Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка Профессии
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.
Тема: «Профессии».
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, образования формы дательного падежа существительных, образования сложных слов, обозначающих профессии; продолжать учить подбирать подходящие по смыслу определения, обогащать активный словарь по теме.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, умение анализировать, сравнивать.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: картинки с профессиями, карточки с предметами, магнитная доска, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приходит в гости Незнайка и спрашивает детей: «Как называется ваш детский сад? Кто вас сюда приводит? А что в это время делают ваши папы и мамы, когда вы в детском саду?» (дети отвечают )Незнайка спрашивает: «А вы знаете, кем работают ваши родители?» (дети отвечают ).
Учитель-логопед: Незнайка, дети у нас знают о многих профессиях, оставайся и играй вмести с нами, и ты тоже многое узнаешь.
2. Игра в рифму «Разные профессии». Незнайка играет вмести с детьми. Дети встают в круг и играют с мячом. Учитель-логопед говорит начало предложения, а дети заканчивают.
В школе учит нас ... учитель.
Строит здания ... строитель.
Поезд водит ... машинист.
На тракторе пашет ... тракторист.
Самолетом правит ... летчик.
Красит стены нам ... маляр.
Мебель делает ... столяр.
На станке ткет ткани ... ткач.
От болезней лечит ... врач.
Пишет красками ... художник.
Сапоги сошьет ... сапожник.
Часы починит ... часовщик.
Погрузит краном ... крановщик.
Рыбу ловит нам ... рыбак.
Служит на море ... моряк.
В машине возит груз ... шофер.
На комбайне работает ... комбайнер.
Песни нам поет ... певец.
Кто всех знает ... МОЛОДЕЦ!
3. «Назови действия людей». Незнайка хочет узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы - что он умеет делать?
Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
4. «Делим слова на слоги». Учитель-логопед: Нашим врачам, учителям, художникам, водителям надо где-то жить? Давайте расселим их всех в один большой дом. А Незнайка нам в этом поможет.
У нас в доме четыре этажа, давайте на второй этаж поселим того, у кого название профессии состоит из двух слогов, на третий – из трёх, и на четвёртый – из четырёх.
Магнитная доска делится горизонтальными линиями на четыре этажа, дети выполняют задание и рассказывают.
5. Физминутка. Учитель-логопед: Каждому человеку для работы нужны предметы.
Давайте выясним, чьи это вещи?
Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, ведро, щетка)Дети под музыку движутся по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.
6. Загадки. Незнайка: Ребята, помогите мне разгадать загадки о профессиях и найти отгадки на картинках.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота-
Всех по утрам отвозить на работу. (Водитель)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
7. Игра «Кому это нужно для работы?».
Учитель-логопед: Незнайка перепутал все картинки и не может разобраться кому и что нужно для работы. Давайте ему поможем.
На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.
Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.
8. Дидактическая игра “ Разгадай слово ”. Учитель-логопед предлагает детям картинки, на которых нарисованы : рыболов, пчеловод, лесоруб, садовод, трубочист. И просит объяснить, почему они так названы.
Рыболов – ловит рыбу.
Пчеловод - разводит пчел.
Лесоруб – рубит лес.
Садовод – разводит сад.
Трубочист – чистит трубы.
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.
9. Дидактическая игра “ Подбери слово ”.
Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный.
Пожарник какой? – смелый, сильный.
Незнайка, врач какой? – злой, страшный. Дети его поправляют врач – добрый, заботливый.
10. Итоги занятия.
Дети наряжаются в людей разных профессий: повар (колпак и поварешка), врач (колпак и фонендоскоп), учительница (указка и книжка), парикмахер (расческа и ножницы), портной (иголка и ножницы) и говорят заключительные слова:Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Шьет портной для нас одежду,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
Незнайка: Спасибо вам ребята, теперь я знаю, что на свете много профессий и все они нужные и полезные. И я об этом расскажу своим друзья. До свидания!
Учитель-логопед: Незнайка приходи еще к нам в гости, ребята тебя многому научат.