Образовательная программа Хоровое пение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ «РАДУГА»
ТАТАРСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено и одобрено
педагогическим советом
Протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДОД ДШИ
Татарского района
_____________Я.Г. ПАНКРАЦ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Возраст обучающихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Ульбертова Ольга Васильевна,
преподаватель хорового класса, сольного пения
Татарск 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка.3
Контроль и учёт успеваемости.5
Критерии контрольных требований...6
Требования к организации и проведению контрольного урока, экзамена.7
знания, умения и навыки по годам обучения...7
Прогнозируемый результат (модель выпускника)..8
Учебно-методический комплекс.........................................................................8
- Рабочие тетради № 1,2,3,4,5,6
- Плакаты № 1,2
- Диски с фонограммами № 1,2,3,4
- Технологический паспорт преподавателя
- Детские музыкальные инструменты
Учебно-тематический план..9
Первый класс .9
Второй класс..............11
Третий класс..............13
Четвёртый класс...15
Содержание программы..17
Первый класс 17
Второй класс..............18
Третий класс..............19
Четвёртый класс...20
Примерный репертуарный список....21
Список использованной литературы26
Список методической литературы...26
13 PAGE 14315
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа соответствует художественно-эстетической направленности.
Программа модифицирована для общеэстетического отделения ДШИ «Радуга» с учётом специфики работы в МОУ-лицее на основе программы Министерства культуры СССР «Хоровой класс (коллективное музицирование) для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ». Составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, Москва, 1988 г.
Дополнительное образование несёт важную социальную функцию, которая заключается в том, чтобы средствами искусства (в частности, хорового пения) способствовать развитию и оздоровлению детей, адаптировать детей к жизни, формировать их общую культуру, музыкальный вкус, навыки коллективного общения, развивать мышление, фантазию, раскрывать индивидуальность, развивать интерес к хоровому пению, а также профессионально самоопределиться. Школа искусств создаёт условия для реализации личностного творческого потенциала любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей.
Данная программа обладает элементами новизны:
конкретизирован контроль и учёт успеваемости;
изменены годовые требования;
сформулированы знания, умения, навыки по годам обучения;
сформулирован прогнозируемый (конечный) результат (модель выпускника) обучения учащихся;
составлен список использованной литературы;
составлен список методической литературы;
программа содержит список учебно-методического комплекса;
добавлен теоретический материал;
составлен новый репертуарный список.
Программа гибкая: возможна перестановка тем, изменение почасового плана, репертуарного списка.
Программа реально выполнима: в распоряжении преподавателя просторный класс для занятий в МОУ-лицее; магнитофон, караоке, инструмент фортепиано; в ДШИ библиотека с нотным и методическим материалом, аудио-/CD/DVD записями; студия звукозаписи, актовый зал для репетиций и концертных выступлений.
Программа обладает цельностью: в ней содержится весь объем информации учебного процесса. Все её части увязаны между собой и подчинены цели и задачам.
ЦЕЛЬ программы: воспитание гармонично развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей средствами хорового пения.
ЗАДАЧИ программы:
воспитательные: воспитать у ребенка музыкальный вкус, чувство коллективизма, любовь к музыке к своей родине.
развивающие: развить музыкальный слух и музыкальный кругозор.
3
образовательные:
формирование необходимых вокально-хоровых знаний, умений и навыков (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и др.)
дать первоначальные знания в области музыкальной грамоты
Возраст детей, на которых рассчитана данная образовательная программа 6,5 – 8 лет, и срок её реализации составляет 4 года.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе хорового пения является групповой урок (состав группы в среднем составляет 18 – 25 человек). Состав группы смешанный: занятия проводятся совместно мальчики с девочками. Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.
В соответствии с рабочими учебными планами занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Время длительности урока:
1 класс по 30 минут, со II полугодия по 35 минут;
2-4 классы по 40 минут.
Учебный год разделен на четыре четверти:
I четверть – 9 часов;
II четверть – 7 часов;
III четверть – 10 часов; 1 класс – 9 часов;
IV четверть – 8 часов
Всего в учебном году – 34 часов (для 1 класса 33 часа).
Общий объём курса – 135 часов.
Репетиционные занятия могут проводиться как в классе в МОУ-лицея, так и в детской школе искусств, РДК.
Музыкальное сопровождение на уроках включает в себя различные виды: инструментальное (фортепиано), фонограмма (минус один), караоке.
За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:
1 класс – 16 - 18;
2 класс – 15 - 17;
3 класс – 13 - 15;
4 класс – 10 - 13.
Выпускная программа составляется в конце первого полугодия выпускного класса и утверждается на заседании учебной площадки
В работе над произведениями возможна различная степень завершённости исполнения: некоторые произведения готовятся для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.
