Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Ранняя весна.


Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Ранняя весна.
Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением). Совершенствовать навык звукового анализа слов. Автоматизировать правильное произношение звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Фишки для звукового анализа, материал для составления схемы предложения, карточки – символы признаков весны, счетные палочки.
Предварительная работа. Прослушивание стихотворений о весне, беседа о признаках весны на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
Ход занятия
1. Организационный момент Дети заходя в группу и становятся около доски.
Сначала сядут на свои стульчики те дети, у кого в одежде есть розовый цвет. Затем те, у кого есть желтый цвет, затем голубой. Теперь остальные дети займут свои места.
Ребята, послушайте загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
И травку поливаю.
Я солнышка полна.
Зовут меня… (Весна)
Как вы думаете, о чем эта загадка? (о Весне)
Как вы догадались? (весной раскрываются почки, весной появляются первые листочки на деревьях, весной появляется травка)
Ребята, кто догадался, какая тема нашего занятия? (Весна).
Артикуляционная гимнастика
Давайте покажем, как природа радуется
Природа радуется приходу весны - улыбка
Дует ласковый ветерок – трубочка
Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще
Травка тянется к солнышку – иголочка
Веточка качается от ветра – часики
Сегодня мы будем говорить о ранней весне.
Весной просыпается природа:
Солнце припекает.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
На земле появляются проталины.
Как вы думаете, ребята, почему их называют проталинами? (Потому, что снег в этом месте растаял совсем, протаял до земли).
На проталинах появляются первые цветы Подснежники.
Как вы думаете, ребята, почему их называют Подснежниками? (Потому, что они вырастают из-под снега).
На деревьях набухают почки.
Птицы возвращаются из теплых стран.
Природа просыпается весной и нам, чтобы лучше заниматься тоже надо «пробудиться»
Давайте встанем и сделаем себе массаж. (дети встают)
Для этого мы сделаем самомассаж «Умывалочка»
Умываюсь я с утра,
Вот какая красота! («умываются» ладонямиот середины лба к подбородку)
Я намылю лоб,
Чтоб он хмуриться не мог (трем тремя пальчикамиот середины лба к вискам)
Щеки мылом я натру
Рисовать там круг начну (круговые движения кулакамипо щекам)
Губы надо не забыть
С них следы от каши смыть (трём указательными пальцамиверхнюю затем нижнюю губы)
А потом потру прилежно
За ушами я и шею (трём указательными пальцамисначала за ушами, затем шею)
Умываясь я стараюсь,
Чтобы пальчики размялись (сжимаем и разжимаем кулачкисоединить пальцы попарно)
2. Основная часть 1. Упражнение по автоматизации свистящих и шипящих звуков
- Итак, ребята, представьте, что мы с вами попали на лесную поляну ранней весной.
Слышно, как весенний ветер шумит в ветвях деревьев:
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш
Засвистел, оседая под лучами солнца снег:
С – С – С – С – С
Сь – Сь – Сь – Сь – Сь
Вылетели маленькие букашки:
Зь – Зь – Зь – Зь – ЗьВылетели мушки:
З – З – З – З – З
И последним вылетел жук:
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж
2. Упражнение для совершенствования грамматического строя речи
(составление простых распространенных предложений)
По каким признакам можно узнать, что наступила весна?
Солнце припекает.
На земле появляются проталины.
На проталинах появляются первые цветы Подснежники.
На деревьях набухают почки.
Птицы возвращаются из теплых стран.
Послушайте, ребята, какой рассказ получился:
Наступила весна.
Солнышко стало светить ярче.
Появились первые проталинки.
На проталинах появились первые подснежники.
Птицы возвращаются из теплых стран.
На деревьях набухли почки.
Кто хочет повторить мой рассказ? (2-3 ребенка)
(образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).
Весной солнце светит ласково и мы сейчас попробуем называть всё ласково:
Птица – птичка Гнездо – гнездышко
Солнце – солнышко Ветер – ветерок
Цветок – цветочек Листок – листочек
Почка – почечка Проталина – проталинка
3. Упражнение «Что лишнее?»
(Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением).
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.
* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)
*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.
(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)
* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)
*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)
- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения. 
4. Упражнение для развития тонкой моторики
Ребята, весной птицы прилетают из теплых стран и начинают строить свои гнезда.
Давайте поможем им построить гнезда из палочек.
Дети подходят к столам и строят «колодец» из счетных палочек.
5. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными
Ребята, а сейчас я буду называть вам слово, а вы к нему будете добавлять слово «Весенний». Например, весенний вечер
Ветер Погода Дождь
Капель Песня птиц Одежда
Гроза Ливень Гром
Настроение Утро Солнце
День Сон Шум
6. Упражнение в составлении простых распространенных предложений, определение количества слов в предложении
Ребята, мы повторили, что бывает весенним. А сейчас каждый из вас скажет, как же он узнает весну.
Дополните предложение:
Я узнаю весну по…
Весну можно узнать по …
Весной …
Дети составляют предложение и считают, сколько в нем слов.
7. Физкультминутка
Пришло время немного отдохнуть. Становитесь в круг
На снегу косые тени
Разгулялся день весенний руки на поясе
наклоны влево – вправо
Тени длинными шагами
По сугробам ходят с нами маршируют
на месте
Вдруг глубокие следы
Стали полные воды шагают с высоким
подниманием колен
Солнце топит снег и лед тянут руки вверх
А сосулька слезы льет наклон вперед, руки вниз
Стужа кончилась, ура руки вверх в стороны
Нам весну встречать пора жест «приглашение»
8. Составление схемы предложения
Вы составили столько хороших предложений. Я тоже составила предложение:
Весной на деревьях набухают почки.
Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (пять)
А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить схему этого предложения.
Дети садятся за столы и составляют схему этого предложения
9. Составление схемы слова
Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (О весне)
Давайте произнесем это слово.
Весна
Сколько слогов в этом слове (два)
Назовите первый (вес-)Назовите второй (-на)
Сейчас вы откроете свои коробочки и мы составим схему этого слова.
Звуки: Вь – е – с – н – а .Фишки: зеленая, красная, синяя, синяя, красная.
3 Подведение итогов Дети выходят из-за столов, смотрят, как составили схему остальные.
Отвечают на вопрос по своей схеме:
Ты все правильно сделал?
Ты доволен своей работой?
А теперь, ребята, мы вернулись из весеннего леса в группу.
Скажите, вам понравилось занятие?
Всем спасибо!
Занятие окончено!