Технологическая карта (конспект) урока на тему: загадочные соседи-лишайники
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 г.о. Жигулёвск Самарская область.
Конспект открытого урока
по теме
«Загадочные соседи – лишайники»
(7 класс).
Подготовила и провела
учитель биологии
Коробова Любовь Викторовна.
Образовательная цель: обеспечить усвоение учащимися системы знаний об особенностях строения лишайников как симбиотических организмов во взаимосвязи с другими темами курса биологии VII класса, показать роль лишайников в природе, их практическое значение.
Задачи:
Образовательные: - продолжить формирование научной картины мира путем расширения представления о многообразии живых организмов; познакомить учащихся с комплексной приспособленностью к симбиозу, значением лишайников в природе и жизни человека;
Коррекционные: развивать способности обучаемых к аналитико-синтетической деятельности: развитие интеллектуальных умений по анализу и синтезу, умению делать выводы, обобщению, а также умений работать с различными источниками информации (ЭОР, учебником, гербарием и тетрадью); развивать познавательный интерес через создание проблемно-поисковых заданий и ситуаций, решение креативных заданий.
Воспитательные: - прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу, обеспечить связь материала с жизнью; продолжить экологическое воспитание путем формирования активного отношения к вопросам глобальных проблем человечества, связанных с загрязнением атмосферы; и формировать ответственное отношение к выполнению заданий, патриотическое воспитание на примере отечественных ученых.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся смогут:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.
Объяснять значение лишайников на земле (в природе и для человека).
Узнавать лишайники, их виды, объяснять особенности их организации.
Метапредметные.
Познавательные:
Смогут находить в учебнике и ЭОР достоверную информацию.
Анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, креативно мыслить.
Делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально.
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные:
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Понимать позицию другого, не допускать конфликтов.
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные:
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние одноклассников.
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Решаемая учебная проблема: «первопроходцы жизни», - кто они?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Интегрированная технология: ИКТ и технология развивающего обучения (проблемного, деятельностного, дифференцированного, эвристического обучения);
Методы:
- частично – поисковый;
- наглядно – иллюстрированный;
- словесный;
- практический;
- исследовательский (самостоятельная работа).
Формы организации урока:
- фронтальная
- индивидуальная;
- парная.
Средства обучения: демонстрационный материал, гербарии (раздаточный материал), магнитная доска с рисунками, презентация к уроку в программе SMART Notebook 10, отрывок текста из книги К. А. Тимирязева «Жизнь растений», музыкальное сопровождение, П. К, проектор, ЭОР: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонина, установленное на ноутбуках.
Межпредметные связи:
С ОБЖ: правила выживания (использование некоторых лишайников в пищу).
С экологией: глобальные экологические проблемы (лишайники – индикаторы чистого воздуха).
Основные новые понятия: лишайники, автогетеротрофы, слоевище.
Технологическая карта урока
Этапы урока:
Цель:
Время:
Планируемый результат
Содержание. Деятельность учителя. ИКТ
Деятельность учащихся
Этапы урока: I. Организационный момент.
Цель: Настроить на учебную деятельность.
Время: 1 мин
Эффективное использование рабочего времени.
Приветствие, проверка готовности учащихся к началу урока. На доске запись: Загадочные соседи –?..
Показывают готовность к уроку.
Этапы урока: II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: Мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности
Время: 2 мин
Личностные:
самоопределение; смыслообразование;
учебно-познавательная мотивация;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Регулятивные:
определять цель, проблему в деятельности
Познавательные:
целеполагание.
1) Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы посмотрели на фотографию. Что на ней запечатлено? Совершенно верно, это же наш школьный двор. Что там интересного? Оказывается, много чего ... Скромные рябинки, растущие в школьном дворе уже не один десяток лет, стали домом для многих живых организмов.
– Кто же может поселиться на стволах деревьев? Догадались? (дети высказывают предположения). Если нет, то вот подсказка - демонстрирую ребус (лишайник)
2) Запись темы «Загадочные соседи – лишайники».
Лишайник – скромный, невзрачный живой организм. Казалось бы, ну что в нем загадочного? Тем не менее долгое время ученые относили лишайники то ко мхам, то к водорослям. Их даже называли «хаос природы» и «убогая нищета растительности». Давайте и мы попробуем найти им место в системе живой природы.
Наша 1 цель: определить местоположение лишайников в системе живой природы.
Этапы урока: III. Актуализация знаний о системе живой природы
Цель: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Время: 2 мин
1. На доске хаотично размещены рисунки с изображениями представителей разных систематических групп живой природы.
Вопросы: Какие существуют царства живой природы? Назовите их признаки.
Работа с гербарным материалом. К какому царству живой природы можно отнести лишайники? Почему вы так считаете?
2. Проблемный вопрос предваряет сообщение ученика: За что лишайники называют «первопроходцами жизни» или «пионерами растительного мира»?
Вывод: лишайники более живучи, чем растения,- поселяются на бесплодных участках, на голых камнях.
