Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по звукопроизношению Тема: Звуки М, М’ и буква М
Подгрупповое занятие в старшей группе по звукопроизношению
Тема: Звуки М, М’ и буква М
Цель: Познакомить со звуками м, мь и буквой М
Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнение артикуляции звуков М и М’. Выделение из ряда, изучаемые звуки. Знакомство с буквой М.
Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического слуха, различение на слух звуков М и М’. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие ассоциативных навыков.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание коллективизма в группе.
Ход занятия :
- Ребята нас пригласили в гости. Вы любите ходить в гости? А как вести себя в гостях вы знаете? Молодцы правильно, в гостях нельзя громко разговаривать, бегать, кричать. Придя в гости, нужно поздороваться. В гости нужно идти с хорошим настроениями. У вас хорошее настроение? Хорошо. Я думаю, что мы готовы идти в гости.
Вы хотите узнать, кто нас пригласил в гости? Тогда пойдёмте.
-Ребята, это Маша, она пригласила нас в гости? Давайте поздороваемся с Машей. Я вам расскажу историю про Машу. А вы меня внимательно слушайте:
Жила - была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: "Вот какой звук услышу первым, с ним и буду дружить целый день " В комнате было тихо. Маша открыла окно и увидела корову. Корова повернула голову к Маше и поздоровалась с ней.
Как вы думаете, как корова могла поздороваться с Машей? Правильно! Корова поздоровалась так: Му-у-у! Давайте все вместе скажем: Му-у-у!
Подумайте и скажите, какой звук первым услышала Маша? Да, первым Маша услышала звук "М". Маша улыбнулась – значит сегодня играю со звуком "М".
Уточнение артикуляции звука.
Возьмите зеркала. Давайте сначала произнесём звук [М]
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.) Да, а воздух выходит свободно? (нет) Что ему мешает? (губы). Такие звуки мы называем согласными.
Ребят, звук м живет на звонкой улице, в синем домике.
А давайте научим Машу всегда слышать звук М. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук м. Покажите фишку, когда услышите звук м.
Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она сказала: «Ты в моей игре самая главная» . Ребята, а как вы думаете, почему? Не забудьте, что Маша играет в слова со звуком "М". Давайте вместе повторим слово МА-МА. Сколько звуков "М" в слове мама?
- Ты самая главная в моей игре, потому что в слове мама сразу два звука "М" сказала Маша. Мама улыбнулась Маше: "Я приготовлю тебе завтрак из тех продуктов, в названии которых есть звук "М"
Ребята утром МАМА купила продукты. Я предлагаю помочь МАМЕ выбрать нужные продукты. Сейчас проверим, правильный ли выбор вы сделали. Что это? (мука, томат, лимон, мед макароны, масло, молоко). Какой звук есть в каждом слове?
Давайте скажем это слово так, чтобы мама четко услышала звук "М".
Вы молодцы, помогли маме сделать правильный выбор продуктов.
Маша съела весь завтрак и решила отблагодарить маму. Она вышла в сад, чтобы нарвать для мамы цветов. На клумбе росли тюльпаны, пионы, лилии, маки. Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала для мамы? (Маки). Почему вы так думаете?
Да, потому, что слово маки начинается на звук "М".
А у Маши есть младший блат Миша. Они вместе пошли играть:
Физкультминутка:
Маки в поле, маки в поле
Увидали Маша с Олей. Ходьба на месте
Маки полевые, Красные, большие.
В поле ветерок гуляет, Маки красные качает. И. п. – о. с. Руки впереди, ладони вместе. Наклоны вперед с разведением рук в стороны.
Вот так, вот так Он качает каждый мак. И. п. – о. с. Наклоны в стороны, руки вперед
В поле малыши гуляли, Маки красные не рвали, Любовались ими,
Маками большими. Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями
Миша узнал, что Маша играет со звуком М, решил что он сегодня будет играть с мягким звуком мь. Ребят, а звук Мь какой звук? Гласный или согласный? Почему? Что нам мешает? Этот звук живет в зеленом домике, на звонкой улице. По этой улице летают бабочки, а Мише нужно поймать только со звуком мь (ль, нь, мь, б, и, ми, ля, ню, амь). Миша поймал все бабочки со звуком мь и пошел рисовать.
Ребят, а что может нарисовать Миша? Он может нарисовать мельницу, мяч, апельсин, медведя, телефон, мед?
Доскажи словечко:
Мама задала детям такое задание: она читает, а Маша и Миша должны сказать последнее слово. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
А кто должен был ответить? Маша или Миша?
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой (мыли)
Кто ответил маме на этот раз?
Маша и Миша подружились еще сильнее и стали играть вместе. У них было много игрушек, а им надо было их поделить. Поможем, ребята, Маше и Мише? (малина, мяч, мак, медведь, малина, лимон, хомяк, домино, дом)
Ребят, а у них еще была игрушечная буква М. А на что похожа буква М?
А могли Миша и Маша сами составить букву М? Из чего можно составить букву М? (из палочек, карандашей). Сколько палочек нам понадобится? (4) Составляем букву М из палочек.
Все запомнили как выглядит буква М? Я предлагаю выйти к доске и изобразить самим эту букву.
Итог: Я вижу, что вам было весело и интересно в гостях у Маши и Миши. С каким звуком Маша играла? А с каким Миша? Какие это звуки? Какие вы слова запомнили? Давайте, скажем им спасибо и до-свидания!