В репертуаре класса должны присутствовать народные игры, попевки, песни, произведения советских, современных, отечественных композиторов. Возможно разучивание песен с электронным аккомпанементом (с компьютерной аранжировкой).
4
Кроме выучивания нового музыкального материала, необходимо регулярное повторение ранее выученных произведений (накопление исполняемого репертуара).
Для расширения музыкального кругозора учащихся возможны пояснительные беседы педагога о композиторах, песни/произведения которых исполняет хор.
В рабочих занятиях возможно применение знаний нотной грамоты, навыки сольфеджирования, а также пения по слуху.
Для улучшения большей заинтересованности учащихся в работе и дисциплины педагог тесно взаимодействует с родителями: приглашает на концерты, конкурсы и др.
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
ДШИ осуществляет текущий и промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся в соответствии с Уставом школы и требованиями Закона РФ «Об образовании».
Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе индивидуальной и групповой проверки знаний.
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся: осуществляется регулярно преподавателем, ведущим предмет, в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки (дифференцированная (пятибалльная), словесная). На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки;
- промежуточная аттестация учащихся: контрольные уроки, контрольные просмотры; открытые концерты; конкурсы и просмотры к ним;
- итоговая аттестация учащихся: экзамены проводятся в выпускном 4 классе в соответствии с действующими рабочими учебными планами.
Формы контроля учебной работы:
- текущее занятие: поурочное оценивание;
- контрольные уроки:
- проводятся в конце I, III, IV четвертях;
- в конце II четверти вместо контрольного урока проводится Новогодний утренник;
- проводит преподаватель с обязательным применением оценок;
- контрольные просмотры, открытые концерты, конкурсы и просмотры к ним:
- проводятся в соответствии с годовыми планами ДШИ и МОУ-лицея;
- исполнение песен по обоюдному согласию учащихся и преподавателя (количество: от одного и более произведений);
- участие во всех перечисленных видах контроля приравнивается к выступлению на контрольном уроке;
- экзамены:
- проводятся в конце учебного года в мае месяце в 4 классе;
- выносятся четыре хоровых произведения;
- итоговая оценка по предмету выводится на основании годовой и экзаменационной оценок, полученных учащимся в течение последнего (четвёртого) года обучения;
5
- учащемуся, заболевшему в период промежуточной аттестации, выводится на основании текущих оценок.
При подведении итоговой или переводной в следующий класс оценки учитывается следующее:
Оценка итоговой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.
Оценка ученика за выступление на контрольном уроке или экзамене.
Другие выступления ученика в течение учебного года.
Все выступления учащихся в течение учебного года тщательно обсуждаются и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учениками успехи и имеющиеся недостатки. При выставлении оценки учитывается качество исполнения, соответствие репертуара примерному уровню трудности для каждого года обучения. Программы всех выступлений и их оценка фиксируются в журнале.
Оценки текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в соответствующей учебной документации: в журнале учёта успеваемости и посещаемости, в дневник учащегося, в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки (выставляются по результатам текущего контроля, если учащийся посетил не менее 50% учебных занятий, если менее 50% - выносится на рассмотрение педагогического совета ДШИ)).
Учащиеся, освоившие образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Учащиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по предмету, по решению педагогического совета школы отчисляются из школы в соответствии с Уставом школы.
Выпускникам школы выдаётся документ об образовании в соответствии с лицензией.
Лицам, не завершившим образование в ДШИ, выдаётся справка установленного образца (считаются учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию, либо не имеющие положительную итоговую оценку по предмету).
Наиболее одарённые дети по окончании общеэстетического курса на учебной площадке в МОУ лицей поступают в ДШИ «Радуга» на любые отделения без предварительного просмотра.
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
общекультурный и музыкальный уровень;
музыкальность исполнения (динамичность, ритмичность, эмоциональность, умение слушать себя и аккомпанемент, владение голосом);
грамотное, выразительное, технически свободное исполнение песни/произведения;
певческие навыки (певческое дыхание (правильный бесшумный вдох и выдох исходя из темпа исполняемого произведения);
точное интонирование;
певучесть, напевность голоса (кантилена) (для медленных произведений);
дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция;
орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи;
недопустимо форсирование звучания, «белый» (пустой) звук;
умение петь в унисон (для исполнения в хоре).
6
выражение заинтересованности и эмоциональность.
ТРЕБОВАНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОГО УРОКА, ЭКЗАМЕНА:
Форма и содержание открытого урока определяется преподавателем.
Контрольный урок, экзамен должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкальный и теоретический (только для контрольных уроков) материал, соответствующий требованиям класса.