1. Отвечают на вопросы, рассматривают гербарии, делятся впечатлениями о том, какие виды они встречали в природе, рассказывают о ягеле. Учащиеся строят первичное предположение, что перед ними растения, т. к. лишайники имеют зеленоватую окраску, ведут прикрепленный образ жизни и т. д.
2. Тезисы сообщения ученика: лишайники живут всюду, - в безжизненной Антарктиде (там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), на кручах Тибета, в полярной тундре, на песках обожженной солнцем Сахары. и т. д
Личностные: формируют внутреннюю позицию и адекватную мотивацию учебной деятельности.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные:
аргументация своего мнения и учет разных мнений
Этапы урока: IV Первичное усвоение новых знаний. Время: 7 мин
Цель: мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
1. Читаю отрывок из книги К. А. Тимирязева «Жизнь растений» (музыкальное сопровождение)
«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой поверхности первый появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа и зной; медленно, но упорно он завоевывает каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются сложные формы жизни».
– Какие качества лишайников отражены в этом тексте? (Выносливость, неприхотливость)
– А смогут ли выжить в описанных условиях растения? (Скорее всего, нет)
2. Фиксация затруднения: – Почему же лишайники столь живучи, могут выжить без воды и почвы, на голых скалах? Где же их место в системе живой природы? (Учащиеся не могут дать однозначного ответа, но высказывают различные гипотезы, выдвигают предположения).
3. Целеполагание. На уроке мы постараемся узнать, почему лишайники могут существовать там, где не встречаются ни водоросли, ни грибы? Кто же они эти “пионеры поселений”? Для того чтобы во всем разобраться, сформулируем основную цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
4. Строение лишайника: Предлагаю послушать четверостишье – загадку:
Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые.
4.1. Вопросы, которые формулируем с детьми: Чем образована белая сетка и что за «зелёные рыбки» в теле лишайника?
4.2. Самостоятельная работа с текстом и рисунком учебника стр 32, 1 абзац, дети делают вывод: лишайник – это два живых организма (гриб и водоросль).
Учитель: Впервые этот факт удалось установить в 1867 г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О. В. Баронецкому.
5. Уточнение особенностей строения с помощью ЭОР
- Демонстрация слайда анимационной презентации. Прием «Озвучка» (рассказ с опорой)
- Заполнение таблицы на интерактивной доске:
Слой
Функции
Корковые слои
(верхний и нижний)
Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чр
змерного освещения
Слой водорослей
Образует органические вещества
Сердцевина
Проводит воздух к клеткам водорослей
6. Питание. Эвристическая беседа на основе загадки.
Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом зерно, мучицу.
6.1. Эвристическая беседа: Кто тут Клим, а кто Пахом, гриб или водоросль?
Какова функция гриба в лишайнике? ( Учащиеся: Гриб всасывает своими гифами воду и минеральные вещества.)
Какую роль выполняют водоросли? (Водоросль создает органические вещества в процессе фотосинтеза)
Каков тип питания лишайника? (Водоросль – автотроф, а гриб – гетеротроф, а вместе, -лишайник автогетеротроф.)
– Какую пользу приносит обоим живым организмам такое сосуществование? Как называются такие взаимополезные отношения? Между какими еще живыми организмами наблюдается симбиоз?
6.2. Учащиеся приходят к выводу, что лишайник - пример симбиоза 2-х живых организмов: автогетеротроф.
7. Классификация слоевищ лишайников по особенностям внешнего строения.
7.1. Самостоятельная работа с ЭОР: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.2 Задание: изучить описание жизненных форм лишайников, классифицировать их в анимационной таблице электронного приложения к учебнику, установленного на ноутбуках.
8. Типы размножения лишайников
8.1. Дальнейшее изучение материала построено на поисковой беседе. Прошу вспомнить, как размножаются водоросли и грибы и предположить, как могут размножаться лишайники.
Ответы: Лишайники размножаются спорами (как грибы), частями слоевища (как грибы – частью грибницы), клубочками (это специфический способ размножения, характерен только для лишайников).
8.2. Демонстрация на экран анимации «размножение лишайника» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Значение лишайников.
9.1. Беседа. – Каково же значение этих «первопроходцев жизни»? Почему их так называли?
(Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. Отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы – почвообразователи)
- Гуляя в лесу, мы можем заметить, что особенно много лишайников вдали от крупных дорог. О чем это говорит? - Индикаторы чистоты воздуха.
9.2. Информация учителя об исследовательской работе школ города Жигулевска по изучению лишайников в черте города, проводимой под руководством сотрудников Национального парка Самарская лука и ее результатах.
9.3. Сообщение ученика о съедобном лишайнике - Служат пищей
Заключение: лишайники – наши скромные соседи, одни из самых удивительных живых организмом, а не «хаос природы», как сказал о них Теофраст.
