Методическая разработка Избирательная система в РФ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РФ»
ЦЕЛЬ: Сформировать у обучающихся представление об избирательной системе Российской федерации
ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.
УУД:
Образовательные:
познакомить учащихся с основами избирательной системы РФ;
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
обобщить уже полученные знания по вопросу участия гражданина в политической жизни страны.
Развивающие:
умение выражать свою позицию;
развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Воспитывающие:
формирование активной жизненной позиции,
подготовка к осознанному выполнению роли избирателя.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИ:
- технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности;
- системно-деятельностный подход;
- практико – игровая.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: выборы, избирательная система, избирательный процесс, электорат, кандидат, агитация, дебаты.ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, доска, компьютер, задания на партах, нормативно-правовые источники, урна
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
Урок – изучение нового материала
Урок-практикум
Выборы Президента и членов Детской школьной организации «Магистраль»
Пояснительная записка:
Данная разработка направлена на обучение несовершеннолетних 8-11 классов. Так как не в каждом классе тематика соответствует содержанию рабочей программы по обществознанию, теоретический материл и практикум в 10-11 классах проходит в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Реализация методической разработки возможна при проведении урока, на котором будет изучен основной теоретический материал, на втором уроке (занятии) обучающиеся смогут побывать в роли кандидатов и членов избирательной комиссии, в качестве третьего этапа планируется проведение школьных выборов Президента и членов Совета органа ученического самоуправления по типу реальных выборов в РФ.
ЭТАП ПЕРВЫЙ, РАЗРАБОТКА УРОКА
«Избирательный процесс в РФ»
Цели:
Сформировать представление об избирательном праве в России
Сформировать эмоционально-ценностное отношение к избирательному процессу в нашей стране.
Задачи:
1. Подвести учащихся к пониманию того, как реализуется принцип народовластия через демократию
2. Продолжать работу по воспитанию социально активных и законопослушных граждан.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: выборы, избирательная система, избирательный процесс
Оборудование урока: классная доска, Конституция РФ, схемы, презентация
Актуализация знаний:
Зачитывается эпиграф на слайде №1: «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа».
Такие слова произнёс Авраам Линкольн. Происходит беседа с детьми. Термин «демократия» происходит от двух греческих слов, и в буквальном смысле означает «власть народа».
Данное понятие появилось в Древней Греции, однако мы и сегодня вкладываем в этот термин тот же самый смысл, понимая демократию как народовластие. Предлагается обучающимся обратиться к тексту Конституции РФ, лежащей на столах.
Из Конституции РФ:
Ст.3
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…».
Учитель: давайте подумаем, какие принципы можно выделить из данного отрывка?
Существуют ряд принципов существования демократии:
Источником власти является народ;
Равноправное участие всех граждан в политической жизни;
Выборность органов государственной власти;
Учитель: давайте предположим, какая тема нашего урока? Дети предлагают разные ответы и с помощью учителя определяют: Избирательный процесс в РФ. (слайд №2)
Вопрос к детям «Для чего нам нужно изучать данную тему? ». Дети предлагают разные варианты (показать необходимость активной жизненной гражданской позиции; неравнодушность к судьбе своей страны; выяснить, как проходит процедура выборов).
Учитель. Мы продолжаем работать с текстами. У каждого на столе находится Конституция РФ.
В течение одной минуты вы должны найти в Конституции РФ статью об избирательном праве граждан РФ. Давайте зачитаем.
Конституция РФ
Статья 32.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы к документу:
О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
Что означает избирать и быть избранным?
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод, что же такое «выборы»? (дети предлагают свои варианты, учитель показывает слайд, просит сверить с эталоном). (слайд №3)
Учитель. Итак, выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор. Кто станет у власти, кого выберет народ – зависит от избирательной кампании.
Процесс протекания выборов от начала подготовки до оглашения результатов – избирательная кампания. Я предлагаю начать работу в группах. У вас на столах лежат карточки с материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно. Каждой группе необходимо дать характеристику избирательной кампании.
Первая группа - Характеристика и анализ организационного этапа.
Что служит началом избирательной кампании?
За сколько времени объявляют о начале выборов?
Где располагаются избирательные участки?
Кто и как осуществляет подготовку и проведение выборов в России?
Вторая группа – Характеристика и анализ этапа регистрации
кандидатов в депутаты или на выборную должность.
1.Кому принадлежит право выдвигать кандидатов для избрания впредставительные органы?
