Урок грамоты на тему «Н.Носов «Огурцы». Слово называет предмет»
Тема: Н.Носов «Огурцы». Слово называет предмет.
Цель: 1) Формировать представления о словах как частях нашей речи. Учить различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы КТО? ЧТО? И слово – название предмета. Познакомить с творчеством Н.Носова и его произведением «Огурцы». Развивать каллиграфический навык, орфографическую зоркость, навык беглого, осознанного чтения.2) Развивать память, внимание, мышление, связную речь учащихся. 3) Воспитывать дисциплинированность, аккуратность и самостоятельность при выполнении письменных заданий.
Оборудование: учебник, таблички и картинки со словарными словами, лента букв.
Ход урока:
1.Организационный момент:
2.Актуализация знаний:
А) «Мозговой шторм»
- Из чего состоит наша речь? Какими бывают слова? На какой вопрос отвечают слова, обозначающие предметы?
Б) Чистописание: ЭэСтр.137 упр.9
В) Картиночный диктант: – запишите слова, разделив на слоги
Пальчиковая гимнастика
3.Постановка темы урока:
- сегодня мы прочитаем рассказ «Огурцы», будем учиться различать слова предметы, задавать вопросы к этим словам.
4. Работа по теме урока:
А) игра «Четвертый лишний»:
Карандаш, пенал, тетрадь, красный
Кошка, собака, речка, бежит
Белая, ручка, вкусный, красивая
- какое слово лишнее, почему?
Б) Работа с иллюстрацией (стр.135)
В) стр. 135 упр. 7 – чтение по ролям, запись слов в два столбика.
Физминутка
Г) Сообщение об авторе:
Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Но нам он известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.
Д) чтение рассказа учителем:
- Как мы стараемся поступать в жизни? Всегда ли мама хвалит вас за хорошие поступки? Можете ли вы признаться себе, что поступили плохо, и исправить свои поступки? Сегодня мы прочитаем рассказ о Косте, который поступил не совсем хорошо, но смог признаться маме и исправить свой плохой поступок.
- Куда ходил Костя с ребятами? Куда они забрались? Что принес домой Костя? Что сказала ему мама? Знал ли Костя. Что он украл огурцы? Что велела сделать ему мама? Хотел ли Костя отнести назад огурцы? Почему? Как он шел? Какие чувства испытывал? О чем спросил старик? Чему удивился? В чем признался Костя? Что ответил ему дед? Почему у Кости на душе было радостно?
Е) Пересказ текста учащимися (работа над основной мыслю рассказа):
- Чему учит нас эта история?
Ж) Тренировочное упражнение: С.137 упр.8 .
5. Подведение итогов: Что мы делали на уроке? Какими бывают слова? Какой рассказ читали? Чему она учит?
6. Поощрение: анализ работы учащихся, выставление оценок.