Итоги контрольного урока, экзамена анализируются комиссией.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Первый год обучения
овладеть навыком дыхания;
уметь петь хором песни в диапазоне квинты – септимы с ровной мелодией без скачков, с сопровождением;
уметь двигаться под музыку;
определять и осознавать на слух лад (мажор, минор);
определять и осознавать на слух динамические оттенки (p, f);
знать теоретические сведения: музыкальные и шумовые звуки, высокие и низкие звуки, скрипичный ключ, ноты, длительности нот, клавиши и клавиатура, октавы, тон и полутон, динамические оттенки (p, f).
Второй год обучения
уметь петь несложные песни в пределах октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки, с сопровождением;
узнавать мелодию по ритмическому рисунку;
определять и осознавать на слух мелодические обороты (движения, вниз);
7
знать теоретические сведения: паузы, знаки, увеличивающие нотные длительности, знаки альтерации, динамические оттенки, такт, тактовая черта, размер, ритм, темп.
Третий год обучения
уметь петь песни более октавы с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики и размера;
пение канонов;
простукивать ритмический рисунок исполненной мелодии;
знать теоретические сведения: лады (мажор, минор), хор и его виды, канон.
Четвёртый год обучения
уметь исполнять двухголосные песни;
уметь чисто интонировать мелодию;
знать теоретические сведения: затакт, определения (дуэт, трио, квартет)
7
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
(МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА)
За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:
- навыки и потребность в коллективном музицировании,
- умения владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе цепным, звуковедением, строем, дикцией, ансамблем, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков),
- умения понимать художественный образ художественного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл,
- навыки работы со словом, музыкальной и поэтической и музыкальной фразы, формой исполняемого произведения,
- умения чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей,
- быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста или группы солистов с хором,
- владеть навыками дирижёрского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижёра,
- понимания требований к агогическим и динамическим изменениям,
- иметь достаточный объём пройденных произведений разных по содержанию и жанрам,
знать состав различных хоров.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Рабочие тетради № 1,2,3,4,5,6
Плакаты № 1,2,3
Диски с фонограммами № 1,2,3,4
Технологический паспорт преподавателя
Приложение (музыкальные инструмент, динамические оттенки, музыкальные и шумовые, низкие и высокие звуки).
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ КЛАСС
№ урока
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ЧЕТВЕРТЬ
Кол-во
часов
1-2
Музыкальные и шумовые звуки
Муз. О. Юдахиной, сл. Г. Новицкой. «Гномик»
2 ч.
3-4
Высокие и низкие звуки
Муз. А. Островского, сл. З. Петровой. «Азбука»
2 ч.
5
Скрипичный ключ
Муз. А. Островского А., сл. Петровой З. «Азбука»
1 ч.
6-7
Ноты
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Осень в гости к нам идет»
2 ч.
8
Ноты
Муз. Р. Роджерса, сл. М. Цейтлиной. «Звуки музыки».
Муз. и сл. Е.Гомоновой. «Осень в гости к нам идет»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Длительности нот
Муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана. «Новогодняя песенка» из кинофильма «Джентльмены удачи»
1 ч.
2
Длительности нот
Муз. и сл. М. Картушиной. Игра «Заморожу»
1 ч.
3
Длительности нот
Сл. автора начала века, муз. Е. Гомоновой. «Танец снежинок»
1 ч.
4
Муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашёвой. «В лесу родилась елочка»
1 ч.
5
Муз. М. Красева, сл. Е.Александровой. «Ёлочка»
Муз. и сл. А. Александрова. «Ёлочка большая»
1 ч.
6
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Дед Мороз»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
9
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Клавиши и клавиатура
Сл. И. Бурсова, муз. Е.Гомоновой. «Доброта»
2 ч.
3
Октавы
Сл. И. Бужова муз. Е. Гомоновой. «Доброта»
1 ч.
4
Динамические оттенки p и f
Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Валиной. «Веселый музыкант»
1 ч.
5
Тон и полутон
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой»
1 ч.
6
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой» (музыкально-ритмические движения»)
1 ч.
7 - 8
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Подарки маме», «Мамочке любимой» (музыкально-ритмические движения»)
2 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1
Высокие и низкие звуки (повторение)
Муз. Т. Назаровой – Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
2
Ноты и нотоносец. Скрипичный ключ
Муз. Т. Назаровой – Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
3
Длительности нот
Муз. Т. Назаровой – Метнер, сл. Е. Каргановой. «Топ и Хлоп»
1 ч.
4
Клавиши и клавиатура
Муз. Л. Лядовой, сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварём»
1 ч.
5
Октавы
Муз. Л. Лядовой, сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварем»
1 ч.
