«О чём расскажет капелька воды»


Тема урока: “О чем расскажет капелька воды”
Тип урока: изучение нового материала
Программа: “Школа 2100” Класс: 1
Вид: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая:
-формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
-познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
-учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).
Развивающая:
-развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
-развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
-развитие самоконтроля;
Воспитывающая:
-воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
-бережное отношение к воде, к природе в целом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.
Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
Организация учебного процесса учащихся 1-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Развитие устных речевых умений учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Общеклассное: 2 стакана с водой (питьевая и вода из моря), резиновый мячик, полоски цветной бумаги, пипетка, капельки разного цвета для рефлексии.ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, микроскопы для работы в парах.
Индивидуальное: карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.
ВОДА ДА НЕТ
Имеет ли запах? Имеет ли цвет? Имеет ли форму? Есть ли в воде воздух? Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы урока.
- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?
- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
- Какое настроение мы возьмем с собой?
1). Вступительное слово учителя:
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас.
Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
2). Отгадывание темы урока.
- Посмотрите на доску: В этом ребусе заключена тайна нашего урока.
Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка - вода).Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Что это за таинственное чудо? - это ВОДА!
3. Актуализация знаний.
а).- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой? . .
- А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду таинственной называют
2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.
2.а. Вода в природе.(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 - стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему. (Слайд 7 )
Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса Слайд 8,9,10)Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. (Слайд 11- важность воды)
2.б. Физкультминутка.
На болоте 2 лягушки.
Две зелёные квакушки.
Рано утром просыпались, полотенцем растирались
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт - привет.
3. Продолжение работы.
А сейчас посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.
4. Практическая часть урока. Проведение опытов.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
Свойства воды.
(Слайд 12 – свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)
ВОДА ДА НЕТ
Имеет ли форму? Имеет ли цвет? Имеет ли запах? Есть ли в воде воздух? Опыт 1. (Имеет ли вода форму)
- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)
Вывод запишите в таблицу.
А). Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)
Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.) А если её понюхать? (вода не имеет запаха)
Вывод запишите в таблицу.
Б) Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)
- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки – это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.
Вывод запишите в таблицу.
В) Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)
- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие – тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее – то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.
5. Водоёмы в природе.
- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Какие вы знаете водоёмы?
(Слайды 13, 14, 15, 16, 17 - океан, море, река, озеро, болото).
Кругом вода,
А с питьём беда (море)
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит— не выбежит. (река)
И месяц, и звезды - все в нем отражается.
Как же это зеркало называется? (озеро)
Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото)
Работа с микроскопом. (Слайд 18)
- А теперь давайте посмотрим чем отличается вода очищенная (питьевая) от воды, взятой из нашего моря. (Сравнение воды в стаканах № 1 и № 2).
Какая разница между этими водами??
(В воде из моря присутствуют микроорганизмы, которые движутся, а в очищенной (питьевой) воде их нет). (Слайд 19)
- Какой вывод можем сделать, посмотрев на нашу таблицу, которую мы заполнили? Что, мы теперь знаем о воде? (Дети по таблице говорят всё, что они узнали о воде)
7. Подведение итогов.
- Подведём итоги нашего урока.
-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
- Что понравилось?
8. Рефлексия
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
Синяя капелька - урок понравился, было интересно.
Жёлтая - возникали трудности.
- Поднимите капельку, которую считаете нужной.
(Слайд 20 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)