Разработка внеклассного мероприятия по истории. “Откуда есть, пошла Земля Русская”
Разработка внеклассного мероприятия по истории
Автор: учитель истории и обществознания А.В. Анисимова
“Откуда есть, пошла Земля Русская”
Игра “Умники и умницы” 6-7 классы
Цели:
- пополнить знания учащихся по истории России, выходя за рамки школьной программы;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой; развивать умения, анализировать, логически мыслить; совершенствовать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение самостоятельно и творчески мыслить;
- продолжить воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости; воспитывать уважительное отношение к истории родной страны.
I. Подготовительный этап
По желанию выбираются три участника. Им даётся задание подготовить выступление по теме: “Каким я вижу будущее России”. Учитель проводит консультации по игре.
II. Игра.
1.Представление участников. Их выступление в течение минуты по заданной теме.
2.Состязание по разделам истории России.
У игроков есть право выбора. Им предлагаются вопросы трёх уровней. За вопросы I уровня – 1балл, II уровня – 2балла, III уровня – 3балла.
1.Тур “Древняя Русь”.
Вопросы I уровня:
Какой князь положил начало русской княжеской династии Рюриковичей? (Рюрик)
Какой князь в ознаменование заключения мира с Византией прибил свой меч на ворота Царьграда? (Олег)
Кто был убит древлянами в 945 году? (Игорь)
Правление какого князя ознаменовано крещением Руси? (Владимира)
Кем была создана славянская письменность? (Кириллом и Мифодием)
Первыми русскими святыми стали (Борис и Глеб)
Из какой летописи мы узнаём о древнейших славянах? Кто её автор?
(Повесть временных лет. Нестера.)
Как назывался сбор дани на Руси? (Полюдье)
Какой город называли матерью городов русских? (Киев)
Как назывался хлеб у древних славян? (Жито)
Вопросы II уровня:
О каком князе идёт речь? “ И легко ходил в походах и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах И посылал в иные земли со словами “Иду на Вы”.” (Святослав)
Этот князь прекрасно владел оружием, знал премудрости дипломатии, был большим любителем книг и учёностей, инициатором создания письменного свода законов. (Ярослав Мудрый )
Этот князь прославился на века “Поучением детям” и победами над половцами, а его правление стало ярким завершением истории Киевской Руси. (Владимир Мономах)
“В год 956 князь пошёл на хозар и одолел хозар, и столицу их взял. В год 966 вятичей победил и дань на них возложил. В год 967 пошел на болгар и одолел болгар”. С каким князем связываем летопись этих событий. (Святослав)
Её часто называют христианкой. (Княгиня Ольга)
Вопросы III уровня:
Этот персонаж русских сказок впервые появился в сказке, опубликованной Макаровым в 1820 году. Вторая половина имени этого персонажа переводится со старославянского как больной. Этот персонаж всегда тесно связан с живой природой. Назовите его. (Баба Яга)
Именно это дерево на Руси почетали как женский символ. (Берёза)
По мнению многих легендарный князь Рюрик явился на Русь со своим домом, т.е. родственниками и верной дружиной. Как, хотя бы примерно, звучали по-скандинавски слова свой дом и верная дружина? (Синеус и Трувор)
Из истории в детских играх нашего времени сохранилось выражение “Чур меня”. Что означают эти слова? (Умершего предка древние славяне называли чур. Чур меня – защити меня предок)
Именно с этой целью княгиня Ольга в 955 году отправилась в Константинополь. (Принять крещение)
Он впервые на Руси стал обладателем титула Великий князь Руси. (Владимир I)
“Аз, веди, глагол, добро, есть, зело”. Что это? (Цифры)
По одиночке – ногаты, куны, резаны, веверицы, а все вместе? (Деньги)
2. Тур. “Русь в XIII-XVII вв.”
1Уровень
1.Этот князь перенес столицу Владимира – Суздальского княжества в Москву и «поставил град деревян, так же и посады в нем украсив, и слободы». (Иван Калита)
2.Имя этого правителя известно меньше, чем его титул.? (Чингисхан)
3.Продолжите ряд: Рим, Константинополь, Москва- (третий Рим, а четвертому не бывать)
4. Он перевез византийскую икону Владимирской Божьей Матери, ставшей общерусской святыней из Киева во Владимир (Андрей Боголюбский)
2. Уровень.
1.Этому московскому князю дали самое «финансовое прозвище» (Иван Калита)
2.Его захватил в Новгороде и повесил в Московском Кремле Иван III (Колокол)
3.Волхвы предсказали ему смерть «в Кириллов день». Предсказание в точности сбылось. (Иван Грозный)
4.Именно так в старину называлось прямое обращение к царю. (Челобитная)
5.Именно тогда Иван III впервые был назван Государем Всея Руси.
(В договоре с Литвой о мире в 1494 году)
3.Уровень.
1.На каких языках говорили подданные Ивана III? (На русском, на греческом, итальянском, литовском, корельском, коми, эстонском, немецком и татарском)
2.Какой народ на Руси называли лопарями? (Саамов)
3.Если бы В. Шекспир интересовался российскими событиями, то он бы намного раньше художника Репина воспользовался бы этим сюжетом и написал гениальную трагедию. (Иван Грозный убивает сына)
4.Её называли “яблоком царского чину”. (Золотой шар с короной и крестом – держава)
5.Одна особа была женой двух людей, одинаково ложно носивших одно имя и под одинаковыми именами вошедших в историю. Кто она? (Марина Мнишек)
В конце игры подводятся итоги, объявляется победитель. На вопросы, вызвавшие затруднения отвечают болельщики.