6
Тон и полутон
Муз. Л. Лядовой сл. Л. Некрасовой. «Прощание с букварем»
1 ч.
7
Динамические оттенки
Сл. З. Петровой, муз. З. Левиной. «Неваляшки»
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
10
ВТОРОЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1
Ноты и нотоносец. Скрипичный ключ
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
1 ч.
2
Длительности нот
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
1 ч.
3-4
Паузы
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты»
Муз. Е. Гомоновой, сл. А. Шибицкой. «Листики»
2 ч.
5
Знаки, увеличивающие нотные длительности
Муз. Е. Гомоновой, сл. А. Шибицкой. «Листики»
1 ч.
6-7-8
Знаки альтерации
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бемоль»,
Муз. и сл.А. Абелян. «Про диез»,
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бекар».
3 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Динамические оттенки f и p
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Метелица»
1 ч.
2
Динамические оттенки: ff, pp, mp, mf
Муз. и сл. М. Картушиной. Игра «Заморожу»
Муз. Л. Аксёновой, сл. С. Королевой. «Новогодний танец»
1 ч.
3
Динамические оттенки: крещендо и диминуэндо
Муз. и сл. Л. Аксёновой. Песня-игра «Танец с новогодним дождем»
1 ч.
4
Муз. А. Филиппенко, сл. Р. Бойко. «Новогодняя»
1 ч.
5
Сл. и муз. М. Каршушиной. «Елочка»
1 ч.
6
Муз. В.Витлина, сл. С. Погореловского. «Дед Мороз»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
11
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Такт и тактовая черта
Муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина. «Это знает всякий» из телефильма «Приключение электроника»
2 ч.
3-4-5
Размер
Муз. С. Бугославского, сл. О.Высоцкой. «Песня о пограничнике»
3 ч.
6-7
Ритм. Темп
Муз. М. Парухаладзе, сл. М.Пляцковского. «Мамина песенка»
2 ч.
8
Ритм. Темп
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
9
Клавиши и клавиатура. Октавы
Муз. Н. Бордюг сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1
Длительн
·ости нот. Паузы. Знаки увеличивающие нотные длительности
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
2
Ноты
Муз. Н. Бордюг, сл. И. Мазнина. «Если утки»
1 ч.
3
Знаки альтерации
Муз. и сл. А. Абелян. «Про бемоль», «Про диез», «Про бекар» (повторение)
1 ч.
4
Динамические оттенки (повторение)
Муз. и сл. Е. Гомоновой. «Праздник – безобразник»
1 ч
5 - 6
Такт и тактовая черта, размер
Сл. и муз. Е.Гомоновой. «Праздник-безобразник»
2 ч.
7
Ритм. Темп
Сл. и муз. Е.Гомоновой. «Праздник-безобразник»
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
12
ТРЕТИЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Ноты (письмо)
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра»
2 ч.
3
Длительности нот. Знаки увеличивающие нотные длительности (письмо)
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра»
1 ч.
4
Паузы
Муз. и сл. Болдыревой. «Непогодица»
1 ч.
5-6
Такт и тактовая черта
Муз. и сл. Болдыревой. «Непогодица»
2 ч.
7
Размер
Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен. «Осень»
1 ч.
8
Знаки альтерации
Муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен. «Осень»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Динамические оттенки
Муз. В. Витлина сл. С. Погореловского. «Метелица»,
Песня-игра «Буги-вуги»
2 ч.
3
Муз. В. Кондратенко, сл. И. Черницкой. «Новогодняя песенка»
1 ч.
4
Муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой. «Ёлка»
1 ч.
5
Муз. и сл. А. Александрова. «Дед Мороз»
1 ч.
6
Муз. и сл. А. Александрова. «Ёлочка любимая»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
13
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1
Лады в музыке
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
2
Мажорный лад
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
3
Минорный лад
Муз. Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. «Дружат дети»
1 ч.
4
Минорный лад
Муз. Л. Лядовой, сл. З. Петровой. «Капитан»
1 ч.
5-6
Муз. Л. Лядовой, сл. З. Петровой. «Капитан»
2 ч.
7-8
«Праздник бабушек и мам»
2 ч.
9
Хор и его виды. Слушание хора А. Пятницкого, народный хор
1 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1 - 2
Русские народные песни
Р.н.п. «На горе-то калина»
2 ч.
3
Ноты
«Школьное рондо»
1 ч.
4
Длительности нот. Паузы
«Школьное рондо»
1 ч.
5
Такт и тактовая черта. Размер
«Школьное рондо»
1 ч.
6
Знаки альтерации. Лады
«Школьное рондо»
1 ч.
7
Подготовка к контрольной работе
1 ч.
