ПРОЕКТ УСТНЫЙ СЧЁТ Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.
Муниципальное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
«Багеровская средняя общеобразовательная школа №2»
Ленинского района Республики Крым
Естественно-научное направлениеПРОЕКТ
УСТНЫЙ СЧЁТ
Подготовила Османова Эллина, учащаяся 5 класса МБОУ Багеровская СОШ №2
Руководитель Коптяева Ольга Сергеевна, учитель математики
МБОУ Багеровская СОШ №2
Багерово 2016
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение……………………………………………………………………………………..3
Цель и задачи………………………………………………………………………………..4
Анкетирование и анализ результатов……………………………………………………..4
Актуальность исследования………………………………………………………………..5
Примеры некоторых приёмов устных вычислений………………………………………6
Выводы и заключение………………………………………………………………………6
Литература…………………………………………………………………………………...7
«Счет и вычисления – основы порядка в голове» Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)
ВВЕДЕНИЕ
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Мы хотим остановиться на способах сложения, вычитания, умножения, деления, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
На уроках математики приходится, много делать устных вычислений и когда учитель показал нам приём быстрого умножения на числа 11 , у нас возникла идея, а существуют ли ещё приёмы быстрого вычисления. Мы поставили перед собой задачу, найти и опробовать другие приёмы быстрого вычисления.
Немногие умеют считать быстро и правильно. Говорят, если хотите научиться плавать, вы должны войти в воду, а если хотите уметь решать задачи, то должны начать их решать. Но для начала надо освоить азы арифметики. Научиться считать быстро, считать в уме можно только при большом желании и систематической тренировке в решении задач.
А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно. Великолепные способности к устному счёту таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер или Валлис, вызывают настоящий восторг. Об этом много написано. Мы хотим рассказать и показать некоторые известные вычислительные секреты. И тогда перед вами откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная.
ЦЕЛЬ
изучить историю, приемы и способы устного счета, показать их применение для упрощения вычислений.
ЗАДАЧИ
Изучить историю, некоторые способы и приемы устного счета;
Провести анкетирование с целью выяснения отношения пятиклассников к устному счету
АНКЕТИРОВАНИЕ
1.Зачем нужно уметь считать?
а) пригодится в жизни, например, считать деньги;
б) чтобы хорошо учиться в школе; в) чтобы быстро решать;
г) чтобы быть грамотным; д) не обязательно уметь считать.
2. Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
а) математика; б) физика; в) химия; г) технология; д) музыка; е) физическая культура;
ж) ОБЖ; з) информатика; и) география; к) русский язык; л) литература.
3. Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
а) да, много; б) да, несколько; в) нет, не знаю.
4. Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
а) да; б) нет.
5. Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
а) да; б) нет.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проанализировав результаты, я сделала вывод, что большинство учеников считает, что умение считать пригодится в жизни и необходимо в школе, особенно при изучении математики, физики, химии, информатики и технологии. Приемы быстрого счета знают несколько учеников и почти все хотели бы научиться быстро считать.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность моего исследования состоит в том,
что в наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно.
А ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека
к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
ПРИМЕРЫ НЕКОТОРЫХ ПРИЁМОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
Умножим 26 на 11. Достаточно сложить цифры 2+6=8 и поставить эту восьмёрку между 2 и 6, чтобы сразу сказать ответ: 286
При умножении 75 на 11 складываем 7 и 5, получим 12, 1 прибавляем к 7, а 2 вставляем между 8 и 5. Получаем ответ 825.
Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9. Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.
Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева).
Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.
Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено. Пример:
57 * 101 = 5757 63*101=6363
ВЫВОДЫ
Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень …Мы рассмотрели лишь немногие способы быстрого счета.
Все рассмотренные нами методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления. Вычислительная техника совершенствуется и по сей день, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.
Нам было интересно работать над проектом. Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы быстрого счета.
Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы быстрых вычислений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные способы вычислений просты и доступны всем.
При знакомстве с научной литературой обнаружила более быстрые и надежные способы вычислений.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.
«Первое сентября» Математика №3(15), 2007.
Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
Устный счет/Сост. П.М.Камаев. – М.: Чистые пруды, 2007- Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(15).
http://portfolio.1september.ru/subject.php