Познавательные:
осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов их анализа и синтеза,
проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. устанавливают причинно-следственные связи между объектами
Коммуникативные:
-используют речевые средства для решения коммуникативных задач,
-строят монологическое высказывание,
-овладевают диалогической формой коммуникации, -приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Познавательные: -познавательный интерес, -построение логических рассуждений об объекте, его строении, свойствах;
-поиск и выделение необходимой информации в тексте.
Регулятивные:
-вносят необходимые коррективы в действия после завершения работы на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные:
-учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.
Физминутка.+ кинезиологическая релаксация: Упражнение: «Оловянный солдат и тряпичная кукла»
Этапы урока: V Первичная проверка понимания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: организовать коллективную работу по обсуждению вопросов дифференцированных и креативных заданий
Время: 10 мин
Познавательные : строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.
Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аргументация своего мнения и учет разных мнений.
Регулятивные: выполняют учебные действия устно, коррекция речи; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; саморегуляция.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
1уровень:
1) Опишите питание лишайников. (Воспроизведение текста, требующего при воспроизведении определённой последовательности)
2) Какие факты говорят о том, что лишайники – живые организмы? (Задание на выявление фактов)
2уровень:
1) Как лишайники участвуют в почвообразовании? (Задание на анализ предполагает умение школьниками выделять в объекте признаки и устанавливать между ними связи)
2) Почему лишайники называют автогетеротрофами? (Задание на абстрагирование требует определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов)
3Уровень: 1)Докажите, что лишайники – это особая группа организмов, не похожая на другие. (Задание на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему)
Теперь, когда изучены особенности строения лишайников, прошу ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока, и сделать вывод о принадлежности лишайников к царствам живой природы. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей.
Этапы урока: VI Контроль усвоения
Цель: выполнить итоговый тест на ноутбуках, самопроверка, анализ допущенных ошибок. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Регулятивные: контроль, коррекция, самоанализ допущенных ошибок
Этапы урока: VII 2 мин. Домашнее задание:
1. подготовиться отвечать на вопросы т. ч. раздела «подумайте».
2. Придумать схему взаимодействия в природе бактерий, грибов и лишайников (Задание на объединение двух или более систем в одну).
Этапы урока: VIII 1 мин. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что вы узнали? Зачем вам нужно новое знание?
Что было интересным? Какие затруднения возникли при работе на уроке?
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
2.
3.
4.
Строение таллома лишайника.
Классификация слоевищ лишайников
Размножение лишайника.
Вопросы, для контроля знаний по теме «лишайники»
1.Информационный
2.1Слайд - шоу
2.2Практический
3.Информационный
4. Интерактив
1.3D рисунок строения таллома
2. Слайд анимационной презентации
2.1Анимация с голосовым сопровождением
2.2.Интерактивное задание таблица.
3.Интерактивная анимация
(звуковое сопровождение)
4 Контрольный тест с самопроверкой
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронное приложение к учебнику, установленное на ноутбуках учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самоанализ урока:
На открытом уроке по теме «Загадочные соседи – лишайники» в 7 классе была использована интегрированная модель использования ИКТ- технологий и технологий развивающего обучения, применены ЭОР.
На этапе подготовки к данному уроку двое учащихся получили опережающее задание представить выступление в виде мини-сообщения, для чего дети должны были найти материал в Интернете, редактировать его.
Урок открытия новых знаний построен в технологии развивающего обучения с применением технологии проблемного обучения и деятельностного подхода к процессу познания. Разработана технологическая карта урока.
Структура урока соответствует современным требованиям развивающего обучения. Применяется частично-поисковый метод, когда на каждом этапе урока обучающиеся постоянно делают «открытия». «Открытие» темы урока: «Загадочные соседи - » происходит в ходе эвристической беседы на фоне демонстрации фотографии школьного двора, а объект изучения разгадывается с помощью ребуса.
При выполнении пробного учебного действия по определению систематического положения лишайника, фиксируется затруднение, после чего определяется интегрирующая цель урока, - выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
Первичное усвоение новых знаний проходит поэтапно (поиск ответов на задания – загадки) в ходе самостоятельной работы с текстом и ЭОР.
Первичная проверка понимания строится при обсуждении дифференцированных заданий, развивающих креативное мышление.
Для первичного закрепления организовано индивидуальное тестирование на ноутбуках (ЭОР).
Домашнее задание вариативное (по выбору).
На этапе рефлексии подведены итоги занятия.
На данном уроке реализованы следующие виды учебной деятельности в информационной образовательной среде со словесной основой:
Самостоятельная работа с учебником и электронным образовательным ресурсом,- источниками информации в технологии поддерживающего (объяснительно-иллюстративного) и развивающего обучения.
Подготовка и представление обучающимися публичного выступления в виде сообщения, поиск информации в сети Интернет.
Выполнение заданий по классификации понятий.
цђЗаголовок 1цђЗаголовок 2цђЗаголовок 3цђЗаголовок 4цђЗаголовок 5цђЗаголовок 6цђЗаголовок 7цђЗаголовок 8цђЗаголовок 915