8
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
14
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
1
Скрипичный ключ
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
2
Клавиши и клавиатура
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
3
Октавы
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
4
Длительности нот.
Муз. Г. Ребровой, сл. З. Петровой. «Осень»
1 ч.
5
Паузы
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
6
Знаки, увеличивающие нотные длительности
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
7
Ритмический диктант
Муз. и сл. В. Балахоненковой. «Мы простились с летом»
1 ч.
8
Знаки альтерации
Муз. Ю. Матвеева, стихи А. Блока. «Зайчик»
1 ч.
9
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
9 ч.
II ЧЕТВЕРТЬ
1
Такт и тактовая черта. Размер
Муз. В. Ренева, сл. Е. Валиной. «Сказочка»
1 ч.
2
Затакт
Муз. В. Ренева, сл. Е. Валиной. «Сказочка»
1 ч.
3
Муз. Л. Лядовой, стихи Г. Ходосова. «Новогодняя полька»
Игра «Буги-вуги»
1 ч.
4
Муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой. «Что за дерево такое?»
1 ч.
5
Муз. и сл. А. Александрова. «Дед Мороз»
1 ч.
6
Муз. В. Кондратенко, сл. Ф.Финкельштейна. «Снежинки-пушинки»
1 ч.
7
Новогодний утренник
1 ч.
ВСЕГО:
7 ч.
15
II ПОЛУГОДИЕ
III ЧЕТВЕРТЬ
1
Ансамблевое исполнение. Дуэт. Трио. Квартет
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
1 ч.
2-3
Канон
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
2 ч.
4-5
Хор и его виды
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
2 ч.
6
Проверочная работа
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
1 ч.
7-8-9
Лады
Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. «Моя Россия»
3 ч.
10
Контрольный урок
1 ч.
ВСЕГО:
10 ч.
IV ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева. «Школьный корабль»
2 ч.
3
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
1 ч.
4-5
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Дорога Добра»
2 ч.
6
Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. «Моя Россия»
1 ч.
7
Подготовка к экзамену
1 ч.
8
Экзамен
1 ч.
ВСЕГО:
8 ч.
16
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Правильное положение корпуса.
Спокойный, без напряжения, вдох.
Одновременный вдох перед началом пения.
Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу.
Четкое произношение согласных в слове.
Слуховое осознание чистой интонации.
Вокально-хоровые упражнения на дыхание, на развитие кантиленного звуковедения, правильное звукообразование, артикуляцию.
Пение:
- упражнений из 2-3 соседних звуков,
- песен с диапазоном в пределах квинты-септимы с ровной мелодией без скачков, с сопровождением.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Движения под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков (f , p).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Рисунок к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Музыкальные и шумовые звуки.
Высокие и низкие звуки.
Скрипичный ключ.
Ноты.
Длительности нот.
Клавиши и клавиатура.
Октавы.
Тон и полутон.
Динамические оттенки (p, f).
17
ВТОРОЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО–ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Продолжаем работать над правильным положением корпуса, певческим дыханием.
Вокально-хоровые упражнения на звуковедение, звукообразование, артикуляцию.
Пение:
- упражнений 2-3 соседних звуков,
- скороговорок на одной ноте с постепенным ускорением темпа,
- несложных песен с диапазоном в пределах октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки,
- с сопровождением.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
Движения под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх и вниз).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Паузы.
Знаки, увеличивающие нотные длительности.
Знаки альтерации.
Динамические оттенки (ff , pp, mp, mf, sf, крещендо, диминуэндо).
Такт, тактовая черта.
Размер.
Ритм, темп.
18
ТРЕТИЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО–ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Вокально-хоровые упражнения на дыхание, на развитие звуковедения, звукообразования, на динамику, артикуляцию, дикцию, двухголосие).
Пение:
- упражнений из 3-5 соседних звуков,
- скороговорок на одной ноте с постепенной сменой темпа и динамики,
- песен с диапазоном более октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, скачки, повторяющиеся звуки, с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики, размера,
- канонов.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
Движение под музыку:
- ходьба,
- бег,
- элементарные танцевальные движения.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх, вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Импровизация мелодии на данный текст.
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Лады (мажор, минор).
Хор и его виды.
Канон.
19
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Упражнения на развитие подвижности голоса, расширение диапазона, динамику, артикуляцию, дикцию, звуковедения, звукообразования, двухголосие.
Пение:
- упражнений из 3-5 звуков с интервалами терция кварта, октава,
- скороговорки на 1 ноте с постепенной сменой темпа и динамики,
- песен с диапазоном более октавы, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, скачки, повторяющиеся звуки, с сопровождением и без сопровождения, со сменой темпа, динамики, размера,
- канонов,
- двухголосных песен.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
Движение под музыку:
- ходьба,
- бег,
-танцевальные движения.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Определение на слух и осознание:
- лада (мажор, минор),
- динамических оттенков,
- мелодических оборотов (движение вверх, вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки).
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Импровизация мелодии на данный текст.
Рисунки к песням.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Затакт.
Дуэт, трио, квартет – определения
Повторение пройденного материала.
20
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
№
Название книги
Стр.
Авторы
Название песни
Кл.
1
Рабочая тетрадь
№ 1
1
Муз. Е.Гомоновой сл.И.Бурсова
Доброта
1-2
2
Рабочая тетрадь
№ 1
3
Муз. Е.Гомоновой сл.Ю.Энтина
Песня друзей
2
3
Рабочая тетрадь
№ 1
6
Муз.И.Шахова
Сл.М.Садовского
Счастливый человек
2
4
Рабочая тетрадь
№ 1
9
Муз.Г.Гладкова
Сл.Ю.Энтина
Это знает всякий
2
5
Рабочая тетрадь
№ 1
12
Муз.Н.Бордюг
Сл.И.Мазнина
Если утки
2
6
Рабочая тетрадь
№ 1
14
Муз.Д.Львов-Компанеец
Сл. В.Викторова
Дружат дети всей земли
2
7
Рабочая тетрадь
№ 1
16
Муз.и сл. Е.Гомоновой
Праздник безобразник
2
8
Рабочая тетрадь
№ 1
20
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Идет по свету сказочка
2
9
Рабочая тетрадь
№ 1
22
Муз.Д.Кабалевского
Сл. И.Ракилло
Игра гостей
2
10
Рабочая тетрадь
№ 1
24
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Продолжение сказки
3
11
Рабочая тетрадь
№ 1
27
Муз.Р.Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Школьное рондо
3
12
Рабочая тетрадь
№ 1
30
Муз.Н.Песков
Сл.С.Фурина
«Чтобы солнышко светило»
3
13
Рабочая тетрадь
№ 1
32
Муз.М.Калининой
Сл.Г.Ладонщикова
Медведь проснулся
3
14
Рабочая тетрадь
№ 1
35
Муз.Г.Гладкова
Сл.В.Лугового
Песня о волшебниках
3
15
Рабочая тетрадь
№ 1
38
Муз.М.Минкова
Сл. Ю.Энтина
Дорога Добра
3
16
Рабочая тетрадь
№ 1
38
Муз.А.Рыбникова
Сл.Ю.Энтина
Буратино
3
17
Рабочая тетрадь
№ 1
40
Муз.Д.Кабалевского
Сл.Е.Долматовского
Школьные годы
4
18
Рабочая тетрадь
№ 1
43
Р.н.п.
Во поле береза стояла
4
19
Рабочая тетрадь
№ 1
44
Муз.О.Галахова
Сл. Г.Андреевой
Во дворе
4
20
Рабочая тетрадь
№ 1
48
Муз.В.Шаинского
Сл.М.Матусовского
Вместе весело шагать
4
21
Рабочая тетрадь
№ 1
48
Муз.А.Островского
Сл.Л.Ошанина
Пусть всегда будет солнце
3
22
Рабочая тетрадь
№ 1
49
Муз. Глинка
Сл.Н.Кукольника
Попутная песня
4
23
Рабочая тетрадь
№ 1
50
Муз.Р. Габичвадзе
Сл. Я.Халецкого
Идет по свету сказочка
4
24
Рабочая тетрадь
№ 1
53
Муз.Е.Крылатова
Сл.Ю.Энтина
Прекрасное далеко
4
25
Рабочая тетрадь
№ 1
53
Муз.Е.Птичкина
Сл.М.Пляцковского
Сказки гуляют по свету
4
26
Рабочая тетрадь
№ 2
1
Муз.Н.Дремлюги
Сл.Т.Масенко
Песня о школе
1
27
Рабочая тетрадь
№ 2
2
Муз.А.Островского
Сл.З.Петровой
Азбука
1
28
Рабочая тетрадь
№ 2
3
Сл.В.Викторова
Мы сидим за партами впервые
1
29
Рабочая тетрадь
№ 2
4
Сл.В.Викторова
Переменка
1
30
Рабочая тетрадь
№ 2
6
Сл.В.Викторова
Все новое у нас
1
31
Рабочая тетрадь
№ 2
8
Муз.С.Соснина
Сл.К.Ибряева
Песенка первоклассника
1
32
Рабочая тетрадь
№ 2
10
Муз.О.Юдахиной
Сл.Р.Новицкой
Гномик
1
33
Рабочая тетрадь
№ 2
12
Р.н.п.
