Общая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Хоровое пение 4 года обучения
Муниципальноеказённое учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 Чердаклинского района
Ульяновской области
Принято:
педагогический совет
протокол № _________
от « _____» ______________2015 г.
Утверждаю:
Директор МКУ ДО ДШИ № 2
Чердаклинского района
Ульяновской области
Е.И. Шатилина
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Хоровое пение»
п. Октябрьский
2015 год
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Уставом МКУ ДО ДШИ № 2 Чердаклинского района Ульяновской области (далее ДШИ).
Программа разработана на основе анализа деятельности ДШИ, с учетом возможностей, предоставленных, к учебно-методическому комплексу образовательного учреждения, является нормативно-управленческим документом ДШИ, осуществляет реализацию образовательной и методической деятельности, способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к музыкальному образованию.
Программа учитывает кадровый потенциал и материально-технические условия ДШИ, региональные особенности, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи. Она обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности становится экспериментом в освоении новых практик с учетом лучших традиций, существующих музыкальных запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных требований.
Программа составлена с учетом обеспечения преемственности общеразвивающей программы и дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа учитывает занятость детей в общеобразовательных школах, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному образованию, обеспечения его доступности, срок реализации Программы составляет до 4 лет (для детей в возрасте 6 - 13 лет включительно).
Сроки обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Прием детей в ДШИ в целях обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
ДШИ вправе проводить предварительные консультации и прослушивания по определению наличия музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.
По окончании освоения Программы выпускникам выдается свидетельство установленного образца.
Содержание Программы
Содержание Программы обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Программа реализуется посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
Реализация Программы способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Одним из основополагающих и ведущих принципов, положенных в основу, является общедоступность и адаптивность системы дополнительного образования в сфере культуры к уровням и способностям развития и подготовки обучающихся, поэтому доминантной педагогической установкой к реализации данной Программы является дифференцированный индивидуальный подход к обучающимся, ориентированный как на их потребности и интересы, так и на их индивидуальные личностные особенности и возможности. В данной Программе это осуществляется посредством предоставления каждому ребенку возможностей реализации индивидуальной траектории музыкального образования посредством выбора содержания и направлений собственного развития. Это находит отражение во внедрении инновационных методов музыкального образования и развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в различных сферах искусства, многообразии предлагаемых форм обучения, создании условий для всестороннего развития личности.
3. Структура Программы
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства ДШИ состоит из ряда компонентов (модулей), взаимно связанных между собой, тем самым представляя собой целостную образовательную систему:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Цели и задачи Программы
Цель программы – создание в ДШИ единого образовательного пространства, обеспечивающего сквозное решение педагогических задач и индивидуализирующее образовательный путь ребенка в условиях свободы выбора дополнительного образования.
Цель программы: создание условий для комплексного музыкального развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и исполнительства.
Задачи:
Обучающие:
- обучить игре на музыкальных инструментах, развить исполнительские навыки индивидуальной и ансамблевой игры;
- обучить основам нотной музыкальной грамоты;
- ознакомить с классической, народной и современной музыкой.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности (чувство ритма, память, мелодический и гармонический музыкальный слух);
- развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Воспитывающие:
- привить любовь к музыкальному искусству;
- воспитать трудолюбие, самостоятельность;
- воспитать чувство коллективизма.
Здоровьесберегающие:
- формировать мотивацию на ведение ЗОЖ.
С этой целью содержание Программы основывается на реализации учебных предметов в области исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки, а также предметов по выбору, сформированных с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
5. Планируемый результат освоения Программы
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
-навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
-умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
-умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-навыков публичных выступлений;
-навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
В области историко-теоретической подготовки:
-первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
-знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
-знаний основ музыкальной грамоты;
-знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
6. Критерии выставления оценок по учебным предметам
Оценки промежуточной, итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся выставляются по пятибалльной системе в соответствии с установленными критериями:
Оценка «5» (отлично):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- попытка передачи динамического разнообразия.
Оценка «3» (удовлетворительно):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- грубые ошибки в воспроизведении нотного текста.
7. Условия реализации Программы
Условия реализации Программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения Программы.
ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность обеспечения доступности, открытости, привлекательности образования для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем.
Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана, бесплатным доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям Программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации Программы имеется необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, который включает в себя:
зал, для проведения творческих мероприятий с роялем и пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,
библиотеку с нотной и учебно- методической литературой, выходом в Интернет и работы со специализированными материалами (фонотека);
для просмотра видеоматериалов два класса оснащены соответствующим оборудованием (компьютер, видеомагнитофон, телевизор);
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий оснащены специальным учебным оборудованием, соответствуют профилю Программы.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Программа учебного предмета «Хоровой
ансамбль»
Дополнительнаяобщеразвивающая общеобразовательная программа
«Хоровое пение»
Программа учебного
предмета
«Сольное
пение»
Программа учебного
предмета
«Сольфеджио»
Программа учебного предмета «Слушание музыки
Программа учебного предмета «Музыкальная литература
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент