаты. Сыграй им побудку - сейчас проснутся. Не проснутся уже солдаты. Снова к вершине ведет солдат Чернышов.
-Эх, силы бы свежей!
Вдруг раскатом грома гремит «Ура!» К кургану подходят свежие роты 13 гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева. Взлетели бойцы на вершину. Стоит на вершине лейтенант Чернышов. Рядом солдаты стоят. Тут же сержант Куценко.
- Все, наша взяла, произнес лейтенант Чернышов и вдруг по-детски радостно рассмеялся. Скинул пилотку, вытер лоб. Поднял на Чернышова глаза Куценко, что-то хотел сказать, да так и застыл. Смотрит: где же черные кудри у лейтенанта? Вся голова седая, лишь брови все так же дугой, как месяц.
3 ученик: «Знаменитый дом Павлова»
Немцам удалось захватить в городе наполовину разрушенное бомбой здание. Сержант Яков Павлов с 3 бойцами был послан в разведку. В подъезде дома разведчики столкнулись с фашистами. Завязался бой. Враги бежали. А Павлов с бойцами закрепился в отбитом доме. Позиция оказалась очень удобной: можно было держать под обстрелом всю площадь. Сержанту Павлову послали подкрепление.
Обжились солдаты в доме. Даже баню в подвале себе устроили. На десять сражений вперед зарядка.
Фашисты решили любой ценой вернуть потерянную позицию. Три недели Павлов и его бойцы выдерживали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. Но дом Павлова оказался неприступным. Его защитники отважно сражались. Пулеметчик Воронов получил 25 ран, осколком была перебита рука, кончились патроны, остались только гранаты. Зубами Воронов выдергивал предохранитель гранаты и здоровой рукой бросал их в наступающих врагов.
Бойцы выдержали все атаки. Фашисты так и не смогли взять «Дом сержанта Павлова»
4 ученик: «Подвиг связиста»
Стойко сражается Сталинград. Октябрь проходит, а город еще не взят. Ноябрь застучал в окна, а город еще не взят. Летят из Берлина грозные предписания:
-Взять Сталинград! Всем умереть, а взять!
Ноябрь. Завьюжило. Снег выпал. Незавидная жизнь у связистов. Снег, непогода, грязь, бомбят самолеты с неба, снаряды вздымают землю, пули разносят смерть - будь готов к походу связист.
На исправление повреждения вышел связист Титаев. Ползет Титаев вдоль провода, ищет, где произошел обрыв. Метет поземка. Свистят пули над солдатом. Вот оно где повреждение, лежит провод, рассеченный стальным осколком. Подхватил Титаев один конец, тянет быстрей второй…. Молчал, молчал телефон на командном пункте и вдруг заработал. Вздохнул облегченно командир. Молодец связист Титаев! Ждут его в связной роте, когда же вернется он назад. Не возвращается боец. На поиски отправились два солдата. Подползли солдаты поближе. Смотрят - мертв, недвижим Титаев.
Оказалось, что в тот момент, когда Титаев обнаружил обрыв провода, пытался соединить его концы, но настигла солдата смертельная пуля. Нет у солдата сил устранить повреждение, но прощаясь с жизнью, теряя сознание, в последнюю секунду успел солдат подвести провода ко рту. Зажал, как в тиски, зубами.
5 ученик: «Зимняя гроза»
22 фашистские дивизии окружила под Сталинградом наша армия. Гитлер дал клятву спасти окруженных своих солдат. Выбрал для этого надежного человека генерала Манштейна. «Манштейн» в переводе на русский «человек-камень». Верит в него Гитлер. «Зимняя гроза» называли они свое наступление.
12 декабря 1942 г началось наступление. Устремились вперед фашисты. Танки, самоходки идут вперед, сзади ползут обозы. Везут боеприпасы, горючее, одежду, продовольствие для окруженных. И вот опять началось сражение.
- Мы спасены! Это идет Манштейн!- кричат окруженные солдаты.
Подошли фашисты к реке Мешкове. А навстречу им идут советские части. Ударили советские солдаты по фашистам так, что перья от них полетели. Побежали враги.
Хотели зимнюю грозу - вот и получили!
6 ученик: «Руки вверх, фельдмаршал Паулюс!»
Окружила Советская Армия фашистов. В мощных боях разбила. Те, кто остался цел, устремились в Сталинград, в ту часть города, которая еще в руках фашистов. Расползлись фашистские солдаты по подвалам разрушенных домов, по подземельям, погребам, траншеям. В одном из глубоких подвалов, под зданием бывшего универмага, сидит командующий окруженный армией генерал фельдмаршал Паулюс. К центру города прорвались наши танки. Подошли танкисты к подвалу, спустились туда, кричат.
- Будьте любезны, руки вверх, фельдмаршал Паулюс!