Игра «Зайка»
1
34
Рабочая тетрадь
№ 2
13
муз.Л.Лядовой
Сл.Л.Некрасовой
Прощание с букварем
1
35
Рабочая тетрадь
№ 2
15
Муз.Т.Назаровой-Метнер
Сл.Е.Каргановой
Топ и хлоп
1
36
Рабочая тетрадь
№ 2
18
Муз.Б.Савельева
Сл.М.Пляцковского
Если добрый ты
1
37
Рабочая тетрадь
№ 2
19
Муз.Б.Савельева
Сл.М.Пляцковского
Дружба
1
38
Рабочая тетрадь
№ 2
20
Муз.З.Левиной
Сл.З.Петровой
Неваляшки
1
39
Рабочая тетрадь
№ 2
21
Муз.Д.Кабалевского
Сл.Е.Шварца
Кто дежурные
1
40
Рабочая тетрадь
№ 2
22
Сл.и муз. О.Боромыковой
Песенка нот
1
41
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
4
Сл.Ю.Полухина
Мой щенок
2
42
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
16
Сл.В.Харитонова
Терпение минуточку
2
43
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
28
Сл.З.Петровой
Капитан
3
44
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
45
Сл.Я.Акима
Рыбак
1
45
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
52
Сл.М.Пляцковского
Хорошо бы!
2-3
46
«Почемучка». Детские песни Людмилы Лядовой
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
59
Сл. З.Ямпольской
Космонавты
47
Рабочая тетрадь
№ 3
1
Муз.М.Картушиной
Игра «Заморожу»
1-2
48
Рабочая тетрадь
№ 3
2
Муз.Е.Гомоновой
Сл.автора нач.века
Танец снежинок
1
49
Рабочая тетрадь
№ 3
4
Муз.Л.Книппер
Сл.А.Коваленкова
Почему медведь зимой спит
1
50
Рабочая тетрадь
№ 3
6
Муз.В.Витлина
Сл.С.Погореловского
Дед Мороз
51
Рабочая тетрадь
№ 3
7
Муз.и сл.Л.Аксенова
Танец с новогодним дождем
2
52
Рабочая тетрадь№3
8
Муз.и сл.Л.Аксенова
Метелица
2
53
Рабочая тетрадь
№ 3
10
Муз.А.Филиппенко
Сл.Г.Бойко
Новогодняя
2
54
Рабочая тетрадь
№ 3
12
Муз.А.Филиппенко
Сл.Г.Бойко
Елочка большая
2
55
Рабочая тетрадь
№ 3
14
Муз.и сл. М.Картушиной
Ёлочка!
3
56
Рабочая тетрадь
№ 3
16
Муз.О.Буйновской
Сл.Лешкевич
Ёлочка
3
57
Рабочая тетрадь
№ 3
18
Муз.М.Старокадомс-кого
Что за дерево такое?
3
58
Рабочая тетрадь
№ 3
20
Муз.Л.Аксеновой
Сл.С.Королевой
Новогодний танец
3
59
Рабочая тетрадь
№ 3
21
Муз. В.Кондратенко
Сл.И.Черницкой
Новогодняя песенка
3
60
Рабочая тетрадь
№ 3
22
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Снежинки-пушинки
4
61
Рабочая тетрадь
№ 3
24
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Ёлочка любимая
4
62
Рабочая тетрадь
№ 3
26
Муз.В.Кондратенко
Сл.Ф.Финкельштейна
Дед Мороз
4
63
Рабочая тетрадь
№ 3
28
Муз.В.Ренёва
Сл.Е.Валиной
Сказочка
4
64
Рабочая тетрадь
№ 3
30
Муз. М.Красева
Сл.З.Александровой
Маленькой елочке
1
65
Рабочая тетрадь
№ 3
31
Муз.Л.Бекмана
Сл.Т.Кудашевой
В лесу родилась елочка
1
66
Рабочая тетрадь№4
1
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Танец капелек
1
67
Рабочая тетрадь
№ 4
4
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Осень в гости к нам пришла
1
68
Рабочая тетрадь
№ 4
6
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Осень
2
69
Рабочая тетрадь
№ 4
8
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Разноцветные листы
2
70
Рабочая тетрадь
№ 4
10
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Танец с осенними листочками
2
71
Рабочая тетрадь
№ 4
12
Муз.Е.Гомоновой
Сл.А.Шибицкой
Листики
2
72
Рабочая тетрадь
№ 4
15
Муз.Ю.Матвеева
Сл.А.Блока
Зайчик
3
73
Рабочая тетрадь
№ 4
17
Муз. и сл.
