Тема урока «Слово называет признак предмета.» « Юрта. К.Баянбаев»

Открытый урок по грамоте 1 класс «Атамура»
Тема урока «Слово называет признак предмета.» « Юрта. К.Баянбаев»
Цели урока:
– дать представление о словах, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?; – упражнять в подборе слов-признаков; – развивать умение ставить вопросы к словам-признакам; – развивать речь учащихся; – развивать у детей умение работать коллективно, в группах; – воспитывать любовь к родному краю и окружающему миру.
Оборудование урока: интерактивная доска, таблицы, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, его целей и задач.
--Загадаю вам загадку. Попробуйте отгадать ее.
Он весёлый, заводной, И пропеллер за спиной, Поднимает настроенье, Любит сладкое варенье, Малыша всегда смешит. Кто же это? Подскажи!
-Сегодня к нам в гости прилетел карлсон,. Он хочет посмотреть как вы учитесь, как пишете и читаете и хочет проверить ваши знания. Карлсон приготовил для вас интересные задания и загадки.
-А для начала запишем число и классная работа.
Прочитайте загадки и запишите слова – отгадки в тетрадь.
Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. ( подснежник) Слайд 1
На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан) Слайд 2
Стоит малый в шляпке алой.
И пригожий, и удалый,
Но не долог алый цвет:
Ветер дунул- шляпы нет. (МАК) Слайд.3
Ветки белы и лиловы ,
Аромат весь день.
Назовите одним словом
Так цветет(Сирень) Слайд 4
5 Вот Цветочек на поляне,
Середина солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве .(ромашки).
Слайд 1. На интерактивной доске слайд со словами:
Подснежник, тюльпан, мак, сирень, ромашка .–
– Что обозначают эти слова? (предметы)
– На какой вопрос они отвечают? (что?)
Слова , которые отвечают на вопросы кто? Что? называют предметы.
- А теперь к этим названиям цветов подберите слова ,которые отвечают на вопрос какой? какая?
–– подснежник ранний, красный тюльпан, алый мак, ароматная сирень, полезная ромашка,
- А почему ромашку называют полезной ?. Потому что ее используют как отвар при многих заболеваниях. Целебные свойства ромашки аптечной известны давно. Древнегреческие врачи[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (VIV века до н. э.) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (I век) рекомендовали её для успокоения болей и судорог[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В I столетии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отмечая, что ромашку высоко ценил сам бог врачевания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], писал, что все части растения можно использовать как противоядие при укусах змей, отвар  как мочегонное, при болезнях печени, чрезмерном выделении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заболеваниях глаз, а разжёванным растением можно лечить язвы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
III. Работа над темой урока. Открытие нового знания.
-А теперь ребята , Карлсон приготовил другое задание . Работа по картине.
Что вы на картинке видите ?( Юрту)
-Что такое юрта ? Ю
·рта переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников, в которых жили наши предки.
-В какое время ставят юрту? Чтение стихотворения « Юрта « К. Баянбаева учителем. Под казахский куй.
Слайд 3.
-Представьте себе ребята, что вы оказались возле юрт.
– Посмотрите, ребята, какое время года изобразил художник?
– ( весну)
– Какая весна нарисована на картине? (ранняя)
– Какие признаки говорят вам о том, что весна ранняя?
(Травка зеленеет листики на деревьях появились , они яркие, разноцветные, небо ясное, голубое.)
Слайд 4.
Запишем в тетрадях слово весна  и подберем к нему слова-признаки.
Теплая , очаровательная, ранняя весна
2. Подбор слов-признаков к словам-предметам.
– А сейчас сами попробуем подобрать слова, которые описывают:
1 ряд
2 ряд
3 ряд

Небо(?)______.
горы(?)______.
юрта (?)____

(Схемы записаны на доске. Трое учеников работают у доски, остальные в тетрадях.)
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие небо?
Небо (какое?) голубое, ясное, красивое.
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие горы?
горы (какие?) высокие, голубые
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие юрту?
Юрта(какая?) круглая белая,

Сделайте вывод: на какие вопросы отвечают слова, характеризующие предметы? Дети делают вывод. Проверка по Слайду 4.
Вывод 1: Слова, характеризующие предметы, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (На доске вывешиваются таблички с вопросами какой? какая? какое? какие?)
Слайд 5
4. Наблюдение над ролью слов-признаков в тексте.
Упр№ 9 стр 168 учебника
Слайд 6.
5. Работа под руководством учителя. Постановка проблемы.
– А что же обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (предположения учеников).

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Угадай предмет”. Я буду называть слова, которые описывают предмет, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайд 7.
Хитрая, рыжая, хищная, осторожная (лиса)
Глупый, злой, серый (волк)
Трудная, долгая, асфальтированная (дорога)
Круглый, кожаный, футбольный (мяч)
– Почему вам было легко узнать предмет? (было много слов– подсказок: какие это предметы по цвету, форме, по характеру, качеству, по материалу, из которого изготовлен предмет)
– Что же обозначают все эти слова? (они обозначают признак предмета)
– Как вы думаете, А можем ли их употреблять в речи отдельно, без слов-предметов? Будет ли понятно, о чем идет речь? (Их нельзя употреблять отдельно, т. к. не будет понятно, о чем идет речь)
н Слайд 8.
6. Физкультурная минутка.
IV. Закрепление и проверка знаний.
1. Соотнесение слов-предметов со словами-признаками. Слайд 9.
свежий
гнездо
свежий
хлеб

птичье
хлеб
птичье
гнездо

сочные
белка
сочные
груши

шустрая
груши
шустрая
белка

Найти и объяснить орфограммы в словах.
Проверка по Слайду 10.
2. Работа по карточкам.
V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Объяснение учителем задания.
– Карлсон благодарит вас всех за хорошую работу, за то, что вы были внимательными, старательными, дружными и справились с такой трудной темой!

Заголовок 315