Выходят фашисты. Руки, как пики, вверх. Головы в плечи.
2 февраля 1943 г фашистские войска сложили оружие. Все, кто остался от 330-тысячной гитлеровской армии, сдались в плен. Советскими войсками было разбито и полностью уничтожено 22 фашистские дивизии. Взято в плен 91 тысяча солдат, в том числе 2500 офицеров. Кроме Паулюса взяли в плен 23 генерала. Фашистская армия, сражавшаяся под Сталинградом, перестала существовать. Победа под Сталинградом была полной.
3.Наш земляк на полях сражений – Александр Яковлевич ПодосинниковУчитель:
Александр Яковлевич родился в 1923 г в деревне Казанцево. Его 18-летним призвали в Красную армию, направили на учебу в Новосибирское военное инженерно-техническое училище, где готовили младших командиров саперов. Занятия длились по 10-12 часов. Были во время учебы ночные тревоги, марш-броски. В конце апреля 1942г курсантов училища подняли по тревоге, выдали новое обмундирование и направили на ж-д вокзал. В звании сержанта Александр Яковлевич был направлен на фронт в составе 258 стрелковой дивизии. В начале мая 1942 г он прибыл в часть, которая дислоцировалась у города Можайск, что в 101 км от Москвы. Здесь велись большие укрепительные работы, так как командование опасалось наступления немцев на Москву. Личный состав дивизии почти полностью состоял из сибиряков в возрасте 18-20 лет из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края. Саперы почти круглые сутки делали военные сооружения, лесные завалы против танков, минировали, сооружали доты и дзоты, рыли многие км траншей. Немецкие войска были разгромлены и отступили от столицы.
В августе 1942 г дивизию перевели к Сталинграду. Ей была поставлена задача оборонять северо - западную часть города. Отдельный 557 саперный батальон, в котором служил Александр Яковлевич, минировал подступы к городу, городские улицы. Бойцы дивизии должны были не только удержать данный рубеж, но и пытаться продвинуться вперед, навстречу противнику, занять более удобные позиции.
Немцы наносили удары по Сталинграду изо всего имеющего оружия. Словно по расписанию одна эскадрилья самолетов отбив занятые нашими войсками позиции, сменяла другую. Однажды около 15 самолетов противника, пролетая на минимальной высоте, обстреляла окопы роты, в которых находился Александр Яковлевич. Бомбежка была настолько сильной, что обвалились стены укрытия. Из 26 бойцов в живых остались только трое, в том числе и Александр Яковлевич. Все трое оказались под слоем земли в 1,5м толщиной. Потом солдаты из соседней роты откопали их, вынесли в полевой госпиталь. Трое суток, оставшиеся в живых, находились в контузии. Это отрицательно сказалось в дальнейшем на слухе солдата.
19 ноября 1942 г наша артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона северо- западнее Сталинграда.
Началась операция по окружению немецкой группировки. Поступил приказ строить переправу через Дон. Она нужна была для перемещения войск, перевозки артиллерии и снарядов. 557 саперный батальон тоже участвовал в строительстве переправы. Ее строили под непрерывным огнем противника, стоя в воде, а ведь уже стоял ноябрь. Но переправа была построена.
В декабре Александр Яковлевич был тяжело ранен в левую руку. Лечился в госпитале на станции Ак -Балак Оренбургской области и в числе других воинов был признан годным к нестроевой службе. Всей группой они пошли в военкомат с просьбой направить их в действующую армию. Просьба была удовлетворена. Бойцов направили в боевые позиции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942г А.Я. Подосинников был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
В сентябре 1943 г Александр Яковлевич воевал в составе северо- западного фронта, участвовал в прорыве Ленинграда, в освобождении Прибалтики. Кроме медали «За оборону Сталинграда» Родина отметила воинскую доблесть А.Я. медалью «За отвагу» за участие в Курской битве, орденом Славы 3 степени за форсирование Немана, орденом Отечественной войны 1 степени за освобождение города Кенигсберга. Демобилизовался наш земляк в 1947 г в звании капитана.
Александр Яковлевич ПодосинниковУченик:
Я как – то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук.
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном
И узелок вдруг выскользнул из рук
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего-
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулек конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоня, и к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
/ Стихотворение В.Мавродиева"Мать" /
4.Итог:
Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно нам живым. Чтобы не забывали героев, уважительно относились к старшему поколению, к памятникам войны, к героям- землякам.
Реквием ( фонограмма).
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста, помните!
О тех,
Кто уже никогда не споёт,-
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили.
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли,
О погибших-
Помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли,
Убейте Войну,
прокляните Войну,
люди Земли.
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните
Но о тех, кто уже не придёт
никогда,
Заклинаю –
помните!
Песня «Журавли».