Е.Болдыревой
Песенка про непогодицу
3
74
Рабочая тетрадь
№ 4
20
Муз. М.Красева
Сл.М.Ивенсен
Осень
2-3
75
Рабочая тетрадь
№ 4
21
Муз.Л.Семеновой
Сл.Н.Найденовой
Листопад
3
76
Рабочая тетрадь
№ 4
23
Сл.В.Балахоненковой
Муз.Л.Князевой
Мы простились с летом
4
77
Рабочая тетрадь№4
25
Сл. русские народные
Солнышко
1
78
Рабочая тетрадь
№ 4
26
Муз.С.Полонского
Сл.Н.Виноградова
Весенняя песенка
3
79
Рабочая тетрадь № 4
28
Муз.С.Разоренов
Сл.Б.Иоблева
Подснежник
3
80
Рабочая тетрадь № 4
30
Муз.В.Герчик
Сл.С.Вышеславцева
Весна
2-3
81
Рабочая тетрадь№5
1
Сл.И.Шаферана
Бабушки
3
82
Рабочая тетрадь
№ 5
4
Сл.И.Шаферана
Праздник бабушек и мам
3
83
Рабочая тетрадь№5
7
Муз.и сл. Е.Гомоновой
Подарки маме
84
Рабочая тетрадь
№ 5
8
Муз. Ю.Чичков
Сл.К.Ибряева и Л.Кондрашенко
Самая счастливая
3
85
Рабочая тетрадь
№ 5
10
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Мамочке любимой
1
86
Рабочая тетрадь
№ 5
12
Муз.В.Иванников
Сл. О.Фадеевой
Самая хорошая
2
87
Рабочая тетрадь
№ 5
14
Муз. С.Соснина
Сл.В.Крючкова
Моя мама
3-4
88
Рабочая тетрадь
№ 5
16
Муз.Ю.Чичкова
Сл. М.Пляцковского
Некогда стареть учителям
4
89
Рабочая тетрадь
№ 5
20
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Наследники России
4
90
Рабочая тетрадь
№ 5
24
Муз. и сл. Е.Гомоновой
Край Родной
3
91
Рабочая тетрадь
№ 5
26
Муз.С.Бугославского
Сл.О.Высотской
Песня о пограничнике
3
92
Рабочая тетрадь
№ 5
26
Муз.Д.Кабалевский
Сл.АПришельца
Наш край
2-3
93
Рабочая тетрадь
№ 5
28
Муз.З.Левиной
Сл.Л.Некрасовой
Наша Армия родная
2
94
Рабочая тетрадь
№ 5
30
Муз.Е.Тиличеевой
Сл.М.Булатова
Самолет
2
95
Рабочая тетрадь
№ 5
34
Муз.Г.Струве
Сл.Н.Соловьевой
Моя Россия
3-4
96
«Игралица» репертуарный сборник для детей
5
Муз. сл. народные
Игра «Катай каравай»
2
97
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
5
Муз. сл. народные
Игра «Колокольцы-бубенцы»
1-2
98
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
Муз. сл. народные
Ходила младешенька
2-3
99
«Игралица» Репертуарный сборник для детей.
Составитель Гринчук О.И., Новосибирск, 2003
Муз. сл. народные
На горе-то калина
3
100
Рабочая тетрадь
№ 6
1
Муз.А.Иванов
Сл.В.Потоцкий
Ты да я да мы с тобой
3
101
Рабочая тетрадь
№ 6
5
Муз. В.Шаинский
Сл. М.Пляцковский
От улыбки
1
102
«Музыка» 5 класс
В.Самигулина
84
Муз.Р.Роджерса
Сл.М.Цейтлиной
Звуки музыки
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа Министерства культуры СССР «Хоровой класс (коллективное музицирование) для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ». Составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, Москва, 1988 г.
2.. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, стр. 33-70. В. Крюкова, Г. Левченко. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2002.
3. Программа сольфеджио для ДМШ, ДШИ, вечерних школ общего музыкального воспитания. Министерсва культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Составитель Калужская Т.А., Москва, 1984 г.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Работа в хоре. Методика, опыт. М., Проф-издат, 1997.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ 2002.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству Азбука музыкально-творческого саморазвития Серия: У тебя получится:\ - М.: Аквариум, 1997.
Д.М.Кабалевский «Про трех китов и про многое другое».
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студ. сред. Пед. учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание»\ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Просвещение, 1982.
Ветлугина Н.А., Кепеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»- М.: Просвещение, 1983.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 1981, нот.
Румер М. Пение учебник для первого класса.
Румер М. Пение учебник для второго класса.
Румер М. Пение учебник для четвертого класса.
Румер М. Пение учебник для седьмого класса.
Е.А.Королева музыка в сказках, стихах и картинках: кн. Для учащихся и учителей.- М.: Просвещение, 1994, ил.
26
Заголовок 115