Графические ассоциации как способ запоминания информации


Графические ассоциации как способ запоминания информации
Шайнурова Л.Я., учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.В.Татышлы
Добрый день, уважаемые коллеги! Все вы мастера своего дела. Я желаю Всем успехов и хочу представить Вам свой мастер-класс.
Слайд 1.

Хочу поделиться с Вами приёмами запоминания написания слов. Тема моего выступления «Графические ассоциации как способ запоминания информации: слов, текстов, стихотворений».
Слайд 2.

«Что это за цифры?» - спросите Вы. Это примерное количество новых терминов и слов, которые должны запомнить ученики по русскому языку и литературе. К чему это я? Новый взгляд на обучение способствует обогащению программного материала, а значит, введения новой лексики. Встаёт вопрос – как обучать детей доступно, интересно, с наименьшими затратами времени и так, чтобы не отбить охоту к познанию нового.
Чему у нас сводится введение новых понятий в школе? (Ответы учителей)
Чаще всего мы поясняем слова словесными же методами. К сожалению, это приводит к тому, что дети очень долгое время проводят за домашними заданиями, происходит путаница, т.к. нет связи с жизнью. Ребёнок очень долго пытается выучить эти термины, но всё равно допускают ошибки.
Слайд 3.

Ребёнок – это человек, как и мы с вами. А все мы воспринимаем мир по-разному. Есть визуалы, аудиалы, кинестетики, дегеталы. Конечно, в чистом виде эти типы не встречаются, но всё же преобладает тот или иной тип.
В мире давно подсчитали, что
Слайд 4.

В России аудиалов гораздо меньше, чем остальных. А ведь главное орудие учителя – это слово. Получается, что чаще всего, мы не достигаем целей. Можно использовать такие виды работ.
Слайд 5.

1) Мнемонические упражнения.
2) Рифмовки (реклама)
3) Аббревиатуры, фразы
Проведём небольшой тест.
Слайд 6.

Индивидуальные бланки у каждого на столе.
Задание. Вставьте пропущенную букву.
1. Ф…м…ам
2. В…н…грет
3. П…л…садник
4. П…л…вер
Бланк ответов.
Выберите нужную последовательность букв и подчеркните её.
1. И-и и-е е-и
2. Е-и е-е и-е
3. А-и о-е о-и
4. У-о у-у о-у
Слайд 7.

- Сверьте свои ответы со слайдом. (Допускаются ошибки, может, не учителями, но дети и население обязательно допустят.).
III. Обоснование выбора темы: возникновение проблемы.
- Итак, практика показала, что запомнить написание слов, не находящихся в активном словаре, очень сложно. В свете требований ФГОС, задача учителя состоит в том, чтобы научить ребёнка добывать информацию. Что мы можем посоветовать ребятам? (Посмотреть написание слова в словаре, найти его толкование и написание в Интернете и т.д.). Но при сдаче экзамена использование дополнительных источников информации полностью исключается. Возникает противоречие: в лексике должен быть определённый запас слов, которые делают речь более образной, эмоционально-выразительной, но используются они не так часто, чтобы автоматизировать их написание. Следовательно, возникает необходимость в запоминании этих слов. Порой, ребёнком много времен тратится на заучивание словарных слов, и какое разочарование подстерегает его, когда он продолжает делать все те же ошибки.
IV. Анализ известных приёмов работы со словарными словами.
- При работе над такими словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.
Вспомним традиционные методы, приёмы для запоминания написания словарных слов.
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов;
- загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик.
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант.
8. Списывание слов в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописывание предложения (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: «Город» и «Деревня»); - по частям речи;
13. Выборочное списывание:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.
17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в,собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
27. Заменить синонимами (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ). 28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
29. Заменить антонимами (юг – север).
30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).
– Данные методы и приёмы приносят положительный результат, доказывая свою эффективность, но при знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль, а его деятельность носит репродуктивный характер, что не является актуальным в условиях внедрения ФГОС. Сегодня, на мастер-классе я постараюсь показать прием отработки написания словарных слов через применение деятельностного подхода.
V. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.
– Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики.
«Эйдос» в переводе с греческого языка - «образ». Отсюда и название одного из направлений психологии, сейчас прочно забытого,— эйдетизм. Эйдетизм — это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.
В 30-е годы немецкий ученый Э. Йенш первым ввел в современную психологию термин «эйдетизм» и доказал, что образное мышление — закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок — эйдтик, говорил он.
Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.
а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает.
б) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, предложение: “Дима сидит на диване”.
Приём № 3. Выделение безударной гласной размером и цветом и развешивается по всему классу самими учениками при помощи скотча.
Приём № 4. Диктанты наоборот. Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма. Для таких диктантов необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно прийти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.
Агроном –
1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.
Приём № 5. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”.
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. Слайд 8-12.



Из рассмотренных методов, приёмов, методик наибольший интерес вызвал метод графических ассоциаций, метод мнемотехники.
Попробуйте сами придумать несколько ассоциаций к словам со слайда. Слайд 13.

К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами». Мышление детей начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи связывают с изменением характера запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Давайте попробуем сейчас после разового прочтения мной небольшого прозаического текста рассказать его самостоятельно, используя вышеописанный метод.
(Читаю текст, сопровождая его графическими пиктограммами).
Жили – были детки.

Подарила им мама деревянную лошадку.

Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку.

Хорошо качали.

Вдруг лошадка перестала катать.

Смотрят дети, а у неё ножка сломана.

Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

- А теперь я Вам буду молча показывать пиктограммы, а вы воспроизводить рассказанный Вам текст. (Присутствующие, опираясь на рисунки, проговаривают рассказ).
- Ну, а теперь попробуем запомнить стихотворение.
Человеческая комедия.
Мама – сказка, каша, кошка,

Книжка – яркая обложка.

Буратино, Карабас,

Ранец, школа, первый класс.

Грязь в тетрадке, тройка, двойка.

Папа – крик, головомойка.

Лето, труд, колхоз, солома,

Осень, сбор металлолома.

Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом,

Ганнибал, Наполеон, Менделеев, Герострат,

Бал прощальный, аттестат.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в ней трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения учителем и использования учащимся специальных приемов запоминания, активного включения «трудных слов» в речевую практику ребенка.
В результате анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе сущности познавательной деятельности в рамках личностно- ориентированной модели преподавания были определены требования к работе с графическими ассоциациями:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием;
- образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
- образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
- образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме.
Из данных требований определяются условия, способствующие успешному запоминанию слов:
1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Можно сформулировать методические рекомендации для учителя.
Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
Дать установку на запоминание.
Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
Записать слово печатными буквами.
Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.
Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.
Удачи Вам в запоминании!