2. Охарактеризуйте новые подходы выдвижения кандидатур на выборах вГосдуму РФ.
3. Кто и как должен регистрировать выдвинутый список кандидатов?
4. В чём вы видите сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица?
Третья группа – Характеристика и анализ этапа предвыборнойагитации.
1.Когда начинается предвыборная агитация?
2. В чём её смысл?
3.Назовите формы проведения предвыборной агитации.
4.Какую роль играют СМИ в этом процессе?
Четвертая группа – Характеристика и анализ этапа голосования и
результатов.
1.Когда заканчивается предвыборная агитация?
2. Почему молодёжь проявляет равнодушие к выборам?
3. Чем определяются результаты выборов?
4. Опишите механизм голосования на выборах Президента РФ
5. Когда считается, что выборы закончены?
Рефлексия:
Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает” (слайд №4). Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.
Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?
Каковы принципы избирательного права в РФ?
Почему нужно участвовать в выборах?
Через 2-3 года вы сможете принять участие в выборах.
Поэтому домашнее задание будет – написать сочинение – размышление на тему: «Я – будущий избиратель» (слайд №5), отдельно домашнее задание опережающее: подготовить сообщение «Выборы на Руси»
2 ЭТАП
УРОК-ПРКАТИКУМ
ТЕМА «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ»
Цель: в игровой форме изучить тему «Избирательное право».
Задачи:
Выработать умение отстаивать свою точку зрения по политическим вопросам
Воспитывать толерантность к чужой точке зрения.
Познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками
Понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами .Смогут выработать собственное мнение на проблему
Ключевые понятия: избирательная кампания, альтернативные выборы, местное самоуправление, городская дума, городская администрация, комитеты, депутаты, политические партии.Оборудование: Ватманы, фломастеры, ноутбуки с доступной сетью wi-fi, конверты с заданиями, карточки с надписями, магниты
Учитель: Выборы это древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников и даже главарей банд или пиратских шаек. Сейчас мы кого-то да выбираем каждый год. Выборы, короткое слово, но как много информации вбирает в себя. Давайте поиграем с этим словом, извлечем из него еще несколько слов (выборность, борьба, равенство, объединение), которые вместе и покажут нам принципы, на которых проходят выборы.
Итак, сегодня мы попытаемся провести урок –практикум «Избирательная кампания», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения.
Для начала предлагаю узнать, как проходили выборы на Руси. (выступление ученика, получившего опережающее домашнее задание).
Учитель обращает внимание обучающихся на доску (карточки на магнитах): этапы избирательного процесса: Подготовительный (объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей);
Выдвижение и регистрация кандидатов (избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов и собирают подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц)Предварительная агитация (она проходит за счет средств государства, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитация прекращается за день до выборов)Голосование и подведение итогов
Учитель: Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании. Я вам предлагаю разделиться на группы (5), каждая из которых получит по конверту с заданиями. Каждая группа выполняет задание, указанное в карточке:
группа: придумайте политическую рекламу, которую будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую телерекламу (Телевизор или компьютер). Время на подготовку- 10 минут
Подготовьте 2-х минутный устный доклад на следующие темы:
«Почему СМИ называют четвертой властью в обществе?»
«Влияние уровня образования населения на восприятие политической телерекламы?».
2 группа: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку – 10 минут.
3 группа: сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании? Придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании. Время на подготовку – 10 минут
4 группа: Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь:
1. провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений ( 2 человека от «партий», журналисты).
2. Написать заметку в газету, опровергающие выдвинутые против вас обвинения
5 группа: вы получили сообщение о том, что «лидер», соперничающей с вами «партии»: страдает хроническим заболеванием, систематически употребляет психотропные препараты.
Что, по-вашему, следует сделать:
- созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера соперничающей партии,
- проигнорировать информацию,
- шантажировать политического соперника,
- что-либо иное.
Ответ поясните. Время на подготовку – 10 минут
После подготовки группы должны выступить с ответами на предложенные задания.
Учитель: ребята, я предлагаю вам сделать выводы по уроку-практикуму: получилось или нет?
- Насколько важна организация предвыборных кампаний, сами выборы?
- как проходят выборы в вашем населенном пункте?
- выполняются ли все правила проведения кампаний, выборов?
Рефлексия:
Учитель: ребята, у вас на столах лежат конверты с надписью «Рефлексия». Достаньте карточки и ответьте на предложенные вопросы.
Вопросы для рефлексии:
1. Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1. ________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
Что было самым трудным в ходе занятия?
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что нового я узнал(а) на занятии?
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятие?
3 ЭТАП
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА И ЧЛЕНОВ СОВЕТА В ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка:
Ежегодно в МАОУ Верхнезейская СОШ 16 ноября проводятся выборы в органы ученического самоуправления и Президента школы. Данная практика дает положительный результат, так как дети предварительно на уроках обществознания знакомятся с системой избирательного права и процедурой выборов. В выборах участвуют обучающиеся с 5 по 11 классы. В президенты школы имеют право баллотироваться обучающиеся 8-11 классов, в Совет школы -5-11 классы.
Основные этапы избирательной кампании в школе:
Объявление на общешкольной линейке о начале избирательной кампании
Регистрация кандидатов на выборы в Президенты школы и членов Совета «Магистраль»
Сбор голосов за кандидата
Формирование Избирательной комиссии, обучение основным действиям членов комиссии
Агитационная деятельность кандидатов в Президенты школы и членов Совета «Магистраль»
Оглашение предвыборной программы кандидатов на общешкольном собрании электората
Дебаты между кандидатами в Президенты школы и членов Совета «Магистраль»
День Тишины
День выборов, подсчет голосов ИК, составление необходимой документации, постановление об итогах выборов.
На следующий день 17 ноября в выпуске школьных новостей «ЮНИС ТВ» диктор озвучивает результаты выборов.
Вступление в должность Президента школы и членов Совета школы «Магистраль» чрез неделю после оглашения результатов.
Данная методическая разработка позволяет в рамках школьной жизни научить детей пользоваться своими избирательными правами: избирать и быть избранным. Ребята учатся аргументировать свой выбор, анализировать информацию, доказывать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГРППА №1 Характеристика и анализ организационного этапа.
1.Что служит началом избирательной кампании?
2.За сколько времени объявляют о начале выборов?
3.Где располагаются избирательные участки?
4.Кто и как осуществляет подготовку и проведение выборов в России?
ГРУППА №2 – Характеристика и анализ этапа регистрации
кандидатов в депутаты или на выборную должность.
1.Кому принадлежит право выдвигать кандидатов для избрания впредставительные органы?
2. Охарактеризуйте новые подходы выдвижения кандидатур на выборах вГосдуму РФ.
3. Кто и как должен регистрировать выдвинутый список кандидатов?
4. В чём вы видите сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица?
ГРУППА №3 Характеристика и анализ этапа предвыборнойагитации.
1.Когда начинается предвыборная агитация?
2. В чём её смысл?
3.Назовите формы проведения предвыборной агитации.
4.Какую роль играют СМИ в этом процессе?
ГРУППА №4 Характеристика и анализ этапа голосования и
результатов.
1.Когда заканчивается предвыборная агитация?
2. Почему молодёжь проявляет равнодушие к выборам?
3. Чем определяются результаты выборов?
4. Опишите механизм голосования на выборах Президента РФ
5. Когда считается, что выборы закончены?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГРУППА №1 Придумайте политическую рекламу, которую будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую телерекламу (на ноутбуке) . Время на подготовку- 10 минут
2.Подготовьте 2-х минутный устный доклад на следующие темы:
1.«Почему СМИ называют четвертой властью в обществе?»
2.«Влияние уровня образования населения на восприятие политической телерекламы?».
ГРУППА №2 Сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию. Время на подготовку – 10 минут
ГРУППА №3 Сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании? Придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании. Время на подготовку – 10 минут
ГРУППА №4 Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь:
1. провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений ( 2 человека от «партий», журналисты).
2. Написать заметку в газету, опровергающие выдвинутые против вас обвинения
ГРУППА №5 Вы получили сообщение о том, что «лидер», соперничающей с вами «партии»: страдает хроническим заболеванием, систематически употребляет психотропные препараты.
Что, по-вашему, следует сделать:
- созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера соперничающей партии,
- проигнорировать информацию,
- шантажировать политического соперника,
- что-либо иное.
Ответ поясните. Время на подготовку – 10 минут
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для рефлексии:
1. Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1. ________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
Что было самым трудным в ходе занятия?
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что было наиболее интересным в ходе занятия?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что нового я узнал(а) на занятии?
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (-ся) на занятие?